Перейти к основному контенту
Эксклюзивы РБК⁠,
0
Эксклюзив

Траты российских авиакомпаний на «зеленые» полеты оценили в ₽258 млрд

Траты российских авиакомпаний на «зеленые» полеты оценили в 258 млрд руб.
Выполнение международных обязательств по сокращению выбросов CO2 может обойтись российской авиаотрасли в 258 млрд руб. до 2035 года. Снизить нагрузку в будущем позволит индустрия производства устойчивого топлива, считают эксперты
ЛУКОЙЛ LKOH ₽6 370,5 -0,77% Купить
«Татнефть» TATN ₽631,7 -1,59% Купить
«Газпром нефть» SIBN ₽513,55 -0,36% Купить
Фото: Юрий Смитюк / ТАСС
Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

Российские авиакомпании в 2027–2035 годах направят от 61 млрд до 258 млрд руб. на компенсацию выбросов парниковых газов при международных перелетах, чтобы выполнить свои обязательства в рамках схемы CORSIA (Carbon Offsetting and Reduction Scheme for International Aviation). К такому выводу пришли эксперты российского подразделения международной компании Earthood, работающей в сфере климатических проектов и устойчивого развития (РБК изучил их исследование).

Схема CORSIA была утверждена в 2016 году Международной организацией гражданской авиации (ICAO, ИКАО). Это свод глобальных рыночных мер, направленных на сокращение выбросов СО2, основными из которых являются: покупка углеродных единиц (УЕ) для покрытия выбросов сверх базового уровня (85% от уровня общей эмиссии мировой авиации в 2019 году); использование топлива, отвечающего критериям устойчивости CORSIA (CORSIA Eligible Fuels — CEF).

К таким видам топлива относят SAF (Sustainable Aviation Fuel), которое получают из растительных и животных жиров, а также других материалов, не связанных с ископаемым топливом. Биокомпонент смешивают с традиционным авиакеросином в пропорции 50 на 50%. Также допускается использование топлива LCAF (Lower Carbon Aviation Fuels), которое по сути является традиционным авиакеросином со сниженным на всем жизненном цикле углеродным следом — от добычи нефти до сжигания топлива в полете. Но из-за негативного отношения Запада к нему данных о сертификации такого топлива, отвечающей требованиям CORSIA, нет.

С 2021 года применение схемы CORSIA является добровольным, но Россия и некоторые другие крупные страны (например, Индия и Китай) пока в инициативе не участвуют. Тем не менее с 2027 года требования ICAO станут обязательными для всех ее членов, включая Россию. Таким образом, охват составит более 90% международной авиационной индустрии. С этого момента перевозчики, выполняющие зарубежные перелеты без использования устойчивого топлива или компенсации выбросов за счет УЕ, будут подвергнуты штрафным санкциям. Формат и размер последних, однако, пока не определены.

В Госдуме предложили снизить риск роста цен на полеты зеленым топливом
Бизнес
Фото:Виктор Лисицын / Global Look Press

В зависимости от сценария, опирающегося на темпы роста эмиссии мировой авиации (низкий — 2% ежегодно с 2025 года, средний — 3%, высокий — 5%), необходимый к компенсации объем выбросов парниковых газов для России в 2035 году может составить 1,1–3,6 млн т СО2-эквивалента против 0,5–1,3 млн т СО2-эквивалента в 2027 году, подсчитывают в Earthood Russia. Для покупки углеродных единиц на этот объем в 2027–2035 годах авиаперевозчики из России могут потратить от 21 млрд до 140 млрд руб. при цене УЕ от $18 до $64 за тонну СО2-эквивалента. Однако возможности по покупке УЕ в ближайшем будущем могут быть исчерпаны из-за ожидающегося дефицита климатических проектов, соответствующих требованиям CORSIA.

Полная компенсация всех обязательств только за счет SAF также невозможна в связи с недостаточными объемами производства. «В связи с этим реалистичный сценарий использования топлива SAF для компенсации выбросов парниковых газов в рамках CORSIA — не менее 1,5% от всей эмиссии российской авиации до 2027 года, 4,5% — до 2030-го и около 15% в 2035 году», — полагают эксперты. На оплату этого объема потребуется от 41 млрд до 127 млрд руб. к 2035 году. А оставшаяся часть должна быть покрыта за счет УЕ, приобретение которых обойдется российским авиакомпаниям в 20–132 млрд руб. за весь период.

В то же время в России сегодня отсутствует промышленное производство топлива SAF, тогда как к 2035 году необходимо будет от 146 до 446 тыс. т. Сама стоимость его производства выше традиционного авиакеросина примерно в два—девять раз, также высок CAPEX строительства соответствующих предприятий — $1 млрд для мощностей в 1 млн т в год. Кроме того, нет реального спроса у авиаперевозчиков, которые пока полагаются лишь на меры по повышению энергоэффективности. Наконец, отсутствуют стимулы для разворота биотопливной индустрии и соответствующая нормативная база и стандарты, определяющие требования к производству, испытаниям, сертификации и использованию SAF.

Решение этих проблем позволит в будущем снизить финансовую нагрузку на авиаотрасль в виде штрафных санкций ICAO, ограничить рост цен для пассажиров и сохранить конкурентоспособность России на рынке международных авиаперевозок. «Кроме того, собственные мощности для производства SAF и сертификация традиционного керосина в качестве LCAF в условиях грядущего глобального дефицита УЕ, отвечающих жестким требованиям CORSIA, могут сделать РФ лидером мирового рынка зеленого авиатоплива», — заключает генеральный директор Earthood Russia Андрей Комендант.

Читайте РБК в Telegram.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 22:21
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 22:21
Умер архитектор Фрэнк Гери Общество, 22:30
Почему Египет импортирует продукты питания РБК и РЭЦ, 22:23
Какие сборные вышли на чемпионат мира по футболу 2026 года Спорт, 22:19
Лариса Долина пообещала вернуть деньги купившей ее квартиру Полине Лурье Общество, 22:14
Состоялась жеребьевка финальной части ЧМ-2026 Спорт, 22:07
Истина в стекле: как выбрать винные бокалы РБК и СберПервый, 22:05
Россия прекратила военные соглашения с Канадой, Францией и Португалией Политика, 22:03
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 21:59
Кадыров обратился к ВСУ и призвал встретиться «лицом к лицу» Политика, 21:54
Какое имущество по иску к Тимуру Иванову изъяли в пользу государства Политика, 21:54
Определились сборные, которые сыграют в матче открытия ЧМ-2026 Спорт, 21:53
Это на новый год: куда ездят отдыхать россияне РБК и Ozon Travel, 21:46
Постпредство при ЕС прокомментировало предложение о конфискации активов Политика, 21:42
Три истории из 2027 года: чем удивит многозадачный курорт на берегу реки РБК и Dream Riva, 21:40