Перейти к основному контенту
Военная операция на Украине ,  
0 
Эксклюзив

Крупнейшая грузовая авиагруппа России практически приостановила полеты

Она не может летать из-за западных санкций и риска ареста самолетов
Грузовая авиагруппа «Волга-Днепр» на фоне западных санкций резко сократила число полетов: на этой неделе два рейса совершила только одна из пяти ее авиакомпаний. До ограничений группа выполняла несколько десятков рейсов в день
«Аэрофлот» AFLT ₽42,72 +2,18% Купить
Фото: Александр Кряжев / РИА Новости
Фото: Александр Кряжев / РИА Новости

Пять авиакомпаний крупнейшей российской грузовой авиагруппы «Волга-Днепр» Алексея Исайкина, специализирующейся на перевозках по всему миру, практически остановили полеты. На неделе, начавшейся 14 марта, группа выполнила только два полета: 15 марта — из Пекина во Владивосток, 16 марта — из Москвы в Братиславу (здесь и далее данные FlightRadar 24). Оба полета осуществил одноименный чартерный перевозчик «Волга-Днепр» на самолетах Ан-124 и Ил-76.

Другие перевозчики группы не летают несколько дней. Две российские «дочки» группы — AirBridgeCargo и «Атран» — совершили последние рейсы 13 марта, британская CargoLogic Air и немецкая CargoLogic Germany — 11 марта.

1 марта Ил-76 выполнял аналогичный перелет из Москвы в Братиславу. «Самолет перевозил ядерное топливо для осуществления его своевременной и плановой замены на атомной электростанции», — пояснял тогда РБК через представителя исполнительный операционный директор группы Константин Векшин.

Общедоступный веб-сервис FlightRadar 24 собирает информацию о полетах воздушных судов в автоматическом режиме, но самолеты должны быть оснащены приемопередающим устройством — транспондером типа ADS-B. Источник в «Волга-Днепр» подтвердил, что данные FlightRadar 24 корректно отражают ситуацию в группе — она практически полностью прекратила полеты. Это же подтвердил работник одной из авиакомпаний группы. Представитель «Волга-Днепр» сказал РБК, что пока не готов давать комментарии по ситуации с приостановкой полетов.

Лидер рынка

По данным Росавиации, группа «Волга-Днепр» занимала 47% российского рынка авиационных грузоперевозок в январе 2022 года. Тогда авиакомпании AirBridgeCargo (первое место по грузопотоку в отрасли), «Атран» (седьмое место) и «Волга-Днепр» (11-е место) перевезли вместе 54,1 тыс. т (рост на 1,8% к январю 2021 года).

С какими сложностями столкнулась группа

Бизнес группы «Волга-Днепр» был направлен на глобальный рынок грузоперевозок. «Своим трудом мы создаем надежные воздушные мосты для обмена результатами труда людей по всему миру», — говорится на ее сайте. В 2019 году на международные рейсы AirBridgeCargo приходилось 99,8% всех ее грузовых перевозок, у «Волга-Днепр» — 98,6%, у «Атрана» — 65% (данные Росавиации и Транспортной клиринговой палаты).

Программа развития РБК Pro Освойте 52 навыка за год
Программа развития — удобный инструмент непрерывного обучения новым навыкам для успешной карьеры

В пандемию COVID-19 из-за сокращения полетов пассажирских авиакомпаний, на которые приходилась примерно половина перевезенных авиагрузов в мире, бизнес «Волга-Днепр» продолжал расти. По итогам 2020 года российские грузовые авиакомпании получили около 50 млрд руб. чистой прибыли против убытка 6 млрд в 2019 году (более свежих данных нет). Почти вся прибыль (более 48 млрд руб.) пришлась на AirBridgeCargo, «Атран» и «Волга-Днепр». Снижение трафика пассажирских авиакомпаний повысило спрос на услуги грузовых перевозчиков, рассказывал РБК гендиректор «Атрана» Виталий Андреев. По его словам, группа «Волга-Днепр» успешно адаптировалась к изменившемуся рынку, продемонстрировала гибкость и эффективность в управлении парком грузовых самолетов. «В 2020 году суточный налет самолетов AirBridgeCargo вырос до 14–15 часов [на одну машину]. Парк «Атрана» летает сейчас в среднем почти 13 часов в сутки [на одну машину], до пандемии — 6–7 часов», — добавлял Андреев.

В январе—феврале 2022 года самолеты «Волга-Днепр» совершали ежедневно несколько десятков рейсов. Так, 23 февраля по всему миру летали 34 самолета группы, в этот день они выполнили более 80 рейсов (данные FlightRadar 24). У группы около 50 грузовых самолетов Boeing, Ан и Ил. Но международные санкции, введенные после начала спецоперации российских войск на Украине, негативно сказались не только на пассажирских авиакомпаниях, но и на группе «Волга-Днепр». 26 февраля европейские власти запретили продажу всех самолетов, запасных частей и оборудования российским перевозчикам, а также техобслуживание их воздушных судов. На следующий день Евросоюз ввел запрет на полеты российских компаний над своей территорией.

Первая российская авиакомпания стала облетать Белоруссию из-за санкций
Бизнес
Фото:Максим Богодвид / РИА Новости

С 13 марта авиавласти Бермуд приостановили действие сертификатов летной годности самолетов AirBridgeCargo и «Атрана». Без этих документов воздушным судам запрещено летать. На следующий день Европейское агентство по безопасности авиаперевозок (EASA) отозвало сертификаты ремонтной организации группы — компании «Волга-Днепр Техникс Москва». По решению регулятора, без действующих сертификатов безопасности, позволяющих совершать полеты в воздушном пространстве Евросоюза, остались AirBridgeCargo, «Атран» и «Волга-Днепр». Кроме того, еще в конце февраля канадские власти задержали в Торонто самолет Ан-124 группы, перевозивший медицинский груз. Наконец, немецкие авиавласти остановили с 11 марта полеты CargoLogic Germany.

На этом фоне 9 марта летное руководство «Атрана» обратилось к пилотам с письмом. В нем говорилось, что из-за наложенных на Россию санкций перевозчику перекрыт «доступ ко всем ресурсам [для] нормального и безопасного существования», поэтому «Атран» «вынужден приостановить все полеты».

«Все авиакомпании группы практически полностью приостановили полеты, так как из-за международных санкций глобальный рынок, на который всегда ориентировалась «Волга-Днепр», стал для нее фактически закрыт», — говорит источник, близкий к группе. По его словам, есть редкие разовые чартерные рейсы, но для развития бизнеса их недостаточно.

Что будет с «Волга-Днепр»

«Менеджмент группы анализирует ситуацию, рассматривает варианты для переформатирования бизнеса, готового решения пока нет», — сказал источник, близкий к группе. «Но, конечно, последствия могут быть самыми грустными, так как за 30 лет работы «Волга-Днепр» с подобными вызовами не сталкивалась», — признал он.

Примерно 90% бизнеса «Волга-Днепр» приходится на международные грузовые перевозки, говорит профессор авиационных финансов Embry-Riddle Aeronautial University Виталий Гужва. По его оценкам, при сохранении санкций «Волга-Днепр» потеряет порядка $1,5 млрд выручки в год.

По словам исполнительного директора отраслевого агентства «Авиапорт» Олега Пантелева, в условиях западных санкций и ареста иностранных самолетов российских компаний у «Волга-Днепр» нет возможностей для сохранения бизнеса в прежнем формате. «Группа работала на глобальном рынке, и в этом секторе российским компаниям места не осталось», — объясняет эксперт. По его мнению, внутрироссийские перевозки и полеты между Россией и Китаем и другими странами, не поддерживающими санкции, — слишком маленький сегмент для масштабов бизнеса компании, даже если предположить, что конкуренты с этих направлений уйдут.

Новые санкции Евросоюза. Что важно знать
Экономика
Фото:Павел Лисицын / РИА Новости

В этой ситуации владелец группы Алексей Исайкин может совершить «нестандартный ход», предполагает Пантелеев. К примеру, постараться продать значительную часть бизнеса и запустить высокотехнологичный стартап, основанный на российских разработках, допускает эксперт.

Другая грузовая авиакомпания — SkyGates (занимает третье место на рынке), эксплуатировавшая два Boeing 747, на фоне санкций передала воздушные суда родственному азербайджанскому перевозчику Silk Way West Airlines. Сейчас оба самолета зарегистрированы в реестре Азербайджана и выполняют полеты в том числе в Европу из Баку, по данным FlightRadar 24. РБК направил запросы в Sky Gates Airlines и Silk Way West Airlines. Представитель «Волга-Днепр» не комментирует возможность продажи части бизнеса или перерегистрации в другой стране.

«Ситуация на рынке меняется практически каждый день, и мы совершенно точно будем адаптироваться под новые реалии», — сообщил РБК представитель еще одной грузовой авиакомпании, «Авиастар-ТУ» (занимает шестое место), которая летает на шести Boeing 757 и трех Ту-204. Российские самолеты продолжают выполнять международные перевозки, добавил он. Последний раз за пределами России иностранные самолеты «Авиастар-ТУ» были 13 марта. Сейчас перевозчик использует Boeing для полетов внутри страны.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Авиация"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 29 марта
EUR ЦБ: 99,71 (-0,56)
Инвестиции, 16:51
Курс доллара на 29 марта
USD ЦБ: 92,26 (-0,33)
Инвестиции, 16:51
В полтавском военкомате сообщили о розыске 30 тыс. уклонистов Политика, 21:08
В НХЛ заявили, что вратарь Федотов сможет продолжить сезон за океаном Спорт, 20:56
Десять вариантов квартир с двумя санузлами для большой семьи РБК и ПИК, 20:55
Насколько Варшава и Киев приблизились к разрешению пограничного кризиса Политика, 20:52
Судья турнира в «Крокусе» подала в суд из-за сообщений о запертых детях Общество, 20:50
Девушка с собакой нелегально проникла на место поисков в «Крокусе» Общество, 20:44
Альфа-Банк дал прогноз по дивидендам российских компаний в апреле Инвестиции, 20:43
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
У FTX остались токены Solana на $7,5 млрд. Кто на них претендует Крипто, 20:21
Telecinco узнал о «вечеринке до утра» после выхода Дани Алвеса под залог Спорт, 20:20
В Днепропетровской области сообщили о повреждении объекта инфраструктуры Политика, 20:20
«Яндекс» до 30 апреля закроет первый этап сделки по продаже активов Инвестиции, 20:16
Минфин возобновил закупки алмазов у АЛРОСА Бизнес, 20:10
«Ваньки», «голубчики» и «лихачи»: история такси и извоза РБК и Яндекс Go, 20:04
ФАС допустила повышение норматива продаж топлива на срочном рынке Экономика, 19:59