Перейти к основному контенту
Падение экономики⁠,
0

X5 предупредила об уходе покупателей из супермаркетов

X5 Retail Group (управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») опубликовала в среду, 21 января, предварительные результаты работы в 2014 году: они подтвердили опасения ретейлеров и инвесторов – покупатели переключаются с дорогих супермаркетов на более дешевые форматы магазинов
Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

Покупатели экономят

«Ухудшение макроэкономической ситуации, преимущественно в четвертом квартале 2014 года, в стране привело к оттоку трафика LFL [like-for-like – показатель по одним и тем же магазинам, без учета новых открытий] и количества покупок в 
форматах супермаркет и гипермаркет», – говорится в отчете X5 с операционными результатами за последний квартал прошлого года. Сопоставимый покупательский поток в супермаркетах «Перекресток» сократился с октября по декабрь к аналогичному периоду 2013 года на 6,5%, по итогам всего 2014-го – на 2,9%. У гипермаркетов «Карусель» – на 6,6 и 1,8% соответственно.

«Перекрестки» – самый дорогой из всех четырех форматов X5, которая помимо «Каруселей» также открывает универсамы экономкласса «Пятерочка» и магазины «шаговой доступности» «Экспресс». Что касается «Каруселей», то, как объясняет старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева, потребитель стал реже ходить в гипермаркеты, потому что этот формат располагает к большим объемам покупок, а потребитель начинает оптимизировать свою корзину – нацеленные на экономию россияне стараются избегать импульсных покупок, поэтому переключаются на магазины у дома. «Кроме того, в гипермаркетах велика доля непродовольственной продукции, которая стала менее востребована в процессе пересмотра потребителем своих покупок», – добавляет Колупаева.

Для сравнения, у «Пятерочек» трафик LFL в четвертом квартале вырос на 1,5%, за 2014 год – на 1,6%.

В отчете компания уточнила, что рост продуктовой инфляции в 2014 году увеличил потребительские расходы во всех сетях группы, но результаты «Пятерочки» также складывались и за счет расширения потребительской корзины. Помимо увеличения количества маркетинговых акций в сети, потребители стали делать в «Пятерочках» больше покупок. «Ассортимент магазинов стал разнообразнее, в среднем он увеличился на 15–20%», – добавляет представитель X5 Владимир Русанов. 

Россияне в самом деле начали экономить: согласно опросу Левада-Центра, результаты которого были опубликованы в конце декабря, почти 80% населения согласны с тем, что в стране наступает экономический кризис, причем пятая часть респондентов уверены, что он продлится не менее двух лет. А в январском исследовании Sberbank СIB отмечается, что макроэкономическая неопределенность, девальвация рубля и боязнь безработицы заставили россиян в декабре включить режим тотальной экономии: 60% потребителей стараются меньше тратить на товары повседневного спроса, 28% респондентов в конце 2014 года сократили расходы на товары, не являющиеся предметами первой необходимости.

Ретейлеры пытаются подстроиться: даже премиальная «Азбука вкуса» начинает открывать супермаркеты «АВ маркет», работающие практически в одной нише с недорогим «Ашаном». Малый формат магазинов готовится открывать ГК «О'Кей»; компания заявляла, что в 2015 году начнет открывать новые магазины под брендом "Да!". Сообщалось, что новые точки будут сетью дискаунтеров.

Какие продукты больше всего подорожали за новогодние каникулы
Фотогалерея 
Огурцы свежие



Подорожали на 14,9%



Причина роста цен на овощи – сезонность и высокая зависимость от импорта. В декабре прошлого года огурцы подорожали на 28,1%.

Отстали от «Магнита»

Выручка X5 за 2014 год выросла на 18,6%, до 631,93  млрд руб. То есть X5 показала двукратное ускорение роста выручки – продажи группы в 2013-м выросли только на 8,7%. Кроме того, компания уложилась в собственный прогноз: в октябре прошлого года X5 сообщала о том, что ожидает увеличения выручки на 17–19%.

Для сравнения, годовые продажи главного конкурента – «Магнита» – выросли на 31,61%, до 762,72 млрд руб. Капитализация X5 на Лондонской бирже – $3,041 млрд, «Магнита» –​ $20,673 млрд.

Несмотря на то, что показатели X5 начинают улучшаться, она все больше отстает от своего соперника. В конце 2013 года разрыв в выручке компаний составлял 8,1%. А по окончании 2014 года он вырос до 17,5%. На вопрос РБК о том, насколько акционеров и менеджмент беспокоит отставание компании от лидера отрасли и планируется ли в связи с ним принятие каких-то дополнительных мер, Владимир Русанов сообщил, что никаких резких и существенных изменений текущего плана компания делать не будет. «У Х5 есть стратегический план развития, и первые результаты его поэтапной реализации свидетельствуют о том, что мы на правильном пути», – говорит он. 

Из всех форматов лучшую динамику продаж показали «Пятерочки»: их чистая розничная выручка по году увеличилась на 25,1%, до 435,82 млрд руб. В прошлом году компания провела реновацию в 460 «Пятерочках» и легкую реконструкцию в 67 (программу обновления X5 запустила в конце 2013-го и планирует завершить к концу 2016-го), открыла 907 новых магазинов в этом формате – теперь их 4789. Также X5 включает 403 «Перекрестка», 82 «Карусели» и 209 «Экспрессов», управляет в России 34 распределительными центрами и 1438 собственными грузовыми автомобилями.

«Пока форматы X5 находятся в процессе обновления и модернизации, рядом открываются магазинов конкурентов. И потребитель мог уходить в гипермаркеты компаний, которые вели себя более агрессивно – в «Ашан» или «Ленту», – считает Колупаева.

Акционерами X5 являются «Альфа-Г​рупп» (47,86%), основатели «Пятерочки» (14,43%), директора X5 (0,04%), на казначейские акции приходится 0,04%, в свободном обращении – 37,63%.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "FMCG"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 22:51
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 22:51
Россия и Иран: история сотрудничества РБК и РЭЦ, 23:00
Politico узнало, что Венгрия оставила ЕС без «плана Б» по активам России Политика, 22:54
Зеленский исключил Ермака из СНБО и своей ставки Политика, 22:52
Аэропорт Тамбова временно приостановил полеты Политика, 22:48
Что умеет видеоаналитика на производстве и в ретейле РБК х МТС Бизнес, 22:46
Bentley подтвердила отзыв кроссоверов Bentayga из-за перегрева батареи Общество, 22:41
Умер архитектор Фрэнк Гери Общество, 22:30
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Почему Египет импортирует продукты питания РБК и РЭЦ, 22:23
Какие сборные вышли на чемпионат мира по футболу 2026 года Спорт, 22:19
Лариса Долина пообещала вернуть деньги купившей ее квартиру Полине Лурье Общество, 22:14
Состоялась жеребьевка финальной части ЧМ-2026 Спорт, 22:07
Истина в стекле: как выбрать винные бокалы РБК и СберПервый, 22:05
Россия прекратила военные соглашения с Канадой, Францией и Португалией Политика, 22:03
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 21:59