Перейти к основному контенту
Арест миллиардера ,  
0 

Каменщик ответил на претензии СКР на первой за пять лет пресс-конференции

Владелец Домодедово Дмитрий Каменщик признал, что может стать фигурантом дела, возбужденного СКР по факту неисполнения требований безопасности, повлекшего теракт в аэропорту в 2011 году
Дмитрий Каменщик
Дмитрий Каменщик (Фото: «РИА Новости»)

В среду председатель совета директоров аэропорта Домодедово Дмитрий Каменщик провел первую за пять лет пресс-конференцию, где ответил на последние претензии следствия по делу о теракте 2011 года. Он назвал невиновными арес​тованных 9 февраля бывших и действующего менеджеров аэропорта и не исключил, что сам может стать обвиняемым по уголовному делу. «Такие процессуальные полномочия у следствия есть», — уточнил Каменщик.

Тем не менее бизнесмен отказывается признавать, что у него конфликт с государством, отмечая, что они вместе инвестируют в развитие Домодедово. Предложений о продаже аэропорта Каменщику, по его словам, также не поступало.

Старое новое дело

Первое уголовное дело о неисполнении требований транспортной безопасности в аэропорту Домодедово было возбуждено сразу после теракта, в январе 2011 года. Подозреваемыми стали как сотрудники аэропорта, так и полицейские, ответственные за контроль у рамок металлоискателей. Однако в апреле 2012 года дело было закрыто: следствие пришло к выводу, что на момент теракта государство не утвердило систему мер безопасности в аэропортах, соответствующие нормативные акты отсутствовали (например, не требовалось полного досмотра входящих в здание терминала).

Следующий виток дела начался в 2015 году. Летом СКР объявил о возбуждении уголовного дела в отношении двух бывших и одного действующего топ-менеджеров аэропорта. Фигурантами стали Андрей Данилов, ответственный за авиационную безопасность (в 2011 году возглавлял ЗАО «Домодедово Эрпорт Авиэйшн Секьюрити»), управляющий директор аэропортового комплекса Вячеслав Некрасов и Светлана Тришина, глава российского представительства зарегистрированной на острове Мэн Airport Management Company Ltd (в 2011 году управляющая компания всего аэропорта).

Некрасов и Тришина на момент возбуждения нового дела уже не имели отношения к Домодедово и работали в структурах УК «Лидер», занимаясь дорожными концессиями, а Данилов продолжал трудиться в аэропорту, возглавляя направление транспортной безопасности, уточнил пресс-секретарь Домодедово Александр Власов.

В СКР тогда добавили, что уголовное дело возбуждено в отношении не только этих людей, но и неустановленных лиц, владельцев аэропорта Домодедово. Впрочем, в июле глава СКР Александр Бастрыкин заявил, что владельцы Домодедово установлены. «Они пять лет уходили от ответственности, причем не уголовной, а материальной, никуда не скрывались, были в Москве», — добавил он.

Домодедово впервые официально раскрыло своих собственников в 2011 году, объявив во время подготовки к IPO на Лондонской фондовой бирже (размещение в итоге не состоялось), что единственным бенефициаром кипрской компании DME Ltd, контролирующей большинство операционных компаний аэропорта, является Дмитрий Каменщик.

Аресты менеджеров

9 февраля 2016 года Тришина, Некрасов и Данилов были арестованы. Всем троим предъявлено обвинение по ч.3 ст.238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее смерть двух или более лиц). Максимальное наказание по этой статье — до десяти лет лишения свободы.

Вскоре появился обширный пресс-релиз, подписанный руководителем пресс-службы СКР Владимиром Маркиным. Там говорилось, что задача правоохранителей не только наказать непосредственно виновных в теракте, но и изучить совокупность причин трагедии.

Суть обвинения в следующем. Еще с 2007 года в Домодедово действовал регламент, предполагающий досмотр на входе с применением рамок и при необходимости ручных металлоискателей. Однако возле рамок скапливались очереди, при растущем пассажиропотоке стала очевидна необходимость дополнительных входов, что требовало финансовых вложений. Но руководство аэропорта вместо этого якобы утвердило в 2010 году новый регламент, уже не требующий тотального контроля. В результате, подчеркивает Маркин, через рамки металлоискателя проходили не более 2% прибывших в аэропорт.

Как показала проведенная СКР экспертиза, если бы Магомед Евлоев, совершивший этот теракт, прошел через рамки, то металлоискатель обнаружил бы скрытое под одеждой взрывное устройство.

Нетотальный контроль

В среду Дмитрий Каменщик показал целую презентацию, опровергающую доводы следствия. Прежде всего он заявил, что регламент 2010 года фактически не отличался от документа 2007 года — ни тот ни другой не требовали тотального досмотра прибывших в аэропорт.

Согласно предоставленным видеозаписям с камер наблюдения, сотрудник авиационной безопасности работал с интроскопом, в то время как сотрудник полиции визуально осматривал входящих. Подозрительным лицам он мог предложить пройти через рамки.

Зашедший в здание аэровокзала в районе 16:00 мск 24 января 2011 года Евлоев не привлек внимания полицейского. На записи видно, как он быстро проходит мимо. «Блондин, невысокого роста, курточка, руки в карманах, ничего особенного», — прокомментирует Дмитрий Каменщик видеозапись.

Впоследствии правила безопасности в аэропортах сильно ужесточились. Через два дня после трагедии, 26 января, появился приказ Минтранса, требующий тотального контроля пассажиров, прибывших в аэропорт.

«Транспортная безопасность аэропорта соответствует и соответствовала нормам действующего закона», — подчеркивает владелец Домодедово.

СКР против всех

Позицию СКР не разделяют представители прокуратуры, Минюста и судов. На заседании суда 9 февраля сотрудник прокуратуры предлагал квалифицировать дело по ч.1 ст.238 (оказание услуг, не отвечающих безопасности, но без гибели людей). Таким образом, прокуратура не видит связи между гибелью людей в результате теракта и недостаточным обеспечением безопасности со стороны аэропорта. Если бы дело было квалифицировано по этой статье, его пришлось бы закрыть за истечением срока исковой давности.

Примерно к таким же выводами пришли и суды, рассматривавшие гражданские иски о теракте. Ставшая в результате теракта инвалидом Елена Криволуцкая ранее пыталась взыскать с ЗАО «Международный аэропорт Домодедово» и его должностных лиц компенсацию материального вреда в размере 56 тыс. руб. и морального ущерба в 15 млн руб., заявляя, что ответчик не обеспечил транспортную безопасность, что повлекло за собой теракт.

Однако Пресненский, а затем и Московский городской суды отказали в иске. «В ходе расследования причинно-следственная связь между действиями (бездействием) лиц, ответственных за транспортную безопасность, и произошедшим взрывом не установлена», — сказано в решении.

После этого Криволуцкая обратилась в ЕСПЧ. Вердикт пока не вынесен, но в презентации Каменщика была изложена позиция РФ (ее подготовил Минюст, и она обязательна для таких дел). Там сказано, что заявление об отсутствии или недостаточности мер в аэропорту некорректно и необоснованно. Ни внутренним законодательством РФ ни международными нормами не был предусмотрен обязательный тотальный личный досмотр на входах в терминал аэропорта.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 16:51
В Белгороде объявили опасность атаки беспилотников Политика, 21:09
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 21:03
В Дербенте местный житель открыл стрельбу возле кафе Общество, 21:01
«Краснодар» обыграл «Факел» и приблизился к «Зениту» в РПЛ Спорт, 20:59
Какие вооружения Украина получит по итогам встреч НАТО, ЕС и G7 Политика, 20:55
Михалков увидел «страшную опасность» в дипфейках Технологии и медиа, 20:44
Законопроект о помощи Украине прошел процедурное голосование в США Политика, 20:39
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Росимущество продало крупнейшего производителя спирта Бизнес, 20:38
Суд арестовал второго фигуранта дела о подрыве машины экс-агента СБУ Политика, 20:26
В Донецке погиб американец Рассел Бентли Политика, 20:13
«Ан-Наср» без Роналду одержал волевую победу, пропустив на шестой минуте Спорт, 20:12
С бывшего клуба Слуцкого сняли 18 очков в чемпионате Нидерландов Спорт, 20:04
Поджигатель здания мурманского правительства умер в зоне военной операции Политика, 20:00
Варданян объявил голодовку в заключении в Азербайджане Политика, 19:54