Лента новостей
Трамп выступил за отказ от ядерных вооружений Политика, 06:22 Самолет AzurAir вернулся в Красноярск из-за проблем с двигателем Общество, 06:17 Футбольный сленг: пройди тест и сыграй в турнире с призами РБК и Футболер, 06:15 Власти направят ₽28 млрд на разработку криптостойкого оборудования для 5G Технологии и медиа, 06:00 Ким Чен Ын возложил цветы к мемориалу боевой славы во Владивостоке Политика, 05:48 Артемий Лебедев показал непринятые варианты логотипа «ВКонтакте» Технологии и медиа, 05:12 Пожарные спасли более 20 человек из горящего дома в Москве Общество, 04:46 Facebook заподозрили в незаконном хранении данных миллионов человек Общество, 04:35 Земан возложил на Порошенко ответственность за ситуацию в Донбассе Политика, 04:19 Организаторы заявили об отмене мероприятия с участием Ким Чен Ына Политика, 03:57 СМИ узнали о желании Трампа заключить ядерный договор с Россией и Китаем Политика, 03:56 Нечего надеть: подберите гардероб на весну за одну минуту РБК и KUPIVIP.RU, 03:47 Штаб Зеленского счел сужение прав президента «ударом под дых» избирателям Политика, 03:31 Овечкин согласился сыграть за сборную Россию на чемпионате мира по хоккею Общество, 03:22
Бизнес ,  
0 
«Это все мое, родное»: как Ozon пытается заработать на патриотизме
Онлайн-магазин Ozon решил воспользоваться ростом патриотических настроений и запустил проект «Это все мое, родное». Но патриотизм не особенно влияет на ежедневные потребительские предпочтения, считают эксперты
Работа интернет-магазина Ozon.ru (Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС)

«Русский дух — в каждый дом»

Новый раздел в каталоге товаров на сайте Ozon.ru включает пять подразделов по товарным категориям: «Русский дух — в каждый дом» (мебель), «Русский стиль» (одежда), «Отдыхаем по-русски» (товары для хобби и увлечений), «Подарки с душой» (русские традиционные сувениры), «Ностальгия по СССР» (товары советского периода). Среди российских брендов, представленных в разделе, — одежда Finn Flare, производитель фильтров «Барьер», производители косметики Green Mama и Natura Siberica, Павловопосадская платочная мануфактура и Гжельский фарфоровый завод, рассказывает представитель Ozon.

Всего ассортимент раздела насчитывает более 150 тыс. товаров (на Ozon.ru продается 5 млн товаров, из которых 1,5 млн — книги). Как уверяет представитель Ozon, ежедневный трафик нового раздела — 10 тыс. человек. Для сравнения: к другим товарным категориям на сайте обращаются от 1 тыс. до 8 тыс. покупателей в день.
 Ozon запустил этот раздел, потому что «позиционирует себя как российский магазин», говорит представитель компании (среди акционеров Ozon — инвестфонд Baring Vostok и АФК «Система»). Кроме того, в компании ссылаются на отзывы своих покупателей, которые «хотят покупать товары российского производства».

Как торгует Ozon

В 2015 году выручка Ozon.ru выросла на 33%, до 15 млрд руб., при росте рынка на 15%, заявил гендиректор компании Дэнни Перекальски. За последние два года компании удалось сократить убыток на 50%, а в 2017 году она планирует выйти на безубыточность.

Патриотизм в ассортименте

Продвижение российских товаров — федеральный тренд. Уже в следующему году российские товары могут получить специальную маркировку — «Сделано в России» от Минпромторга. «Эффект страны происхождения», по версии автора инициативы Минпромторга, — важный инструмент государственной политики. В министерстве уверены, что указание страны на упаковке товара является значимым фактором при покупке и «увеличивает лояльность россиян к такой продукции».

Управляющий партнер Kirikov Group Даниил Кириков говорит, что появление маркировки «Сделано в России» во многом напоминает ход, использованный американскими маркетологами в 1970-х годах: в ответ на экспансию немецких и японских производителей был запущен слоган «Будь американцем — покупай американское». «Проект дал положительный, но достаточно кратковременный эффект: власти США все равно были вынуждены прибегнуть к протекционистским мерам», — напоминает эксперт.

Участие ретейлеров в проектах по продвижению российских товаров объясняется, по мнению Кирикова, двумя факторами. «Во-первых, подобная политика позволит использовать для временного наращивания продаж отголоски патриотического подъема, связанного с украинским кризисом и событиями в Сирии, — считает эксперт. — Во-вторых, реализация этой инициативы даст возможность лишний раз подчеркнуть лояльность бизнеса курсу государства в целом и руководству Минпромторга в частности».

То, что массовый потребитель изменил свое отношение к отечественной продукции и градус патриотизма вырос, — это неслучайно, уверен управляющий партнер брендингового агентства Depot WPF Алексей Андреев: «Есть некая государственная политика, которая весьма планомерно реализуется. Эти сигналы слышат и потребители, и бизнес». По его версии, Ozon ничем не рискует, но сразу «убивает двух зайцев»: «ангажирует потребителей (многие придут на этот баннер) и одновременно декларирует, что сигналы услышаны».

Впрочем, исполнительный директор содружества «РусБренд» Алексей Поповичев отмечает, что успех любого подобного проекта зависит не только от лозунгов, но и от качества предлагаемых товаров. По его мнению, россияне благосклонно относятся прежде всего к пищевой продукции отечественного производства. По другим категориям товаров — парфюмерии, косметике, одежде, обуви — отношение менее определенное, «народ предпочитает иностранную продукцию», уверен Поповичев. Именно поэтому нередко успешные отечественные проекты по названиям похожи на иностранные, например Carlo Pazolini, Mr Doors, добавляет собеседник РБК.

О том, что использование патриотических настроений не гарантирует успеха у потребителей напоминает еще один проект Минпромторга. Осенью 2015 года министерство запустило проект «Мода. Сделано в России» на одной из крупнейших в мире онлайн-площадок — китайской AliExpress. К участию были приглашены 466 российских компаний, но 369 из них отказались. А уже летом 2016 года стало ясно, что проект провалился: за несколько пилотных месяцев покупатели сделали всего 24 заказа. «Еще до конца прошлого года стало понятно, что в текущем виде проект не работает, его деятельность была фактически приостановлена до выработки нового операционного решения и ценовой политики участников», — написал на своей странице в Facebook гендиректор Alibaba Group в РФ Марк Завадский.