Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

Вечная музыка: зачем Альфа-банку самый дорогой в России фестиваль

Как крупнейший частный банк создал самый дорогой в России фестиваль электронной музыки Alfa Future People и за счет чего рассчитывает его окупить
В 2014 году сцена на AFP представляла собой голову робота, в 2015-м она стала более «человекоподобной»
В 2014 году сцена на AFP представляла собой голову робота, в 2015-м она стала более «человекоподобной» (Фото: Предоставлено пресс-службой ALFA FUTURE PEOPLE)

В поле на берегу Волги — белая голова робота-андроида высотой с восьмиэтажный дом с красной буквой «А» на макушке. Челюсть андроида опускается вниз, внутри оказывается «диджейка» — диджейский пульт и сам диджей. Внизу двигается в ритм бита огромная толпа с восторженными лицами, в которой есть, например, люди в костюмах роботов и мышей. Так в прошлом году выглядела главная сцена фестиваля электронной музыки Alfa Future People (AFP), который с 2014 года организует Альфа-банк.

AFP — самый дорогой музыкальный фестиваль в России, и конкуренты называют его бюджет «космическим». Дорого здесь все — и артисты из топ-10 мировых хит-парадов, и декорации, каких не строит больше ни один российский фестиваль, и инфраструктура. Ежегодный бюджет AFP, на котором в этом году ждут 50 тыс. человек — почти 500 млн руб., а у почти 180-тысячного «Нашествия», по оценкам конкурентов, — около 150 млн руб. То есть на одного зрителя AFP тратит почти в десять раз больше денег — около 10 тыс. руб. против примерно 1 тыс. руб. на «Нашествии». Зачем крупнейший частный российский банк так щедро инвестирует в электронную музыку?

Сцена фестиваля в 2015 году была самой высокой в РФ, ее высота — около 28 м. Она почти в 1,5 раза выше сцены на Дне России на Красной площади
Сцена фестиваля в 2015 году была самой высокой в РФ, ее высота — около 28 м. Она почти в 1,5 раза выше сцены на Дне России на Красной площади

Техно вместо симфоний

В 1994 году Альфа-банк решил строить свой маркетинг на концертах знаменитых музыкантов: Рэя Чарльза, Пола Маккартни, Стинга. «Мы были банком московского масштаба, тратили на это десятки, сотни тысяч (долларов. — РБК), а получали огромный интерес, все просили билеты», — говорит РБК совладелец «Альфа-Групп» миллиардер Михаил Фридман.

Фридман и был автором этой идеи, вспоминает Александр Гафин, бывший начальник отдела маркетинга и рекламы и член совета директоров Альфа-банка. «Он очень увлекается музыкой, хорошо знает многие жанры и сам прекрасно играет на фортепиано», — говорит Гафин. Фридман действительно связан с музыкой давно: в школе он играл в рок-группе, а на третьем курсе МИСиСа организовал студенческий клуб, в котором проводились дискотеки и концерты.

Вечная музыка: зачем Альфа-банку самый дорогой в России фестиваль

В начале 1990-х Россия, вспоминает Гафин, для западных артистов была темным пятном, и поездка сюда «была равносильна поездке в воюющий Афганистан». «Многие наши клиенты знали западных звезд по записям и пластинкам, но вживую никогда их не видели», — говорит он.

Первым Альфа-банк привез Рэя Чарльза в 1994 году, через год — Элтона Джона. Концерт был двухдневным, и музыкант улетал ночевать в Париж, потому что боялся ночевать в Москве, вспоминает Гафин. Потом каждый год Альфа-банк привозил все новых звезд — Тину Тернер, Робби Уильямса, Aerosmith. «Мы всегда на этом деньги теряли, но мы считали, что это несопоставимые расходы по сравнению с тем эффектом, который мы получали», — отмечает Фридман.

Как выглядят сцены крупнейших мировых фестивалей электронной музыки
Фотогалерея 
Фестиваль Sunburn, Гоа, Индия

В основном концертный маркетинг был нацелен на крупных VIP-клиентов и корпоративный бизнес. «Люди не были так избалованы, как сейчас, к нам обращались за помощью достать билеты на эти концерты люди совершенно из разных слоев общества: крупные чиновники, депутаты. Это давало возможность знакомиться с потенциальными клиентами и партнерами», — объясняет Гафин.

Практически каждый год банк устраивал по одному концерту, и так продолжалось до 2011 года. «Концепция была в том, чтобы привозить звезд, которые ни разу не были в России. Из таких к 2011 году остались только Radiohead и Lady Gaga», — говорит сменивший Гафина Виктор Шкипин (сейчас перешел в «ВымпелКом» на должность директора по развитию финансовых продуктов, но остается директором AFP). В 2011-м, на свое 20-летие, Альфа-банк «выкрутился» и провел световое 4D-шоу на Воробьевых горах, куда пришло 800 тыс. человек (мероприятие совпало с Днем города). Зарубежных звезд на шоу не было — ограничились Валерием Сюткиным и «Би-2».

В 2012-м Альфа-банк концертов не устраивал. В банке давно понимали, что из-за прихода новых конкурентов теряют в работе с розничными клиентами молодежную аудиторию и регионы, и отдел маркетинга искал новые идеи для продвижения. Фридман предложил провести фестиваль электронной музыки.

«Идея у меня родилась, потому что мне дочка рассказала про фестиваль Tomorrowland, — вспоминает Фридман. — Я сам уже вышел из этого возраста, когда увлекаются электронной музыкой, но тем не менее слышал, конечно, про Ибицу».

Директор AFP Виктор Шкипин рассчитывает, что в 2017-м фестиваль выйдет в ноль. А Фридман планирует сделать электронику отдельным бизнесом
Директор AFP Виктор Шкипин рассчитывает, что в 2017-м фестиваль выйдет в ноль. А Фридман планирует сделать электронику отдельным бизнесом

Tommorrowland, о котором Фридману рассказала его 16-летняя дочь, — это один из крупнейших электронных музыкальных фестивалей в мире. Обычно он проходит в окрестностях Антверпена в Бельгии. В прошлом году юбилейный десятый фестиваль собрал больше 300 тыс. человек.

Шкипин уже организовывал 4D-шоу и концерт U2 в «Лужниках» и всегда был неравнодушен к электронике, поэтому идея ему понравилась, и он взялся за реализацию. При этом Фридман не ставил четких бизнес-задач, которых нужно достичь за счет фестиваля. «Установки конкретно зарабатывать деньги я не давал, — вспоминает он. — Я сказал: вы посчитайте, это вообще приемлемо для вас? Они считали-считали, а потом говорят: мы готовы рискнуть. Ну давайте рискните».

Гафин, ушедший из Альфа-банка, к идее до сих пор относится скептически: он считает, что «большие деньги любят симфоническую музыку». Шкипин горячо возражает: «Это те люди, которые через пару-тройку лет будут активно брать кредиты, автокредиты и ипотеку, а те, кто слушает классическую музыку, — либо без денег, либо уже клиенты private banking».

Пастух, $300 и диджеи из топ-5

До того как Альфа-банк решил заняться электронной музыкой, самым масштабным электронным фестивалем на постсоветском пространстве был «Республика КаZантип», говорит диджей и продюсер Владимир Фонарев. Но после присоединения Крыма к России у фестиваля возникли сложности, организаторы попытались перенести его сначала в Грузию, потом в Камбоджу, но популярностью в этих странах он не пользовался. В 2016 году власти Крыма официально запретили проводить у себя «КаZантип».

Кроме «KaZантипа» существовали нишевые фестивали, например Outline, ориентированный в основном на одно электронное направление — техно, мероприятия «Радио Record» (фестиваль-концерт «Пиратская станция», франшиза Sensation White и др.) и мероприятия, организованные Global Clubbing (Fruit Vibrations, Adventure The Music). Каждое из них собирало не больше одного-двух десятков тысяч человек.

AFP по задумке организаторов должен был стать федеральным фестивалем, поэтому было решено проводить его за пределами Москвы. Место искал тогдашний генеральный подрядчик фестиваля — компания Zeppelin и ее генеральный директор Дмитрий Ашман.

Поиски привели его на заброшенный аэродром на берегу Волги в Большом Козино Нижегородской области. «Нам нужна была точка, куда можно было бы добираться из всех городов, — рассказывает Ашман. — Нижний Новгород отлично подходил». Роль сыграло и то, что Ашман был давно знаком с вице-губернатором Нижегородской области Дмитрием Сватковским. «Мы обратились к нему, ему идея понравилась, и он нам всячески помогал», — рассказывает Ашман. Сватковский от разговора с РБК отказался, но через пресс-службу передал, что «быстро нашел общий язык с Михаилом Фридманом».

Площадку под фестиваль готовили с нуля. «Наша первая инвестиция составляла $300 — столько мы заплатили пастуху, чтобы он на месяц перегнал стадо на другую сторону поля, — вспоминает Шкипин. — Нам пришлось привезти 2 тыс. грузовиков с щебенкой, чтобы засыпать парковку. После этого часть щебенки растаскали местные жители. «Билайн» уложил оптоволоконный кабель от Нижнего Новгорода — его перерубили экскаватором прямо во время фестиваля. Так что все приходилось делать со скидкой на российские реалии».

Вечная музыка: зачем Альфа-банку самый дорогой в России фестиваль

В лайнапе (списке выступающих первого фестиваля) было 19 артистов, пять из них, в том числе Skrillex, Avicii и Arty, были из топ-10 мирового рейтинга диджеев 2014 года, по версии DjMag.

В «Альфа-кемпинг» организаторы поставили несколько тысяч брендированных палаток Альфа-банка, в которых уже лежали спальник, пенка, бутылка воды и презервативы с символикой AFP. «Так не заморачивается ни один фестиваль», — гордится Шкипин.

В качестве промо команда фестиваля раздала бесплатно 1,5 тыс. билетов тогдашним выпускникам нижегородских вузов, устраивали розыгрыши билетов на «Европе плюс». В итоге получил то количество зрителей, на которое рассчитывал — около 30 тыс. человек. Билеты в тот год стоили в среднем 2,5 тыс. руб.

В 2015 году фестиваль начал поднимать цены на билеты — 2,5 тыс. руб. они уже стоили только на самом старте продаж, а ближе к фестивалю цена доходила до 5 тыс. руб. Кроме этого фестиваль начал расширяться — вместо двух сцен было устроено пять (для сравнения, на Tomorrowland их в среднем 14), музыкантов было уже более 100, расширилась парковка.

AFP пытается объединить музыку, технологии и спорт, чтобы привлечь молодую аудиторию. Это потенциальные клиенты, которые через пару-тройку лет будут брать в Альфа-банке автокредиты, кредиты на образование, ипотеку и пользоваться мобильным банком
AFP пытается объединить музыку, технологии и спорт, чтобы привлечь молодую аудиторию. Это потенциальные клиенты, которые через пару-тройку лет будут брать в Альфа-банке автокредиты, кредиты на образование, ипотеку и пользоваться мобильным банком

Хотя билеты и подорожали, на второй фестиваль приехали уже 40 тыс. человек, а сцена стала самой большой в стране. «Даже декорации для Дня России на Красной площади, которые мы делали, были меньше — 20 м», — говорит основатель компании-подрядчика AFP по декорациям D-Construction Павел Шлямин. После AFP 2015 года D-Construction пригласили делать декорации для крупнейшего зарубежного фестиваля (см. инфографику на с. 34)  — Electric Daisy Carnival в Лас-Вегасе.

Вечная музыка: зачем Альфа-банку самый дорогой в России фестиваль
Из-за скачка курса доллара в 2015 году организаторам AFP пришлось быть уже скромнее в приглашении звезд: из первой десятки DjMag того же года не было никого, из топ-100 выступали Deadmau5 (25-е место), Steve Angello (31-е место), Snake (32-е место) и Paul van Dyk (41-е место). Но в удешевлении рубля нашлись и плюсы: на фестиваль поехали не только россияне, которые раньше ездили на электронные фестивали в Европу, но и иностранцы.

Отчасти чтобы не упустить этот шанс, в этом году Шкипин не стал экономить на артистах. В 2016 году AFP пройдет одновременно с Tomorrowland и частично повторит зарубежного конкурента в хедлайнерах: и там и там будет выступать Axwell Ingrosso, Армин ван Бюрен, Dimitri Vegas & Like Mike и Martin Garrix. Вместо этого решено было отказаться от «Альфа-кемпинга» с брендированными палатками и строительства моста на соседний остров, который организаторы возводили два предыдущих года.

«Билет на Tomorrowland в 2016 году стоит €270, — говорит Дмитрий Невелич, который едет на AFP уже второй раз. — Если ехать на AFP из Москвы, то потратишь 2 тыс. руб. на «Ласточку» туда и обратно, на пресейле билет на фестиваль можно купить за 3 тыс. руб., на еду и алкоголь за три дня потратишь максимум 7 тыс. руб. Получается €150–200 со всеми издержками. При том что лайнап вполне сопоставимый». Правда, Григорий, который тоже не впервые едет на фестиваль, жалуется на гигантские очереди на входе на территорию AFP: в прошлом году он простоял в ней больше трех часов. «Мне кажется, просто не хватало сотрудников», — говорит он. Впрочем, доля покупок билетов из-за рубежа пока не превышает 5%, признает Шкипин.

Вечная музыка: зачем Альфа-банку самый дорогой в России фестиваль
Совладелец «Альфа-Групп» Михаил Фридман предложил создать Alfa Future People, узнав от дочери о фестивале Tomorrowland в Антверпене. Теперь он уверен, что из-за изменения структуры всего шоу-бизнеса фестивали танцевальной музыки как жанр перспективнее концертов мегазвезд. Звезд масштабов The Beatles, возможно, не будет уже никогда.

Распознавание лиц, виртуальная реальность и диагностика рака

«Я где-то прочитал статью про фестиваль Burning Man, — говорит Фридман. — Там такая комбинация между фестивалем, всякими гаджетами, компьютерными делами, техникой. Мне показалось, что это интересно и для нас как для банка, потому что туда едет молодежь достаточно продвинутая, как правило, уже не бедная, более или менее успешная».

Как и хотел Фридман, AFP стремится стать крупной техновыставкой. Технозона на фестивале за два года выросла с одного до пяти шатров. В этом году здесь покажут шлемы виртуальной реальности — Oculus Rift, печку Biolite, которая позволяет преобразовать энергию горения дров в электрическую, российского робота Any Walker, электроскутеры, технологии для «умного дома» и нейропилотирование тараканов-киборгов, которыми можно управлять при помощи мысли. Также на фестивале будет работать «распознавание лиц» — при помощи российского приложения FindFace зрители, давшие согласие на это, будут идентифицированы и получат свои фото с фестиваля.

Большинство гаджетов и устройств команда AFP закупает и привозит сама, рассказывает Анастасия Ярынич, ответственная за работу с технологическими партнерами: «Мы мониторим все последние конференции, выставки и Kickstarter, выбираем новинки. Примерно за месяц до фестиваля заказываем все что нужно». Часть партнеров привозят свои разработки самостоятельно — в основном это касается российских компаний.

С партнерами у AFP бартерные отношения: «Мы им — место в выставочном шатре, они нам — презентацию технологии, — поясняет Ярынич. — Чем более интересна нам технология, тем больше мы готовы идти навстречу».

«Мы считаем, что участие в AFP должно привлечь новых посетителей на наш квест и заинтересовать представителей из других регионов в сотрудничестве», — делится надеждами представитель компании — организатора квестов виртуальной реальности Fribrum Дарья Скорцова.

На территории фестиваля кроме главной сцены есть несколько шатров, в которых проходит технологическая выставка и другие дневные развлечения
На территории фестиваля кроме главной сцены есть несколько шатров, в которых проходит технологическая выставка и другие дневные развлечения

Кроме технологий на AFP есть много видов спорта — от волейбола до американского футбола. «Еще мы делаем большой шатер вместе с Центром профилактики рака, там идет обследование на серьезные заболевания — на онкологию, гепатит, СПИД и т.д. В обычном мире такой тест стоит около 1,5–2 тыс., а у нас его делают бесплатно. Это тоже наша инвестиция», — рассказывает Шкипин. Это его личная инициатива — несколько лет назад из-за поздней постановки диагноза от рака умер его близкий родственник.

Технофестивалей в России пока меньше, чем музыкальных, но их популярность набирает обороты. В Москве, например, в формате «техноярмарок» уже проходят Geek Picnic и Фестиваль науки, в этом году на совместном фестивале «Радио Record» и «ВКонтакте» в Санкт-Петербурге тоже будет зона инноваций. На гибридный формат переходит и Tuborg Green Fest, который в этом году сделает пять направлений: музыка, спорт, еда, стиль и арт.

Брендам фестивальный формат продвижения интересен, говорит старший менеджер по PR и коммуникациям Lenovo в России и СНГ Марат Ракаев. Последние три года Lenovo устраивает свой музыкальный фестиваль Lenovo Fest в нескольких российских городах. «Городские ивенты с точки зрения эффективности для бренда — на втором месте после телевизора», — говорит он. По словам Ракаева, после прошлогоднего фестиваля кривая продаж нового смартфона Lenovo Vibe Shot резко пошла вверх. Правда, компания предпочитает делать свой фестиваль, а не спонсировать чужие, потому что «можно делать что угодно, а не один баннер и две растяжки».

Крупных спонсоров по организации технологической зоны у AFP в этом году нет. Фестиваль пока ориентируется в основном на no name компании, признает Ярынич.

Окупить затраты на покупку и привоз гаджетов организаторы пытаются за счет того, что часть технологических развлечений (например, виртуальная реальность) платная (стоит от 100 до 400 руб.). Но Шкипин надеется, что технологии и спорт сделают вклад в общий имидж фестиваля, а тот уже привлечет спонсоров не именно в зону технологий, а в целом на мероприятие.

«Мы сознательно примерно треть денег (около 160 млн руб. — РБК) тратим на дневные мероприятия. Изначально мы понимали, что не так сложно сделать что-то массовое, где люди сами собой занимаются и водку из багажника пьют, а можно действительно приморочиться — это стоит дорого, но дает простое следствие: с тобой начинают работать более серьезные партнеры, которым интересна эта аудитория», — говорит Шкипин.

Как отбить 500 млн руб.

Организация AFP в первый год обошлась Альфа-банку примерно в $10 млн. Потом сумма в долларах уменьшилась из-за скачка курса, в рублях оставшись прежней — около 500 млн руб. (Шкипин настаивает, что каждый год эта сумма уменьшается). По его словам, сейчас это существенная часть маркетингового бюджета банка, который всегда был «достаточно скромным».

«Четверть денег мы тратим на артистов, треть — на дневные мероприятия, 15–20 млн руб. — на рекламу, остальное — на инфраструктуру, охрану и логистику», — говорит Шкипин. Затраты на охрану периметра фестиваля он называет «огромной статьей расходов» (не называя конкретную сумму). Обычно бюджет фестивалей делится иначе: треть — на артистов, треть — на инфраструктуру и треть — на рекламу. Но на рекламе Шкипин экономит: мало использует наружку, а интернет-рекламу закупает у агентств по контрактам Альфа-банка с большими скидками.

Фридман рассчитывает, что AFP выйдет на окупаемость в отличие от концертов, которыми банк занимался с середины 1990-х. «Начинать такого рода мероприятие нужно только в том случае, если ты убежден, что это в худшем случае станет безубыточным, — говорит Фридман. — Если это глубоко убыточное [мероприятие], то пять лет ты его сделаешь, а на шестой год будет тяжелая ситуация, надо будет резать расходы, и первой жертвой падет фестиваль. А мы хотим делать что-то, что жило бы долго». Один из сотрудников Альфа-банка, попросивший об анонимности, улыбается: «Это не был бы наш акционер, если бы он не хотел это окупить».

Организаторы других музыкальных мероприятий в один голос говорят, что не знают, как «отбить» почти 500 млн руб., которые тратятся на организацию фестиваля. «По стандартной фестивальной модели этот проект окупить невозможно», — говорит Григорий Таран, коммерческий директор Global Clubbing. «Абсолютно нереально», — соглашается продюсер «Нашествия» Юрий Донцов.

Шкипин уверен, что AFP в 2017 году выйдет в ноль, то есть Альфа-банк вернет свои годовые затраты. Основных источников дохода у любого фестиваля два — продажа билетов и взносы спонсоров. Так же рассчитывает заработать и Шкипин, хотя обычно «брендированные» фестивали других спонсоров не привлекают. Организацией собственных фестивалей занимаются, например, «Балтика» (фестиваль Tuborg GreenFest) и «МегаФон» (MegaFonLive). Сторонних спонсоров никто из них не привлекает.

В прошлом году за счет других спонсоров и продажи билетов AFP выручил примерно 250 млн руб., покрыв половину затрат Альфа-банка, утверждает Шкипин. В этом году он рассчитывает покрыть расходы уже на 60–70%. По расчетам РБК, билеты в этом году должны принести примерно 200 млн руб.

Спонсоры, без учета Альфа-банка, должны принести больше 100 млн руб., ожидает Шкипин. В списке спонсоров 2016 года, например, MasterCard, «Билайн», производитель жевательной резинки Mentos, часовой бренд Tag Heuer, вода Perrier, энергетический напиток Effect и United Card Services. В прошлом году Шкипин говорил изданию Meduza, что спонсорский взнос составляет $187 тыс. (сейчас он сказал РБК, что в прошлом году это было $30–100 тыс., то есть по среднегодовому курсу 2–7 млн руб.). В этом году, по его словам, сумма взноса выросла в разы. «Но величина взносов очень разная, — уточняет он. — Есть крупные спонсоры, которые дают по полумиллиона долларов, но если у кого-то есть миллион рублей, то мы не отказываемся и от этого».

MasterCard в качестве спонсорского взноса предоставляет фестивалю браслеты с функцией бесконтактной оплаты PayPass. Организатор одного из конкурирующих фестивалей считает, что в денежном эквиваленте такой взнос мог бы дойти до €600 тыс. До этого MasterCard с музыкальными фестивалями в России не сотрудничал. «На других фестивалях все покупали за кэш, им это было неинтересно. Мы сразу объявили, что у нас территория без наличных», — рассказывает Шкипин. Представитель MasterCard называет сотрудничество с AFP «очень успешным». «Зрители — это активная молодежь, люди, которые во многом определяют будущее и ищут для себя новые возможности, и все они на практике могут опробовать современную платежную технологию», — объясняет он.

Но «продуктовое» партнерство, как в случае с MasterCard, — скорее исключение. Абсолютное большинство партнеров оплачивает свой взнос деньгами, утверждает Шкипин. «В этом году AFP подписывает только денежные договоры», — подтверждает Максим Гусев, директор дивизиона «напитки» Московской пивоваренной компании, выпускающей энергетик Effect. По словам Гусева, благодаря AFP компания рассчитывает «донести до потребителя концепцию бренда».

Фото: Предоставлено пресс-службой ALFA FUTURE PEOPLE

Максимум зрителей, которых фестиваль может принять на нынешней площадке, — 75–80 тыс. человек. Выходит, потолок дохода от билетов при нынешних ценах — около 300 млн руб. Чтобы окупить расходы, спонсоры должны приносить Шкипину около 200 млн руб., или почти $3 млн. Конкуренты считают эту сумму нереальной. «У нас поиском спонсоров занимаются 70 человек, и все равно гораздо большую часть денег фестиваль зарабатывает на билетах», — говорит Донцов.

Больше половины бюджета спонсоры приносят, например, «Пикнику «Афиши», но при этом фестиваль никогда не собирал больше $1,5 млн с учетом пакета генерального спонсора и всех более мелких пакетов, отмечает бывший программный директор «Пикника «Афиши» Юрий Сапрыкин. «Во-первых, мы не пикник городского масштаба, а федеральный рейв, а во-вторых, мы уже собираем больше $1,5 млн», — парирует Шкипин.

Эта музыка будет вечной

Если первый фестиваль Альфа-банк провел с помощью Zeppelin, то для второго Шкипин уже набрал собственную команду, которую банк выделил в отдельную «дочку» — ООО «АФП». В перспективе AFP может стать вполне самостоятельным бизнесом. «Я думаю, что можем создать какую-нибудь структуру и представители менеджмента смогут стать совладельцами этого проекта, — говорит Фридман. — Это скорее перспектива, четкого плана нет, но если менеджмент построит этот бизнес, да еще и прибыльный, то мы будем настроены на то, чтобы они за свою работу получали не только зарплату, но и часть прибыли».

Сейчас в ООО «АФП» работает около 20 человек — среди них есть люди, которые отвечают за букирование артистов, поиск партнеров для зоны технологий и зоны спорта, кейтеринг и продажу билетов, три человека отвечают за работу со спонсорами и партнерами, есть ответственные за бытовые и технические райдеры артистов, застройку территории, кемпинг и парковку.

«AFP для меня — одно из самых запоминающихся событий с точки зрения организации, — говорит диджей Владимир Фонарев, выступавший на AFP в 2015 году. — Все функционировало как часы: в распоряжении артистов машина, они точно знают время выступления, пресс-конференций. Есть человек, который ведет артиста и решает все вопросы и по выступлению, и по логистике».

То же, что и с организацией, произошло и с билетами — вместо того чтобы продавать их через сторонние сайты, организаторы фестиваля в этом году сделали свой собственный «движок» для продажи, чтобы не платить комиссию агентам (она может составлять около 10%, по оценке основателя Data Insight Бориса Овчинникова). В итоге через собственный сайт ООО «АФП» продало 90% билетов, сэкономив на этом «приличную сумму», отмечает руководитель билетного направления АФП Станислав Завьялов. По оценкам РБК, экономия могла составить около $250 тыс.

Вокруг AFP Шкипин начал выстраивать и другие мероприятия. «С одним фестивалем мы пока в минусе, поэтому мы стараемся добирать какими-то другими активностями, которые создадут общую рентабельность», — говорит он.

В 2015 году прошла первая премия диджеев Alfa Future Awards. В этом году пройдет VIP-фестиваль AFP в Сочи. ООО «АФП» купило права на проведение шоу Армина ван Бюрена в марте 2017 года в «Олимпийском». Кроме того, как утверждает Шкипин, ООО «АФП» выступает как субподрядчик на чужих корпоративных мероприятиях. Но что из этого будет приносить деньги, пока неясно.

Конкуренты уже думают, что с финансовым ресурсом Альфа-банка команде AFP удастся захватить российский рынок событий в области электронной музыки. «При полном отсутствии конкурентов, имея такую финансовую подушку, Альфа-банк может монополизировать рынок, чем он и займется, — считает Ашман. — Скорее всего, в краткосрочной перспективе это не очень выгодно. Но в долгосрочной — это очень большой рынок, и западные примеры это подтверждают, где EDM (Electronic Dance Music) занимает уже 30–40% рынка».

Вечная музыка: зачем Альфа-банку самый дорогой в России фестиваль

По оценкам Тарана, аудитория электронной музыки в России — около 6 млн человек, и хорошо, если 1% ее регулярно ходит на какие-либо мероприятия. Шкипин, впрочем, оценивает свою аудиторию шире: «Все, кому интересен содержательный и качественный отдых и технологии». «Ниша гораздо больше, чем многие о ней думали. Мы надеемся, что рано или поздно часть публики будет приезжать на фестиваль, днем ходить по техноярмарке, а вечером уезжать, потому что музыка не нравится», — говорит он.

Другие игроки на рынке электроники присутствие Альфа-банка уже почувствовали. «Если букинг-агент обращается к артисту с просьбой выступить на фестивале, который носит имя серьезной коммерческой структуры, то гонорар вырастает в N раз, — утверждает Таран. — Skrillex получил баснословный гонорар, в разы превышающий нормальный. Теперь, если кто-то захочет его привезти, шансы сделать это за вменяемые деньги очень низки». Гонорар Skrillex, который входил в топ-10 рейтинга диджеев, по оценкам конкурентов, мог составить более €500 тыс., говорит один из организаторов электронных фестивалей в России, попросивший об анонимности.

«Больше €600 тыс. мы пока никому не платили, — отмечает Шкипин. — Но, черт возьми, это большие деньги за часовой сет». Для сравнения, гонорар русских популярных исполнителей формата Сергея Шнурова («Ленинград» — один из наиболее коммерчески успешных российских музыкальных проектов) ближе к €100 тыс., по мнению Донцова. Гонорары западных звезд уровня Red Hot Chili Peppers исчисляются миллионами евро, говорит Сергей Мельников, глава продюсерского агентства «Мельница» и организатор фестиваля Park Live.

«Клубы могут переживать, но они просто не могут себе позволить взять звезд уровня Skrillex, их математика это не отобьет, — говорит Шкипин. — Надо будет билеты продавать за $200, но никто их не купит на электронику за такие деньги».

Кроме выросших цен конкуренты жалуются и на то, что AFP просит выступающих на фестивале артистов об эксклюзивности. Так, например, произошло в этом году с диджеем Виктором Строгоновым, который в этом году выступает на AFP и отказал фестивалю Adventure (его проводит Global Clubbing). Сам Строгонов называет это «совершенно нормальной практикой» для крупных фестивалей, если они стоят рядом по датам.

Впрочем, долго конкурировать за одного артиста вряд ли придется. Новые звезды в электронике появляются гораздо чаще, чем в других жанрах, говорит Фонарев. Фридман, хоть и не увлекается электроникой, тоже уловил этот тренд. «Структура шоу-бизнеса меняется, и сейчас звезд такого масштаба, которые были раньше, по определению не будет, — рассуждает он. — Слишком много каналов коммуникации с людьми. Поэтому жанр концертов мегазвезд, которые мы делали раньше, умирает по технологическим причинам. Жанр фестивалей более живуч в таких обстоятельствах, а танцевальная музыка будет существовать практически вечно. С момента, когда под камлания шаманов люди танцевали, почти ничего не изменилось».​

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 25 апреля
EUR ЦБ: 98,91 (-0,65)
Инвестиции, 24 апр, 17:11
Курс доллара на 25 апреля
USD ЦБ: 92,51 (-0,79)
Инвестиции, 24 апр, 17:11
В ЦСКА ответили на обвинения в подкупе арбитров в Кубке УЕФА Спорт, 13:58
КХЛ назвала лучших игроков финала Кубка Гагарина Спорт, 13:57
Названы популярные в Москве цифровые госуслуги в сфере градостроительства Город, 13:55
В Кривом Роге второй раз за день прогремели взрывы Политика, 13:52
В Петербурге водитель врезался в разводившийся мост Общество, 13:47
Сенатор назвал решение Байдена по Афганистану «зеленым светом» Путину Политика, 13:43
Силуанов заявил, что в России назрела «донастройка» налогов Экономика, 13:41
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Гладков снял с должности главу Алексеевского округа Политика, 13:39
Кремль отнесся к решению Канады по российскому титану с пониманием Экономика, 13:38
В КАМАЗе заявили, что не ищут партнера по «Москвичу», кроме китайской JAC Бизнес, 13:29
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником Pro, 13:27
Макрон предупредил о смерти Европы Политика, 13:23
Российские фехтовальщики пропустят Олимпиаду в Париже Спорт, 13:20
Россиянин Петров отреагировал на решение экстрадировать его с Кипра в США Политика, 13:14