Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Умер Александр Градский, новый штамм COVID-19. Главное за выходные Общество, 18:14
Как Wi-Fi шестого поколения работает в реальных условиях РБК и Huawei, 17:58
Гараничев забыл палки и опоздал на старт спринта на этапе Кубка мира Спорт, 17:56
В Нидерландах у 13 пассажиров из ЮАР выявили омикрон-штамм коронавируса Общество, 17:49
Умер основатель команды «Формулы-1» Williams Фрэнк Уильямс Спорт, 17:35
Месси сделал три голевые передачи в победном матче ПСЖ с «Сент-Этьеном» Спорт, 17:15
Путин выразил соболезнования родственникам Градского Общество, 17:10
Как переключить внимание ребенка с гаджетов: советы психолога РБК и «Ростелеком-Солар», 17:10
«Дженоа» набрал первые очки под руководством Андрея Шевченко Спорт, 16:51
В Екатеринбурге снова прошел пикет против QR-кодов Политика, 16:49
«Спартак» прервал шестиматчевую победную серию «Динамо» в КХЛ Спорт, 16:46
Премьер Польши обвинил Меркель в «легитимизации режима» Лукашенко Политика, 16:39
Вяльбе отреагировала на снятие норвежских лыжников с гонки из-за морозов Спорт, 16:26
MacBook в лизинг: почему не нужно тратить время на починку ноутбуков РБК и OCS Distribution, 16:23
Бизнес ,  
0 

Аналитики назвали, когда российские авиакомпании компенсируют убытки

Отрасль пассажирских авиаперевозок компенсирует убытки, полученные из-за коронавируса, не ранее 2024 года, прогнозируют аналитики НКР. Восстановлению препятствует медленное возобновление международных полетов
«Аэрофлот» AFLT ₽69,26 -0,72% Купить
Фото: Максим Блинов / РИА Новости
Фото: Максим Блинов / РИА Новости

Российские пассажирские авиакомпании компенсируют убытки, полученные из-за пандемии коронавируса, не ранее 2024 года. Об этом говорится в комментарии рейтингового агентства «Национальные кредитные рейтинги» (НКР), поступившем в РБК.

«Для компенсации убытков авиакомпаниям необходимо восстановить пассажиропоток от международных авиаперевозок, поскольку по соотношению затрат и выручки они являются наиболее маржинальными, по сравнению с внутренними перевозками», — указывает аналитик группы корпоративных рейтингов НКР Лия Баймухаметова. В частности, билеты бизнес-класса на трансатлантических перелетах одни из самых дорогих.

Полное восстановление российских авиакомпаний до уровней 2019 года действительно займет продолжительное время, учитывая более низкие тарифы на ВВЛ, высокую конкуренцию и увеличивающиеся расходы на топливо, обслуживание в аэропортах и др. в сравнении с периодом двухлетней давности.

В допандемийном 2019 году пассажирооборот российских авиакомпаний составил 323 млрд пассажиро-километров, 57% из них пришлось на международные перевозки, следует из данных Росавиации. В 2020 году на фоне ограничений на передвижение людей этот показатель упал на 52,5%, до 153 млрд пассажиро-километров, на международные линии пришлось только 31%.

По итогам 2019 года доналоговая прибыль пассажирских авиакомпаний составила 25 млрд руб., а в 2020 году перевозчики получили убыток почти на 147 млрд руб., отмечает Баймухаметова, ссылаясь на данные Минтранса. «Достаточными для компенсации убытков мы считаем уровни [пассажирооборота] 2019 года», — объясняет она.

Убыток российских авиаперевозчиков в 2020-м достиг почти ₽125 млрд
Финансы
Фото:Виталий Тимкив / РИА Новости

В январе—августе 2021 года пассажирооборот российских авиакомпаний составил 151 млрд пассажиро-километров, что на 30% меньше к аналогичному периоду 2019 года. При этом на международных авиалиниях этот показатель составил 39 млрд пассажиро-километров, что на 69% меньше уровня аналогичного периода 2019 года. Восстановление на высокомаржинальных международных направлениях к 2022 году маловероятно из-за сохраняющихся карантинных мер, сокращения числа бизнес-поездок, снижения доходов населения, роста цен на авиабилеты, указано в исследовании НКР.

«Точные сроки восстановления сложно прогнозировать ввиду постоянно меняющихся условий — введения коронавирусных ограничений, невозможности предсказать сроки открытия полетов по многим зарубежным направлениям», — сказала РБК пресс-секретарь «Уральских авиалиний» Вера Гасникова.

По мнению Баймухаметовой, российская гражданская авиация достигнет пассажироборота 2019 года не ранее 2024 года. «Сейчас внутренние перевозки помогают, наряду с грузовыми авиаперевозками снизить уровень убытка, но реабилитировать ситуацию помогут именно международные [перевозки пассажиров]», — говорит она.

Полное восстановление авиакомпаний до уровня 2019 года действительно займет продолжительное время, соглашается Гасникова. На это, по ее словам, влияют более низкая цена билетов на внутрироссийские рейсы, высокая конкуренция и растущие расходы перевозчиков на топливо, обслуживание в аэропортах в сравнении с периодом двухлетней давности.

Но крупные авиакомпании уже в 2021 году говорят об улучшении финансовых результатов. Так, крупнейшая российская авиационная группа «Аэрофлот», в которую помимо одноименной авиакомпании входят лоукостер «Победа» и перевозчик «Россия», сократила чистый убыток во втором квартале 2021 года почти в 14 раз, до 2,6 млрд руб., а за первое полугодие — более чем вдвое, до 27,7 млрд руб. «Группе «Аэрофлот» удалось в полной мере использовать возможности сегмента внутренних перевозок, а также постепенное возобновление международных полетов для улучшения финансовых результатов», — отмечал заместитель гендиректора «Аэрофлота» по коммерции и финансам Андрей Чиханчин.

Чистая прибыль группы Utair по итогам первого полугодия 2021 года по МСФО составила 626 млн руб. против 5,8 млрд руб. убытка в 2020 году. Чистая прибыль «Уральских авиалиний» по РСБУ превысила 2 млрд руб. (против 6,6 млрд руб. убытка годом ранее). Но, по словам Баймухаметовой, этого недостаточно, чтобы компенсировать все накопившиеся убытки.

РБК направил запросы в Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта, объединяющую крупнейшие российские авиакомпании, и пресс-службы группы «Аэрофлот», S7 и Utair.

Магазин исследований Аналитика по теме "Авиация"