Лента новостей
В Мексике разбился вертолет Ми-17 Общество, 03:39 Умер нобелевский лауреат Марри Гелл-Манн Общество, 03:27 Роскомнадзор опроверг экспертизу текстов поп-группы «Френдзона» Общество, 03:04 СМИ узнали о планах Рамоса по уходу из «Реала» Спорт, 02:47 Галкин назвал мудрым решение по победителям «Голос.Дети» Общество, 02:28 Ушедший в отставку премьер Украины объявил о планах создать новую партию Политика, 02:15 Белый дом решил продать оружие арабским странам в обход конгресса Политика, 01:57 Все победители шоу «Голос.Дети» получат по 1 млн руб. Общество, 01:38 В Москве эвакуировали жильцов горящей пятиэтажки Общество, 01:14 Политик в Нидерландах поспорил с премьером о роли России в крушении MH17 Политика, 00:48 Адвокат сообщил о задержании в аэропорту Афин россиянина с $800 тыс. Общество, 00:36 «Скажи что-нибудь на футбольном»: что такое пента-трик РБК и Футболер, 00:09 СМИ показали фото предполагаемого террориста в Лионе Общество, 00:03 Оппозиция Венесуэлы заявила о захвате контроля над посольством в США Политика, 00:01
Обвал рубля ,  
0 
Дилеры GM начали обсуждать компенсации за уход компании из России
GM и ее дилеры в России начали обсуждать условия компенсаций потерь от инвестиций в шоу-рум и сервисы. Продавцы Opel и Chevrolet опасаются, что сумма выплат будет «на порядок ниже» общих затрат GM на «развод» с дилерами
Фото: ТАСС

В четвер​г вечером прошла первая официальная встреча российских дилеров с представителями покидающей российский рынок General Motors, рассказали РБК три дилера Opel и Chevrolet (обе марки входят в GM). По словам собеседников, на мероприятии присутствовали адвокаты автоконцерна, которые будут вести процесс досрочного прекращения контрактных отношений с дилерами, в том числе определять размер выплаты компенсаций. На первой встрече, впрочем, условий «развода» представители GM не назвали. «Это предмет будущих переговоров с каждым отдельным дилером», — добавил один из собеседников.

GM объявил о планах увести с российского рынка Opel и массовый сегмент Chevrolet 18 марта. Позже автоконцерн известил дилеров о расторжении контрактов с 31 декабря 2015 года. Таким решением компания пытается «избежать серьезных инвестиций в рынок с неясной долгосрочной перспективой», заявил ее президент Дэн Амманн. В целом на реструктуризацию российского бизнеса, в том числе на отмену контрактов, GM готова потратить около $600 млн.

Представитель GM отказался называть РБК условия расторжения соглашений с дилерами, отметив лишь, что процесс будет проходить в рамках договорных отношений и российского законодательства. Источники РБК среди дилеров утверждают, что до сих пор с GM проводились лишь предварительные консультации. Позиция автоконцерна основывается на рекомендациях Федеральной антимонопольной службы (ФАС) дистрибьюторам и автопроизводителям, утверждают два дилера. В 2012 году ведомство предложило заключать дилерские соглашения на срок не менее пяти лет. Это означает, что за период контракта, по оценке ФАС, амортизируется 100% инвестиций компании в развитие бренда (или 20% в год), поясняют собеседники РБК. На таких же условиях — 100% за пять лет работы — компания дисконтировала инвестиции дилеров, когда марка Chevrolet покидала рынок ЕС в 2014 году. Представитель ФАС на запрос РБК не ответил.

Дилерская сеть Opel и Chevrolet в России развивается давно, большая часть инвестиций окупилась, признают два дилера марок. По оценке «АвтоБизнесРевю», «большинство дилерских центров было построено 7–10 лет назад и частично окупили себя». Большие компенсации потерь от инвестиций дилеры вряд ли получат, думают участники рынка. Сама GM на эти цели закладывает относительно небольшую сумму, знает другой дилер — по его словам, это около $50 млн.​ Два других продавца марок точной цифры не знают, но слышали, что она будет на порядок ниже общей суммы, предусмотренной на полную реструктуризацию бизнеса GM в России ($600 млн).

Но судебных споров с GM, похоже, избежать не получится. «Уже сейчас понятно, что стороны расходятся в вопросе оценки периода окупаемости инвестиций», — говорит один из собеседников РБК. По информации российской ассоциации автодилеров (РОАД), сегодня в России работают 310 дилеров Opel и Chevrolet. Пять лет назад, согласно данным «Автостата», их было 280. То есть порядка 90% дилеров, если исходить из логики GM, свои инвестиции уже окупили. Но это не так, возражают участники рынка: средний срок окупаемости дилерского центра составляет 7–8 лет, стоимость — $6–7 млн. Исходя из данных «Автостата» по приросту дилерской сети Opel и Chevrolet в 2007–2010 годах, 25–80 дилеров могут оказаться между сроком окупаемости и компенсационным периодом инвестиций.

Если в договоре не прописана методика расчета компенсации за досрочное расторжение, дилеру придется самому доказывать упущенную выгоду, отмечает партнер юридического бюро «Падва и Эпштейн» Павел Герасимов. Юрист соглашается, что процесс «развода» может перейти в судебную плоскость, так как рекомендация ФАС по минимальному сроку контракта к исполнению не обязательна.

Сценария досрочного прекращения отношений в контрактах GM нет, говорил президент РОАД Владимир Моженков и подтверждали дилеры. По словам участников рынка, размер упущенной выгоды определяется из расчета среднего показателя продаж, необхо​димых для возврата инвестиций за условный период окупаемости проекта. За последние пять лет продажи автомобилей Opel и Chevrolet упали почти вдвое, в том числе из-за задержек обновления модельного ряда. Но, оговариваются собеседники, тут также надо учитывать и слабую конъюнктуру российского авторынка, которая в спорах за размер компенсации будет на стороне GM. Дилеры признают, что сильной позиции в суде у них не будет.​ Впрочем, когда GM выводила из Европы Chevrolet, 17 французским дилерам удалось получить от концерна компенсации через суд, хотя вместо требуемых €33 млн компании получили около €8 млн.

— В дилерской сети GM 23 монобрендовые компании, которые работали только с GM.

— Для 37% дилеров GM был якорным партнером, то есть на бренды концерна приходилось более 50% продаж данных компаний. Фактически они теряют основную часть бизнеса.

— Почти 90% дилерских центров GM располагаются в отдельных зданиях, которые строились специально для концерна.

(Данные «АвтоБизнесРевю»)

75% выручки дилер теряет в результате прекращения продаж новых автомобилей.

35% персонала дилер вынужден уволить из-за сокращения отдела продаж и связанных служб.

(Данные «АвтоБизнесРевю»)