Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
«Это больше похоже на блеф». Интервью Федуна о футбольной Суперлиге Спорт, 20:40 Организаторы «Миллиона призов» оценили стоимость помощи привитым пожилым Общество, 20:33 Apple представила метки AirTag и фиолетовый iPhone 12 Технологии и медиа, 20:21 Какие космические явления и объекты можно увидеть с территории России РБК и ПСБ, 20:18 Если бы COVID случился в 2000-м, доткомы могли не рухнуть. И вот почему Инвестиции, 20:18 Как молодежь влияет на развитие цифровых технологий Экономика образования, 20:15 ВТБ купил 5% Санкт-Петербургской биржи Финансы, 20:14 Производство «Спутника V» запустили в первой стране Латинской Америки Общество, 20:05 Новый повод лишиться прав весной: ГИБДД запустила систему «Пит-Стоп» Авто, 19:59 В ЕС пообещали внимательно проверить, вызывает ли «Спутник V» тромбы Общество, 19:44 Испанский суд запретил ФИФА и УЕФА мешать запуску Суперлиги Спорт, 19:42 Чартеры в Египет, Навального положили под капельницу. Главное за день Общество, 19:38 Как правильно выбрать криптобиржу. 10 простых шагов Крипто, 19:36 Английская премьер-лига пообещала помешать развитию Суперлиги Спорт, 19:31
Бизнес ,  
0 

НОВАТЭК начал искать инвестора на 10% в «Ямал СПГ»

НОВАТЭК ищет альтернативу привлечению заемного финансирования за счет продажи 10% минус 1 акция в СПГ-проекте «Ямал СПГ». Это следует из перечня поручений президента Владимира Путина по итогам совещания в феврале
Здание штаб-квартиры компании «Новатэк» на Ленинском проспекте в Москве
Здание штаб-квартиры компании «Новатэк» на Ленинском проспекте в Москве (Фото: РИА Новости)

​Деньги на Ямал

«Правительству РФ совместно с НОВАТЭКом поручено рассмотреть вопрос о возможности уменьшения доли НОВАТЭКа в уставном капитале ОАО «Ямал СПГ» до уровня 50% акций + одна акция», — записано в перечне поручений президента РФ Владимира Путина по итогам одного из февральских совещаний у главы государства по экономическим вопросам (копия протокола есть у РБК).

Факт этого совещания и то, что такой вопрос обсуждался у Владимира Путина, подтвердил РБК источник в Минэнерго. Компании нужны средства для финансирования этого СПГ-проекта, и она ищет инвестора в Китае или Индии на миноритарный пакет, разъяснил чиновник. Два собеседника из числа членов совета директоров НОВАТЭКа также знают, что компания нуждается в дополнительном финансировании для нужд «Ямал СПГ» в связи с санкциями и изменившимися условиями привлечения проектного финансирования на внешних рынках. Однако оба сказали, что вопрос о возможной сделке и даже такого рода переговорах не выносился на повестку дня совета директоров НОВАТЭКа в текущем году.

Один из собеседников РБК в совете директоров НОВАТЭКа полагает, что долю не продадут, если цена будет предложена на порядок ниже, чем стоимость половины пакета, приобретенного китайской CNPC в январе 2014 года, 20% пакета «Ямал СПГ» — $212,5 млн. Он заверил, что, несмотря на снижение капитализации НОВАТЭКа, стоимость подобного актива не уменьшится, так как он рассчитан на долгосрочную перспективу. «В текущей ситуации лишние деньги на развитие не помешают. К тому же подобная сделка была бы яркой иллюстрацией прорыва во взаимоотношениях с Китаем и Индией не только на политическом уровне. Европейские инвесторы вряд ли заинтересуются пакетом из-за санкций», — считает он.

Собеседник РБК дал понять, что НОВАТЭК будет обязан вынести вопрос об изменении доли в «Ямал СПГ» на совет директоров компании по этой сделке только в том случае, если будет делать эмиссию акций «Ямал СПГ». «Если эту долю продаст кто-то из ее акционеров с последующим кредитованием компании, это другая ситуация. Тогда никакого совета директоров не будет. Да и сделку, вероятно, даже не придется согласовывать с правительством», — полагает он. При этом он считает, что продавать долю в «Ямал СПГ» сейчас не очень выгодно из-за рыночной конъюнктуры.

Второй член совета директоров НОВАТЭКа про такие переговоры не знает, но уверен, «ничего страшного нет, если восточные партнеры увеличат свою долю».

Официальный представитель НОВАТЭКа отказался от комментариев.


«Ямал СПГ» в цифрах

$27 млрд стоит реализация проекта «Ямал СПГ»

150 млрд руб. – размер одобренного финансирования «Ямал СПГ» из ФНБ

Около $7 млрд составляет бюджет «Ямал СПГ» на 2015 год

$10 млрд собирается привлечь «Ямал СПГ» в качестве проектного финансирования из китайских и европейских банков
до середины 2015 года

60% «Ямал СПГ» принадлежит НОВАТЭКу, по 20% – французской Total и китайской CNPC

$425 млн заплатила французская Total за 20% в «Ямал СПГ»

907 млрд куб. м составляют доказанные и вероятные запасы газа Южно-Тамбейского месторождения, где выполняется проект

Источник: данные компаний


Инвесторы из Китая и Индии

По подсчетам аналитика Райффазенбанка по нефти и газу Андрея Полищука, потенциальные покупатели доли в «Ямал СПГ» — китайские либо индийские компании, заинтересованные в покупке СПГ с проекта. Он сомневается, что CNPC нарастит долю в проекте до блокпакета, скорее в него придет сторонний инвестор. Он оценивает долю в 10% в сумму около $200 млн с учетом того, что доля в 20% в «Ямал СПГ» французской Total обошлась в $425 млн и китайская CNPC приобрела актив примерно по сходной цене.

Будущий инвестор может рассчитывать на скидку в 10–15% за неконтрольный пакет. По мнению Константина Черепанова из UBS, продажа доли актуальна, так как стоимость заемных средств изменилась и сама процедура их привлечения усложнилась, а финансирование проекта на 70% предполагалось за счет привлеченных средств.

Совладелец НОВАТЭКа Геннадий Тимченко в ноябре прошлого года озвучивал, что НОВАТЭК продолжает вести переговоры с различными компаниями — китайскими и индийскими — по продаже 9% в ОАО «Ямал СПГ». По его словам, не исключено, что частично увеличит долю в «Ямал СПГ» CNPC, которой уже принадлежит 20% акций, а потом зайдет и другая китайская компания. Тимченко также рассказал, что интерес к участию в других СПГ-проектах НОВАТЭКа проявляют китайские, французские компании, а также англо-голландский концерн Shell. Однако пока никаких договоренностей не достигнуто.

Осенью прошлого года из индийских СМИ стало известно, что индийский нефтегазовый концерн ONGC отказался от планов по приобретению у НОВАТЭКа доли в проекте «Ямал СПГ».

ONGC, наряду с другими индийскими компаниями — Petronet LNG и Indian Oil, вела переговоры о приобретении 9% в проекте. Но после оценки рисков проекта компания уже не заинтересована во вхождении в акционерный капитал «Ямал СПГ», хотя официального отказа со стороны ONGC пока не было. Изначально ONGC, Petronet LNG и Indian Oil были заинтересованы в приобретении до 15% в проекте «Ямал СПГ», но это стало невозможным после того, как НОВАТЭК продал 20-процентную долю в проекте китайской CNPC.

Проект «Ямал СПГ» предусматривает строительство завода по производству сжиженного природного газа мощностью 16,5 млн т СПГ в год на ресурсной базе Южно-Тамбейского месторождения. Доказанные и вероятные запасы газа месторождения составляют 907 млрд куб. м. Реализация проекта предполагает создание транспортной инфраструктуры, включающей морской порт и аэропорт в районе поселка Сабетта. «Ямал СПГ» уже законтрактовал практически весь газ, который будет поставляться главным образом на рынок Азии. Часть выкупят акционеры проекта — Novatek Gas & Power (2,38 млн т в год), Total Gas & Power (4 млн т), CNPC (3 млн т). Еще 2,9 млн т в год в течение 20 лет обязуется покупать трейдер «Газпрома» Gazprom Marketing & Trading Singapore, а 2,5 млн т купит испанская Gas Natural Fenosa.

Проект реализует ОАО «Ямал СПГ», акционерами которого являются НОВАТЭК — 60%, французская Total — 20% и китайская CNPC — 20%. НОВАТЭК, Total и CNPC планировали оплатить 30% расходов из собственных средств, а оставшиеся — покрыть за счет заемных средств. Однако так как санкции касаются и кредитования, то партнеры могут быть вынуждены повысить долю собственного финансирования.

Китайские инвесторы на российском рынке

Автопром

Группа компаний Lifan, основанная в КНР в 1992 году и специализировавшаяся на ремонте мопедов, в 2005 году начала выпускать автомобили. В 2006 году компания решила локализовать производство в России. Руководство Lifan обратило внимание на автозавод «Дервейс», открывшийся в 2003 году в Карачаево-Черкесии. Сначала этот завод пытался выпускать собственные модели, но в 2006 году приостановил производство. Полный цикл производства автомобилей Lifan на «Дервейсе» запустили в 2009–2010 годах. Одновременно в 2010 году 51% акций «Дервейса» приобрел Сбербанк. В 2011–2014 годах Lifan ежегодно становился лидером продаж в России среди китайских автопроизводителей. В 2014 году объем продаж составил 23,6 тыс. автомобилей. Весной 2015 года Lifan начнет строительство собственного автозавода в Липецкой области. В проект планируется вложить $300 млн. При этом часть производства Lifan планирует оставить на «Дервейсе».

Цемент

В августе 2014 года СМИ сообщили, что «Евроцемент груп» надеется привлечь китайских инвесторов в программу модернизации своих заводов. В ходе программы, финансовым партнером которой выступает Сбербанк, планируется к 2018 году перевести заводы на «сухой» способ производства цемента. Стоимость модернизации оценивается в $2 млрд. По данным СМИ, заявка на китайские инвестиции была подана «Евроцементом» в Минэкономразвития через организацию «Деловая Россия». Однако пока известно лишь о привлечении ряда китайских компаний в качестве подрядчиков: весной 2014 года с ними были заключены соглашения на модернизацию заводов на сумму $580 млн, а осенью — еще на $280 млн.

Метрополитен

В мае 2014 года «Мосинжпроект», China Railway Construction Corporation и China International Fund подписали в Пекине соглашение о совместном строительстве новой ветки Московского метрополитена. Ветку протяженностью шесть станций (от «Улицы Новаторов» до «Столбово») планируется начать строить в 2015-м, а запустить в эксплуатацию — в 2017 году. Сумма китайских инвестиций в проект оценивается в $2 млрд. Впрочем, стоит отметить, что начало строительства затянулось. Предполагается, что ситуация усложнилась в связи с падением курса рубля.

Строительство

В ближайшие пять–десять лет московские власти намерены предложить тем же компаниям, которые занимаются строительством метро, поучаствовать в возведении жилых и нежилых зданий рядом с новой веткой метрополитена. Объем строительства может составить около 2 млн кв. м, а итоговая продажная стоимость недвижимости — $5–7 млрд. Московские власти считают, что сумма китайских инвестиций в строительство может достичь $4 млрд.

Газ

В 2014 году «Газпром» подписал 30-летний контракт на поставку газа в Китай. Доставлять газ планируется по трубопроводу «Сила Сибири». China Nation Petroleum Corporaton выразила готовность внести предоплату в размере $25 млрд на строительство трубопровода. Однако «Газпром» отказался от этого предложения, так как из-за аванса пришлось бы снизить стоимость газа для Китая. Торжественная сварка первого стыка «Силы Сибири» состоялась в сентябре 2014 года. Завершить строительство трубопровода планируется в 2017 году, а начать поставлять по нему газ в Китай — в 2019 году.