Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Байден поддержал постоянное членство Японии в Совбезе ООН Политика, 09:10
Премьер Японии предложил провести саммит G7 в Хиросиме Политика, 09:05
Минэкономики оценило долю российского экспорта, затронутого санкциями Экономика, 09:00
Нейрокепка и искусственный интеллект: как сконцентрироваться на дороге Партнерский проект, 08:58
Шестеркин сделал 43 сейва в игре с «Каролиной» и установил рекорд клуба Спорт, 08:55
Генсек РФС заявил об экономических вопросах к новому турниру в России Спорт, 08:46
Как вернуть себе и сотрудникам спокойствие и веру в будущее — 5 шагов Pro, 08:44
Глава Pfizer сообщил о скором успехе в лечении рака Общество, 08:42
От этих 40 акций избавились Баффет, Гейтс и другие гуру инвестиций: обзор Pro, 08:39
Глава ВЭФ предложил разработать «план Маршалла» для Украины Политика, 08:34
С видом на Москву-реку: жилой комплекс с приватными двориками РБК и Primavera, 08:33
Кучеров превзошел достижение Овечкина в Кубке Стэнли Спорт, 08:26
Постпред Крыма заявил об изменении статуса Азовского моря Политика, 08:26
Генсек РФС поддержал Хачатурянца на фоне данных об отставке Спорт, 08:15
Обвал рубля ,  
0 

Покупатели со всего мира устремились в российские магазины

Из-за резкого снижения стоимости рубля по отношению к другим валютам Россия в считаные недели превратилась в центр мирового шопинга. Процессинговые компании фиксируют рост транзакций по банковским картам нерезидентов в российских магазинах, да и сами ретейлеры говорят о притоке покупателей-иностранцев.
Продажа смартфонов Iphone 6
Продажа смартфонов Iphone 6 (Фото: REUTERS 2014)

И армяне, и китайцы

Все дело в том, что национальные валюты других стран с начала года подешевели не так сильно, как рубль (см. справку). Магазины пересматривают ценники с задержкой, поэтому один и тот же товар оказался гораздо дешевле у российских ретейлеров, чем, к примеру, у белорусских или казахских продавцов. Так, смартфон Iphone 6 Plus с памятью 16 GB можно приобрести в российском Ulmart.ru за $677 – это гораздо дешевле, чем в казахском Olx.kz ($935) или белорусском Technoshok.shop.by ($920).

По данным UCS, одной из крупнейших процессинговых компаний в России (по собственным данным, доля на рынке эквайринга – 25%, подключено около 70 тыс. магазинов и сервисных предприятий с POS-терминалами), в ноябре покупатели из Армении, Китая, Белоруссии, Казахстана и других стран ближнего и дальнего зарубежья резко увеличили траты в российских магазинах (см. таблицу). Например, армяне потратили на 123,64% больше по сравнению с ноябрем 2013-го, китайцы – на 85,73%, белорусы – на 78,31%, казахи – на 32,51%. Жители США, напротив, сократили расходы на «российский шопинг»  – на 6,12%.

При этом жителей и Белоруссии, и Казахстана больше всего интересовала бытовая техника – стоимость покупок выросла сразу на 123,1% и на 121,85% соответственно. Покупатели из Китая особое внимание уделили ювелирным изделиям и часам – эта категория показала рост в 3,9 раза.

По данным процессинговой компании ChronoPay (по собственной оценке, обеспечивает 45% платежей в рунете), по картам, выданным в Казахстане, интернет-покупатели потратили в прошлом месяце на 140% больше, чем в ноябре 2013-го (количество транзакций увеличилось на 27%), а по белорусским – на 29% больше (на 32%).

Как правило, в конце года наблюдается прирост транзакций по картам из Казахстана и Белоруссии, но обычно он не превышает 710%, объясняет директор департамента продаж ChronoPay в сегменте «ретейл» Лорекс Цаава. Сейчас же рост значительно больше – и потраченных сумм, и числа транзакций, подчеркивает он. «Средний чек составляет порядка 3,7 тыс. руб., он вырос незначительно. Лидеры по числу транзакций – магазины с техникой и электроникой», – добавил Цаава

Данные банков-эквайеров, владельцев POS-терминалов в магазинах, подтверждают тенденцию. По подсчетам Альфа-банка, доля, например, белорусских покупателей в общем объеме интернет-транзакций по картам выросла с 4% в октябре-ноябре 2013 года до 5% за тот же период 2014 года, казахских – с 2% до 3%. Представитель банка Петрокоммерц сообщил, что общая сумма потраченных белорусами и казахами денег за два месяца выросла примерно в 1,5 раза, как и число транзакций.

Pro
Фото: Andrea Verdelli / Getty Images Локдауны в Китае грозят новым логистическим кризисом. Чего ждать
Pro
В России — новые правила гособоронзаказа. Кому стало невыгодно работать
Pro
Фото: Александр Артеменков / ТАСС Как не ошибиться, создавая собственную торговую марку
Pro
Фото: Jeff J Mitchell / Getty Images Как вернуть себе и сотрудникам спокойствие и веру в будущее — 5 шагов
Pro
Как участнику госзакупок отстоять свои права в период перемен: 5 советов
Pro
Два кейса, как удерживать работников с помощью stay-интервью
Pro
Будьте как мы: зачем Сoca-Cola сменила название в Китае на Ke Kou Ke Le
Pro
Фото: Mario Tama / Getty Images Иллюзия контроля: что нужно знать о вреде тайм-менеджмента

Впрочем, вице-президент, глава дирекции карточного, депозитного и электронного бизнеса ТрансКапиталБанка Игорь Антонов отметил, что количество операций по иностранным картам за сентябрьдекабрь практически не изменилось и составляет по этому банку менее 1%. «По суммам операций в нашем банке, на удивление, лидируют швейцарские карты. На втором месте с минимальным отрывом  ожидаемо карты из Казахстана, на третьем – из Литвы. По суммам первая десятка представлена в основном странами Западной Европы, США и Китаем», – рассказал он.

Заграница поможет

Опрошенные РБК ретейлеры утверждают, что не отслеживают статистику по российским и иностранным покупателям, но отмечают приток последних. Руководитель пресс-службы «М.Видео» Антон Пантелеев рассказал, что представительства сети в западных областях России, в частности, в Смоленской области, сообщали в головной офис, что наблюдают существенный прирост клиентов из Белоруссии.

«Всплеск покупок иностранцев мы действительно наблюдаем, пока мы бы не называли это тенденцией. Наше подразделение в Смоленске замечает, что среди покупателей увеличилось количество граждан Белоруссии. Возможно, это связано с близостью Нового года», – поделилась руководитель службы по связям с общественностью компании «Адамас» Евгения Сазонова.

Белорусы и казахи активно скупают автомобили – с конца октября они составляют более 60% всего покупательского трафика, подтверждает PR-директор компании «Рольф» Светлана Браницкая. «В ноябре это стало настоящей тенденцией. В премиальном сегменте доля покупателей из Белоруссии и Казахстана может достигать 70%», подчеркивает она.

Менеджер одной из компаний, входящих в ассоциацию Российские автомобильные дилеры (РОАД), также отмечает увеличение числа покупок автомобилей гражданами соседствующих с Россией стран – украинцами, белорусами и казахами. «В основном нам сотрудники автодилерских центров рассказывают  о бешеном росте покупок автомобилей гражданами Казахстана», – говорит источник.

Глава смоленского отделения «Опоры России» Елена Московцева рассказала РБК, что в регионе бизнесмены действительно заметили такую тенденцию, и «бизнес даже немного приподнялся» из-за иностранных покупателей.

Материалы к статье
Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Потребительские товары"