Бизнес увидел риски для АЗС из-за новых правил отпуска топлива
Представители бизнеса попросили смягчить новые правила по контролю за точностью отпуска топлива на заправках, которые вступят в силу с 1 января 2024 года. Соответствующее письмо президент Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов направил в Госдуму, передает газета «Известия».
В России с начала 2024 года снизят допустимую погрешность при недоливе: с 0,5 до 0,25%. При этом в проекте нового КоАП России предусмотрено повышение штрафов за нарушения АЗС — 1% от оборота, но не менее 500 тыс. руб. вместо нынешних 100 тыс. руб.
По мнению представителей бизнеса, в стране на заправках нет достаточного оборудования, а переоснащение АЗС будет слишком дорогим и затянется на годы. В условиях нынешней ситуации на российском топливном рынке такая модернизация будет непосильной для большинства операторов, добавили они.
В письме отметили, что эти штрафы вместе с новыми требованиями к предельно допустимой погрешности налива существенно подорвут финансовое положение большинства независимых топливных компаний, что в конечном итоге может привести к массовому закрытию АЗС.
Зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев сказал изданию, что из 23 тыс. АЗС в обновлении оборудования прежде всего нуждаются независимые сети — около 15 тыс. заправок. По его подсчетам, модернизация может стоить более 60 млрд руб.
Увеличенные штрафы могут привести к банкротству заправок, так как в 2021 году они работали в убыток, добавила управляющий партнера саратовской сети АЗС GP Vympel Екатерина Савкина.
«Так как штраф оборотный, то применительно ко многим заправкам эта сумма может быть существенно выше, потому что 500 тыс. руб. рассчитаны из минимально рентабельного объема продаж», — отметила она.
Глава Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша сказал «Известиям», что новые требования обяжут бизнес идти на огромные издержки, которые в результате могут привести к подорожанию топлива.
Он указал на разницу между недоливом топлива и погрешностью при отпуске. При недоливе нарушители умышленно заливают более низкий объем топлива для собственной выгоды. Аркуша согласился, что с этим нужно бороться, но не путем повышения точности отпуска.
Глава РТС подчеркнул, что потребитель не заметит повышение точности отпуска на 0,25%, тогда как для разработчиков топливораздаточного оборудования обеспечение такой точности означает значительное повышение стоимости оборудования.
В то же время в Росстандарте сочли выполнимыми новые требования. По мнению федеральной службы, нововведения не приведут к негативным последствиям, учитывая трехлетний переходный период для приведения оборудования на АЗС в готовность.
В ведомстве подчеркнули, что замена оборудования не единственное решение для АЗС. Так, владельцы оборудования могут провести модернизацию с проведением испытаний для подтверждения их характеристик.
Повышение штрафов позволит минимизировать мошеннические действия со стороны сотрудников заправок, которые выражаются в незаконной перенастройке оборудования на заправках, заключили в Росстандарте.