Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 
Эксклюзив

Застройщики начали искать замену европейским лифтам в Китае и Корее

На лифты западных производителей приходится почти 30% российского рынка
Девелоперы начали искать альтернативных поставщиков лифтов и деталей для них
Крупнейшие западные производители лифтов остановили поставки в Россию. Застройщики ищут замену на внутреннем рынке и в Азии. Несмотря на высокий уровень локализации, российские производители говорят о риске дефицита деталей
Фото: Сергей Ведяшкин / АГН «Москва»
Фото: Сергей Ведяшкин / АГН «Москва»

Почти 30% лифтов, установленных в России в прошлом году, привезли из-за границы, рассказал РБК представитель Минпромторга. На лифты из дальнего зарубежья (Европы, США и других западных стран) пришлось 13% и еще 15% — на Белоруссию, отметили в ведомстве.

Российские застройщики, использующие европейские и американские лифты в своих проектах, уже начали искать аналоги, а производители — пути локализации недостающих деталей. Но в производстве лифтов на территории России около 30% импортных комплектующих, предупреждает гендиректор ассоциации «Российское лифтовое объединение» Петр Харламов.

Какие зарубежные лифты больше не ввозят в Россию

Западные компании, включая производителей лифтов, начали останавливать поставки в Россию в ответ на продолжающиеся боевые действия на Украине. В целом, по подсчетам Fortune, с 24 февраля, когда началась военная операция, 165 иностранных компаний полностью прекратили работу в России, 186 компаний приостановили операции и еще 26 сократили некоторые операции и заявили об остановке инвестиций.

Американская Otis на прошлой неделе перестала принимать новые заказы на лифты и эскалаторы. В компании заверили, что продолжат выполнять существующие договоренности и «по мере возможности» предоставлять услуги по техническому обслуживанию оборудования. По данным Otis, доля России в выручке компании составляет около 2%.

Otis — единственная зарубежная компания, у которой здесь локализовано производство лифтов, она собирает их в Петербурге. Среди лифтов, установленных в России в 2021 году, на Otis приходится около 16%, и большинство из них произведено в России. Крупнейший производитель лифтов в России — Щербинский лифтостроительный завод (ЩЛЗ; входит в группу компаний «Дом.РФ») занимает около 20% рынка. Гендиректор «Дом.РФ» Виталий Мутко рассказывал в интервью РБК в конце 2021 года, что завод планирует нарастить эту долю до 30–35%.

У Otis есть совместное производство с ЩЛЗ «Щербинка Отис Лифт» (у Otis — 55%, у российской компании — 45%), которое производит лебедки для лифтов. Этот завод продолжает работать и принимать заказы, говорят в пресс-службе ЩЛЗ. В пресс-службе Otis не ответили на вопрос о работе этого производства, сославшись только на официальное сообщение компании о приостановке новых контрактов в России.

Финский производитель лифтов и эскалаторов KONE также временно прекратил поставки в Россию и подписание новых контрактов. На компанию в 2021 году пришлось, по данным Российского лифтового объединения, менее 2,5% российского рынка. В российской пресс-службе KONE отмечают, что компания остается на российском рынке, но не уточняют, когда поставки будут возобновлены. Немецкая TK Elevator (бывшая Thyssenkrupp Elevators) заявила, что немедленно ставит на паузу новый бизнес в России. На этого производителя приходится около 1% поставок.

Компания Otis приостановила производство лифтов для России
Бизнес
Фото:Сергей Фадеичев / ТАСС

В России продолжает работать представительство швейцарской компании Schindler, компания исполняет заключенные договоры на поставку, монтаж, обслуживание лифтового и эскалаторного оборудования. В сообщении российского представительства не сказано, принимает ли компания новые заказы, штаб-квартира компании не делала заявлений. О приостановке поставок в Россию не заявляли и некоторые другие европейские производители лифтов, например греческая Kleemann и французская Sodimas. Доли этих производителей на рынке в прошлом году составили менее 1% (у каждой). РБК направил запросы в TK Elevator, Schindler, Kleemann и Sodimas.

Где найти замену западным лифтам

Лифты, произведенные западными компаниями, в России используются прежде всего в коммерческом строительстве, например для торговых и бизнес-центров, высотных зданий, а также для жилья в ценовом сегменте выше среднего. Застройщики уже начали искать альтернативы этим производителям на азиатских рынках.

«Ситуация с лифтами сейчас сложная. Привычная линейка производителей в более высоких ценовых сегментах недвижимости меняется», — говорит директор по строительству ГК «Гранель» Андрей Зимонов. По его словам, компания ведет переговоры с поставщиками импортного оборудования по исполнению заключенных договоров и рассматривает в качестве альтернативы продукцию корейской компании Sigma. «Но точного понимания ценовой политики и сроков поставки пока нет», — говорит Зимонов. В массовом сегменте компания закупает и продолжает закупать лифты у отечественных производителей. РБК направил запрос в Sigma.

Эксперты назвали самые уязвимые для санкций отрасли экономики России
Экономика
Фото:Виталий Аньков / РИА Новости

Директор по закупкам и тендерам группы «Самолет» Артем Блинов рассказал, что компания в последние две недели перевела все заказы на российские заводы. Доля импортных лифтов в проектах «Самолета» всегда была небольшой и составляет около 5%: это лифты KONE и Otis, которые устанавливаются на высотных объектах, все они уже поставлены, говорит Блинов. «Рассматриваем новые закупки на рынках Турции и Китая, — сообщил он. — Отечественные производители также освоили выпуск высокоскоростных лифтов для высотных зданий».

Ранее у российских компаний не складывалось активного сотрудничества с китайскими производителями лифтов, говорит Харламов. Он связывает это с тем, что они требовали частой замены запчастей, которые нужно было заказывать из Китая, и это осложняло обслуживание.

А девелоперская компания «Мармакс» пока не ведет переговоры с новыми поставщиками, говорит ее коммерческий директор Валерия Русакова. Она надеется, что лифты Otis можно будет продолжить закупать, но уже в Китае, где у группы есть подразделение с полным циклом производства. Но это приведет к увеличению сроков поставок.

Насколько независимы российские производства

По данным Российского лифтового объединения, доля импортных составляющих в российских производствах лифтов составляет около 30%. В основном это лебедки, которые поднимают кабину лифтов. Российские производители зачастую закупают их в Италии, а также в Корее, Китае и Турции.

В России есть заводы, которые готовы изготавливать лебедки для лифтовой отрасли. «Но здесь нужна будет поддержка Минпромторга как с точки зрения гарантирования объемов заказов, так и денег на модернизацию», — считает Харламов. Кроме того, в станциях управления лифтами используется микроэлектроника из Китая и Тайваня. «Если будут остановлены поставки этой микроэлектроники, возникнут сложности у производителей станций управления для лифтов», — предупреждает эксперт. Проблемы с чипами начались еще год назад, а сейчас запасы у производителей, по его оценкам, есть на три-шесть месяцев.

Но в пресс-службе Минпромторга заверили РБК, что «критических проблем с поставками импортных комплектующих не наблюдается». «В случае их возникновения нами будут рассмотрены альтернативные рынки», — говорят там.

Дефицит чипов растет. Как конфликт России и Украины может усугубить его
Pro
Фото:Shutterstock

На ЩЛЗ работа по замене импортных комплектующих на российские разработки-аналоги началась в прошлом году, и сейчас доля импортной составляющей в продукции не превышает 10%, говорят в пресс-службе завода. Импортные комплектующие могут быть заменены на другие компоненты без ущерба качеству продукции, уверены там. «Дефицит импортных составляющих возможен, но мы прорабатываем все пути замещения, чтобы минимизировать трудности в производстве и сохранить эффективность работы завода», — заверили в пресс-службе ЩЛЗ.

У другого производителя лифтов, завода «Московское электрооборудование и лифты» (МЭЛ), европейские составляющие не превышают 5% от всего объема поставок, говорят в пресс-службе группы ПИК, крупнейшего застройщика жилья в России, в структуру которого входит этот завод. При этом ПИК не использует импортные лифты в строительстве жилья в России, добавили там.

В России работают более 20 российских производителей лифтов, их загрузка составляет около 75%, подчеркивают в Минпромторге. «Дефицита лифтового оборудования не ожидается, российские предприятия готовы полностью закрыть потребность в лифтах, в том числе в рамках замены лифтов в жилых домах», — уверены в министерстве.

Чем отличаются западные лифты от российских

Высотность зданий, на которые возможно поставить лифты российского производства, ограничена, говорит гендиректор ассоциации «Российское лифтовое объединение» Петр Харламов: их нельзя установить, например, в небоскреб. При этом производители ведут разработки, проводят испытания для совершенствования продукции, добавляет эксперт.

Лифты Щербинского лифтостроительного завода пока монтируются на высоту до 110 м, то есть 42 этажа, а скорость их движения составляет 2 м/с, говорят в пресс-службе завода. ЩЛЗ поставляет лифты как для стандартных жилых домов, так и для домов бизнес-класса и офисных центров. На заводе «Московское электрооборудование и лифты» (МЭЛ) также есть разработки для сегмента бизнес-класса, говорят в пресс-службе ПИК.

В пресс-службе Минпромторга отмечают, что при содействии ведомства «ведущими российскими организациями» сейчас уже ведутся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию отечественных скоростных лифтов и комплектующих к ним. К скоростным лифтам в министерстве относят подъемники со скоростью выше 2,5 м/с. МЭЛ работает над увеличением скорости лифтов с 2,5 до 4,5 м/с. Для сравнения: Otis устанавливает в небоскребах лифты со скоростью 12 м/с.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Россияне разделились в вопросе представления партиями их интересов Политика, 02:58
В Павлограде прогремели взрывы Политика, 02:50
Краснов назвал очевидным украинский след в теракте в «Крокусе» Политика, 02:15
Киев объяснил идею отправлять на передовую осужденных за убийство Политика, 02:12
Определились все полуфинальные пары Лиги Европы Спорт, 01:50
Определились все полуфинальные пары Лиги Европы Спорт, 01:50
Губернатор сообщил о последствиях воздушной атаки ВСУ на Белгород Политика, 01:42
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Тбилиси объяснил закон об иноагентах желанием «не повторить путь Украины» Политика, 01:37
США заблокировали резолюцию о членстве Палестины в ООН Политика, 01:20
«Байер» установил рекорд лучших лиг по количеству матчей без поражений Спорт, 01:09
Оператор подтвердил повреждение газопровода в Харьковской области Политика, 00:45
Чистая прибыль Netflix достигла $2,3 млрд. за квартал Бизнес, 00:43
Украина проигнорировала просьбу США об атаках дронов Политика, 00:28
Глава МАГАТЭ обвинил в игнорировании призыва не атаковать Запорожскую АЭС Политика, 00:20