Лента новостей
Сбербанк стал владельцем крупнейшего частного НПЗ в России Бизнес, 19:43 Главу штаба ФБК Волкова арестовали на 20 суток Общество, 19:42 В Перми омбудсмен пожалуется на завышенный проходной балл для девочек Общество, 19:40 Посольство сообщило о гибели россиянки в ДТП с автобусом в Италии Общество, 19:26 «Скажи что-нибудь на футбольном»: что такое пента-трик РБК и Футболер, 19:18 «Газпром межрегионгаз» заявил об имиджевых потерях из-за Рауля Арашукова Политика, 19:14 В апреле промышленность резко ускорилась до максимума за два года Экономика, 19:12 Порошенко отреагировал на начавшиеся против него расследования Политика, 19:08 Начальник Управления госохраны Украины подал в отставку Политика, 19:01 Финал Кубка России по футболу. «Локомотив» — «Урал». Онлайн Спорт, 19:00 Осторожно, гештальт закрывается: писательский взгляд на Москву РБК и AFI Development, 18:54 Prada откажется от использования натурального меха Общество, 18:53 ЦБ проведет контрольные закупки в не принимающих карты магазинах Бизнес, 18:36 Массимо Каррера рассказал о поиске тренерской работы в России Спорт, 18:25
Бизнес ,  
0 
Повелитель новостей: как Мердок стал самым могущественным медиамагнатом
84-летний Руперт Мердок готовится оставить пост главы медиакомпании 21st Century Fox. Отказ бизнесмена от повседневного руководства означает закат эпохи, когда Мердока считали самым могущественным медиамагнатом в мире
Медиамагнат Руперт Мердок (Фото: Bloomberg)

​11 июня телеканал CNBC со ссылкой на источники, близкие к семье Мердока, сообщил, что в ближайшее время 84-летний Руперт Мердок покинет пост главы медиакомпании 21st Century Fox (правопреемницы медиаимперии News Corporation), совладельцем которой он является. Должность займет его сын — 42-летний Джеймс Мердок. Другой сын, 43-летний Лаклан Мердок, станет сопредседателем с исполнительными полномочиями, разделив этот пост с отцом. Во вторник​​​ Мердок-старший подтвердил перестановки, сообщив, что они вступят в силу 1 июля.

Сложив бремя повседневного руководства, Мердок-старший сохранит высшую должность в 21st Century Fox — исполнительного председателя. Близкие к Руперту Мердоку источники и аналитики полагают, что бизнесмен оставит за собой контроль над ключевыми аспектами созданной им медиаимперии, чья ежегодная выручка достигает $32 млрд. Намерение Мердока-старшего сосредоточиться на общих стратегических вопросах означает не только повышение для его сыновей, но и отход самого влиятельного медиамагната в мире от непосредственного руководства бизнесом.

В 2014 году Forbes поместил Руперта Мердока на 32-е место в списке самых могущественных людей мира. Среди владельцев медиакомпаний Мердок пропустил вперед только создателя и владельца агентства Bloomberg Майкла Блумберга. Впрочем, в интервью Fortune Мердок признал, что не следит за Bloomberg как за компанией, хотя восхищается ее основателем. Мердок включен в список богатейших людей Forbes. По данным на 16 июня состояние Мердока и его семьи оценивается в $13,3 млрд.

Австралийские корни

Кит Руперт Мердок родился в Мельбурне 11 марта 1931 года. Его отцом был известный в Австралии журналист и издатель Кит Мердок. По словам самого Руперта Мердока, он был «рожден с серебряной ложкой» (то есть в состоятельной и благополучной семье). Кит Мердок умер в 1952 году, оставив своему единственному сыну долю в австралийской издательской компании News Limited, которая объединяла несколько газет.

«Отец оставил мне небольшую газету, даже половину газеты, мне и моим сестрам», — вспоминал позднее бизнесмен. Он продолжил дело отца, успев поучиться в Уорчестерском колледже Оксфорда, где изучал философию, политику и экономику. Помимо академического образования, у Мердока был и собственный журналистский опыт — будущий медиамагнат сотрудничал с Melbourne Herald.

Первые успехи Мердока были связаны с Австралией. Он скупал газеты в крупных городах страны. Все они становились частью News Limited. В 1964 году бизнесмен запустил первую общеавстралийскую ежедневную газету The Australian. Накопленный в Австралии опыт и финансовые ресурсы позволили Мердоку приступить к международной экспансии.

Позже в Великобритании и США австралиец часто использовал те же приемы, которые сработали у него на родине. Мердок покупал убыточные издания, радикально перестраивал работу редакции и стремился к максимально широкому распространению своих газет.

Британский прорыв

В 1968 году Мердок в борьбе с другим известным медиабизнесменом Робертом Максвеллом получил права на британскую газету News of the World. В следующем году австралиец купил The Sun. Оба издания были превращены им в таблоиды. По оценке The Economist, сам феномен таблоида как политически ангажированного издания, со специализацией на новостях, со скандальными текстами и часто — обнаженной натурой, обязан своим появлением именно Мердоку. Назначенный главным редактором The Sun Энди Лэб вспоминал, что новый владелец издания потребовал от него «сделать огненную газету с большим количеством сисек».

Уступивший Мердоку в борьбе за News of the World Максвелл заявил, что австралиец «действовал по закону джунглей». Жесткость и индивидуализм Мердока признавала его мать, которая, еще когда он был ребенком, заметила, что «Руперт — не тот человек, который любит играть в команде».

Мердок окончательно закрепился в Великобритании в 1981 году, купив легендарные The Times и Sunday Times. Критики утверждали, что сделка стала возможной благодаря попустительству тогдашних британских властей и лично премьер-министра Маргарет Тэтчер, которые закрыли глаза на концентрацию национальных СМИ в руках австралийца.

Руперт Мердок (в центре) представлен как новый владелец лондонских газет The Times и The Sunday Times на пресс-конференции в Лондоне 22 января 1981 года (Фото: AP)

Именно с начала 1980-х годов Мердок стал ассоциироваться не только с таблоидной журналистикой, но и с политикой. The Sun активно поддержала правительство Тэтчер во время военного конфликта с Аргентиной. Издания Мердока занимали проконсервативную позицию на протяжении 1980-х годов. Они сыграли важную роль в неожиданной победе преемника Тэтчер — Джона Мейджора — в 1990 году.

В 1980-х годах издательский бизнес Мердока интенсивно развивался благодаря применению новых технологий. В 1986 году издания News International перешли к использованию электронной верстки и печати. Новые технологии позволили австралийцу существенно сэкономить, однако вызвали недовольство английских профсоюзов. После забастовок и демонстраций последние были вынуждены уступить. В том же 1986 году переезд редакций News of the World, The Sun, The Times, Sunday Times с Флит-стрит, олицетворявшей английские СМИ, в бывшие доки — лондонский район Ваппинг — стал одним из символов перемен тэтчеровской Великобритании.

Чужак-австралиец Мердок оказался чрезвычайно успешен на рынке британских печатных СМИ с их долгой историей и традициями. Частично это объяснялось особенностями этого рынка: британские СМИ всегда были политически ангажированными и не брезговали жесткой подачей материала. Поначалу шокированные редакционной политикой таблоидов Мердока англичане быстро к ним привыкли.

Несмотря на свою известность и даже нарицательность имени — фамилия Мердок в англоязычных странах воспринимается как эмблема человека, который владеет множеством СМИ, — Руперт Мердок как личность никогда не был яркой знаменитостью. В Великобритании больше на слуху был Роберт Максвелл, чешский еврей по происхождению, чудом спасшийся во время холокоста. В послевоенные годы он стал международным селебрити. А в США гораздо известнее был создатель CNN Тед Тернер, давний соперник Мердока.

Талант австралийца проявился не только в печатных СМИ. В 1983 году он приобрел долю в британском спутниковом канале Sky, а в 1990-м объединил его с British Satellite Corporation. Так был создан BSkyB, сразу же ставший крупнейшим телеканалом по количеству платных подписчиков.

Руперт Мердок позирует рядом с камерой Sky Television во время церемонии запуска многоканального телевизионного пакета 1 сентября 1993 года (Фото: AP)

Американская история

Параллельно с завоеванием в 1980-х британского рынка СМИ, Мердок заложил основы успешного медийного бизнеса в США. Как и в Старом Свете, он начал с приобретения изданий, которые затем становились успешными таблоидами. В 1973 году австралиец купил San Antonio Express-News, а три года спустя — The New York Post. Однако ключевым направлением в США для Мердока стало телевидение. В 1985 году он даже отказался от австралийского подданства и стал гражданином Соединенных Штатов. Это позволило ему стать владельцем телекомпании.

В 1985 году, консолидировав шесть мелких телестудий, Мердок запустил телеканал Fox — первый новый общенациональный канал в США за несколько десятилетий. Fox закрепился как общенациональный канал в 1993 году, когда за $1,6 млрд получил права на трансляцию игр Национальной футбольной лиги. Мердок сделал спорт главным фактором привлечения американской аудитории.

В мультсериале «Симпсоны», который создан Fox Broadcasting Company, Руперт Мердок озвучил самого себя. Автор сериала Мэтт Гронинг вспоминал, что Мердок занимался озвучкой «с большим рвением».

В середине 1990-х Fox запустил в США сразу несколько платных кабельных телеканалов. Самым известным из них стал Fox News, который превратился в рупор консервативных публицистов и политиков. Политические противники Мердока сразу же переиначили слоган Fox News «Честный и сбалансированный» в «Какой угодно, но только не...».

Выбранная Fox News прореспубликанская, консервативная позиция изменила не только американский телевизионный ландшафт, но и повлияла на дискуссии о том, вправе ли СМИ вообще занимать какие-либо политические позиции. Если раньше считалось, что журналисты должны быть беспристрастными и оставаться «над схваткой», то Fox News намеренно нарушала эти негласные правила.

Результатом стал взрывной рост популярности и влияния этого канала. В феврале 2015 года подпиской на Fox News располагали по меньшей мере 87 млн американских домохозяйств, а среднесуточная аудитория достигала 1,1 млн человек. Это более чем в два раза превышает аудиторию подчеркнуто нейтрального CNN и в три раза — либерального MSNBC. Пример Fox News вдохновляет и российских телевизионщиков, включая главного редактора телеканала RT Маргариту Симоньян, о чем та заявляла в своих интервью.

В конце 2000-х годов тесная связь Fox News c Республиканской партией стала предметом критики и внутри самой партии. Ее руководство опасается, что Fox News пропагандирует взгляды «Движения чаепития» — радикального крыла партии. Это приводит к дрейфу республиканцев вправо, а вместе с этим и к потере симпатий избирателей.

В 2007 году Мердок заплатил $5 млрд за Dow Jones & Co. — издателя легендарной деловой газеты The Wall Street Journal, выходящей с 1889 года. Критики сделки полагают, что газета была переоценена, однако бизнесмен настаивает на своей правоте, называя The Wall Street Journal, «возможно, лучшей газетой в мире».

«Недостоин управлять крупной международной компанией»

Политическое влияние Мердока в США, полученное благодаря каналам Fox, все же уступает связям медиамагната в Великобритании. С середины 1990-х годов бизнесмен, до этого поддерживавший консерваторов, стал развивать отношения с лейбористами и их молодым лидером Тони Блэром. С последним их стали даже связывать дружеские отношения. Правда, с середины 2000-х Мердок вновь стал склоняться к консерваторам.

Тони Блэр и Руперт Мердок были близкими друзьями. Блэр был крестным отцом младшей дочери Мердока Грейс. В 2013 году Мердок развелся со своей женой Венди Денг, заподозрив ее в романе с Блэром. Бизнесмен прекратил общение с политиком. В марте 2014 года Vanity Fair опубликовал записку, по-видимому, часть дневника, которая принадлежит Денг. В ней она делает многочисленные комплименты человеку по имени Тони, включая его «такое красивое тело».

Бытующие в либеральных СМИ стереотипы о консерватизме владельца 21st Century Fox и его безграничных теневых связях в правительстве не всегда оправданны. Скорее, Мердок талантлив в отслеживании настроений британского общества, которое колеблется то в пользу тори, то в пользу их противников — лейбористов. В юности будущий медиамагнат, например, поддерживал именно лейбористов, что позже не помешало ему договариваться с Тэтчер.

Закулисные контакты Мердока и не совсем этичные методы сотрудников его изданий, включая самых высокопоставленных, стали достоянием общественности в 2011 году. Газета The Guardian обвинила сотрудников News of the World в получении доступа к телефонным сообщениям пропавшей в 2002 году 13-летней девочки Милли Доулер. В прослушке телефонов журналистов News of the World обвинял актер Хью Грант. Выступление Гранта и расследование The Guardian едва не похоронило весь бизнес Мердока.

Скандальный таблоид News of the World был закрыт в июле 2011 года. Последний выпуск 10 июля 2011 года содержал 72 страницы и разошелся пятимиллионным тиражом (Фото: REUTERS 2015)

Британское общество до определенной степени было готово «забыть» о вторжении в частную жизнь членов королевской семьи и знаменитостей, но взлом телефона пропавшей девочки, которая затем погибла, оказался неприемлемым. История была тем более неприятной, поскольку бывший редактор News of the World Энди Коулсон и тогдашняя глава The Sun Ребекка Брук были вхожи в окружение премьер-министра Дэвида Кэмерона.

6 июля 2011 года Кэмерон объявил о создании специальной комиссии под руководством судьи Брайана Ливсона. Она должна была расследовать нарушение этических норм сотрудниками британских СМИ. Основными объектами изучения комиссии стали издания Мердока. Руперт и его сын Джеймс были вынуждены дать показания комиссии, а негативный общественный фон заставил News Corp отказаться от полного поглощения спутниковой телекомпании BSkyB.

В 2012 году комиссия сочла Руперта Мердока «недостойным управлять крупной международной корпорацией». Медиамагната также признали виновным в «намеренном игнорировании злоупотреблений в его изданиях». В том же году СМИ активно спекулировали на тему возможного отхода Мердока-старшего от дел под давлением акционеров News Corp.

Однако акционеры поддержали многолетнего главу компании. В результате ни к каким фатальным последствиям ни для самого Мердока, ни для News Corp скандал не привел. Его единственной жертвой стал таблоид News of the World, закрытый в июле 2011 года.

Скандал с прослушкой в изданиях News Corp был не единственным провалом Мердока. Несмотря на успехи с печатной прессой и телеканалами, ему так и не удалось обзавестись выигрышными активами в интернете. В 2005 году News Corp потратила $580 млн на покупку сайта MySpace, который несколько лет был крупнейшей социальной сетью в мире. В 2011 году News Corp продала MySpace, который безнадежно отстал от Facebook, за $35 млн. Ключевые медиаактивы Мердока находятся в Австралии, Великобритании и США, континентальная Европа остается вне пределов его досягаемости.

Разделенное правление

В 2012 году Мердок заявил о разделе News Corp, которая объединяла все его активы, на две публичные компании. В одну группу были выделены медиаактивы — киностудия, кабельные и спутниковые телеканалы, которые стали частью 21st Century Fox (юридической правопреемницы News Corp), а в другую — издательский бизнес, который унаследовал название «News Corporation».

Помимо стремления начать новый этап в жизни медиабизнеса и оставить позади скандал с прослушкой, планы Мердока по разделу News Corp объяснялись чистым прагматизмом. Наиболее прибыльные компании стали частью 21st Century Fox, а переживающий не лучшие времена издательский бизнес выделен в отдельную компанию, которая больше не тянет на дно флагманскую Fox.

Семейному трасту Мердоков принадлежит 12% акций в обеих компаниях, но из-за особенностей акционерного соглашения они дают семье 40% голосов. У Руперта Мердока больше голосов, чем у его детей. Семейство Мердок нельзя назвать дружным. Руперт конфликтовал со своим старшим сыном Лакланом и дочерью Элизабет. В 2012 году последняя публично раскритиковала своих отца и брата за их роль в скандале с прослушкой.

Положение Мердока-старшего сейчас в СМИ сравнивают с королем Лиром, который до своей смерти разделил королевство и назначил наследников. Успех преемника Руперта Мердока, сына Джеймса, теперь зависит от того, сумеет ли он поддерживать семейное единство с оглядкой на своего могущественного отца. В интервью Fortune Руперт Мердок, смеясь, заявил, что намерен прожить до 120 лет — на двадцать лет дольше, чем его мать.