Перейти к основному контенту

Инвеst weekend РБК

Спец.гость: Джим Роджерс

Проведи уикенд с семьёй и РБК

2 дня выступлений и пользы

Задай вопросы эмитентам

Полезные знакомства и инсайты

12+

Бизнес ,  
0 
Эксклюзив

«Яндекс» объяснил сотрудникам причины продажи «Дзена»

На «Яндекс.Дзен» есть «очередь» покупателей, заявили топ-менеджеры сервиса сотрудникам проекта, объясняя причины его продажи. Они также ответили, почему «Яндекс» больше не может сам его развивать и что будет с проектом
«Яндекс» YNDX ₽4 279,2 +0,12% Купить
Фото: Валерий Мельников / РИА Новости
Фото: Валерий Мельников / РИА Новости

«Если «Яндекс» хочет продолжать быть технологической большой компанией, ему придется на чем-то сфокусироваться, на чем-то, что ни при каких условиях не может быть как-либо политизировано», — заявил в среду, 16 марта, на встрече с сотрудниками «Яндекс.Дзена» глава сервиса Антон Фролов (РБК удалось ознакомиться с содержанием встречи).

«Зурал» (так в компании называют общение топ-менеджмента этого направления с командой; на текущей встрече, как озвучивали ее модераторы, присутствовали 463 человека) был посвящен обсуждению продажи сервисов «Яндекс.Дзен» и «Яндекс.Новости». О подготовке этой сделки стало известно накануне. Как рассказывали источники РБК, претендентов на проекты несколько, но наиболее вероятный — холдинг VK. На текущий момент стороны официально переговоры не прокомментировали.

«Яндекс» больше не может внутри себя дальше заниматься разными контентными проектами. Для нас это значит, что и «Дзену», как и «Новостям», придется это делать в каком-то другом месте. Наиболее вероятный вариант — это продажа какой-то другой компании», — объяснил Фролов.

«Яндекс» решил продать «Новости» и «Дзен»
Бизнес
Фото:Евгений Разумный / Ведомости / ТАСС

Как заявил топ-менеджер, «за последний месяц правила ведения бизнеса в России переопределились и для «Яндекса» сейчас экзистенциальный вопрос — что делать дальше?»: «В текущих условиях невозможно одновременно продолжать заниматься контентными и информационными сервисами, которые влияют на большое количество людей, и не попадать под разные виды давления как с внутренней стороны, так и с внешней».

РБК приводит ключевое из ответов топ-менеджмента компании в рамках встречи и вопросы сотрудников.

Детали сделки

«Переговоры [о продаже сервисов] начались дни назад. <...> Любой процесс покупки — это довольно дорогая операция, и это занимает месяцы как минимум. Поэтому ближайшие квартал-полгода наше целеполагание в плане продуктовых фич, KPI и прочего никак не меняется. Наша цель <...> — сделать максимально крутую контентную платформу <...>, чтобы в сделке наши позиции были максимально сильными. Чем более сильными будут наши позиции, тем более достойную компенсацию получат все сотрудники».

«Обсуждается не просто сделка, ищется вариант: как команда «Дзена», которая строит из российских игроков самую крутую и перспективную контентную платформу, может эту задачу, эту мечту реализовать и победить тех ребят, которые сейчас являются чемпионами в России. Один из вариантов — это сделка. <...> «Дзен» — это довольно лакомый кусочек, и «развод» [с «Яндексом»] происходит не потому, что что-то не так с перспективами «Дзена» в контентном бизнесе, с его ростом или его бизнес-моделью, а просто потому, что «Яндекс» будет концентрироваться совсем на других бизнесах <...>. Сейчас у нас в переговорах достаточно сильная позиция, «Дзен» все хотят, и ключевое условие — чтобы мы стали центральным продуктом в другом месте. И все, что там есть, — нас усиливало, а не ослабляло».

«Яндекс.Дзен» был запущен в 2017 году, является сервисом персональных рекомендаций и издательской платформой, где можно размещать публикации, находить аудиторию и зарабатывать на рекламе. «Дзен» изучает интересы пользователей и подбирает для каждого индивидуальную ленту рекомендаций. По итогам 2021-го у «Дзена» было 22,3 млн активных пользователей в день, что на 10% выше, чем по итогам предыдущего года. Плановая выручка «Дзена» в четвертом квартале прошлого года составила 18,9 млрд руб.

Кто будет покупателем, в ходе встречи ни Фролов, ни другие топ-менеджеры не отвечают однозначно, хотя прямые вопросы об этом во время встречи звучали. При этом Фролов, отвечая на вопрос сотрудника, зачем VK нужен «Дзен», подчеркивает, что VK — это все же соцсеть, а не блог-платформа.

«Не переживайте — очередь [из покупателей] стоит за «Дзеном», потому что все понимают, что это единственный продукт, на основе которого можно действительно построить конкурента западным аналогам <...>. Желающие есть, и не один».

Невозможность выделить «Дзен» в отдельную компанию (как альтернативный сценарий сделки) Фролов объяснил тем, что в этом случае «надо самому строить очень мощную защиту от давления со всех сторон», а это «не очень понятно, как сделать».

«Эта конструкция («Дзен». — РБК) — она дорогая, и за нее кто-то должен заплатить в нашей стране. Ровно с ними и идут переговоры, [с теми], у кого есть деньги».

«Дзен» — классный бизнес, но для того, чтобы стать большими, нам нужны инвестиции, и эти инвестиции «Яндекс» сейчас дать не может. Поэтому нужен крупный инвестиционный партнер, который сможет нам помочь расти, иначе мы останемся того размера, который есть, а не того, какого хотелось бы быть <...>. Сейчас то время, когда происходит радикальное изменение рынка. И, конечно, сейчас надо пожинать плоды этого изменения».

На вопрос, какой план, если «Дзен» не продают, Фролов ответил: «Искать дальше покупателя». «А может, ситуация для ведения бизнеса изменится или с экономикой что-то станет. Мы пока решили решать проблемы по мере их поступления», — добавил он.

Изменятся ли контент «Дзена» и технологии

«Мы будем искать в любом случае максимальные компромиссы, при которых можно делать контентно-рекомендательные системы в текущей политической ситуации, — такой фразой Фролов ответил на вопрос от сотрудника, станет ли сервис «политизированным в том смысле, что ориентированным на интересы государства». — «Яндекс.Музыка» может быть политизирована значительно меньше, чем статьи и видео, поэтому «Музыка» остается в «Яндексе».

«Нет ответа, когда точно включим [рекомендательную ленту] (была отключена в начале марта из-за переизбытка политического контента. — РБК), но с самого начала мы рассчитывали не больше чем на месяц выключить. <...> Ключевое условие «развода», что мы вместе с «Яндексом» придумаем, как сохранить аудиторию, трафик в текущем продукте <...>. Цель «Яндекса» — не отсвечивать. Невозможно не отсвечивать, когда у тебя на какой-то странице огромное количество трафика, за который ты отвечаешь. В этом плане трафик выгоднее передать «Дзену».

«Яндекс» сообщил о смене гендиректора
Бизнес
Тигран Худавердян

«Никакого финального решения — как это произойдет — у нас нет. Невозможно взять и распилить «морду» (имеется в виду главная страница «Яндекса». — РБК) на две части и сказать: вот это мы продали, а вот это оставили <...>. Как мы это сделаем — мы не знаем».

Вопрос, будет ли ребрендинг «Дзена», пока не решен.

Что будет с сотрудниками проекта

«При «разводе» с «Яндексом» мы бы очень хотели, чтобы вы (дизайнеры проекта «Дзен». — РБК) пошли за нами. Но при этом никого наручниками невозможно удержать, в любой момент будет открыта ротация. <...> Нет никакого специального «окна возможностей»: что сегодня можно ротироваться, а через месяц — нельзя. Ротация открыта, как и в любое другое время в «Яндексе». При этом надо понимать, что сейчас объективно очень хреновое время для ротации — как внутренней, так и где-то снаружи поискать».

Один из сотрудников поинтересовался, что делать тем, кто «совершенно точно не хочет работать в VK». Четкого ответа на этот вопрос у топ-менеджмента не было, они пообещали «держать в курсе» и призвали не ставить «ротационных тикетов»: «Во-первых, и «Яндексу» надо переконфигурироваться с уходом «Дзена» и «Новостей», в случае если это происходит. Во-вторых, нам самим надо четко понять, как все будет происходить».

«Яндекс.Музыка» и VK столкнулись с проблемами с западными новинками
Технологии и медиа
Фото:Сергей Пятаков / РИА Новости

«Для себя я принял решение: новую историю возглавить, — рассказал Фролов. — Потому что для меня всегда было амбицией все это сделать очень мощной контентной платформой. Да, в последнее время в стране бизнесом заниматься, скажем так, сложнее. Но, как показывают международные аналоги, даже в очень сильно зарегулированных и политизированных системах, как Китай, возможно сделать какой-то WeChat».

Один из сотрудников в вопросе указал, что если в «Дзене» многие работают «за идею» и «за продукт», а не только за компенсацию, то в VK мотивация ограничится только вознаграждением. Фролов пообещал, что сотрудники «Дзена» выиграют в компенсации в рамках сделки: «Но мы все должны продолжать за идею работать, вне зависимости от того, куда мы поедем, потому что наша цель не VK какой-то сделать, а наша цель не меняется — сделать самую главную в России контентную платформу».

Сотрудники в рамках встречи предложили «продаться Twitter». Никто из топ-менеджмента это предложение не прокомментировал.

Раскрой экосистему TECNO

Флагманские технологии 
для продуктивной жизни

Съемка фото и видео 
на профессиональном уровне

Производительность 
и максимально выносливый аккумулятор

Яркий дизайн 
и сбалансированные характеристики

Легкость и мощность для любых задач

Чистый звук и улучшенная эргономика

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Интернет"

Инвеst weekend РБК

Спец.гость: Джим Роджерс

Проведи уикенд с семьёй и РБК

2 дня выступлений и пользы

Задай вопросы эмитентам

Полезные знакомства и инсайты

12+

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 7 мая
EUR ЦБ: 98,47 (-0,09)
Инвестиции, 06 мая, 17:12
Курс доллара на 7 мая
USD ЦБ: 91,31 (-0,38)
Инвестиции, 06 мая, 17:12
Какие виды вентиляции бывают и как ее сделать в загородном доме Недвижимость, 11:02
Бумаги «Транснефти» подорожали более чем на 3% на новостях о дивидендах Инвестиции, 11:00
Как открыть бизнес по франшизе: пошаговая инструкция РБК Франшизы, 11:00
Гендиректор МУЗ-ТВ заявил, что уехавшие артисты уже не так востребованы Life, 11:00
Al Jazeera сообщил о 20 погибших в результате ударов Израиля по Рафаху Политика, 10:57
Как составить план на день исходя из ценностей: пирамида Франклина Pro, 10:53
Форма и содержание: как создать франшизу из работающего бизнеса РБК Франшизы, 10:53
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
В России выпустят аналог Lego Бизнес, 10:52
В Иркутской области нашли мужчину, который сжигал траву перед пожаром Общество, 10:40
Брат Нурмагомедова опустился на одну позицию в рейтинге UFC Спорт, 10:40
«АгроТерра» после перехода под контроль Росимущества сменила руководство Бизнес, 10:35
Захарова назвала «скалозубством» бойкот Британией инаугурации Путина Политика, 10:32
Еще одну новостройку по программе реновации возведут в столичном ЦАО Город, 10:20
Курс биткоина закрепился у отметки $64 тыс. Крипто, 10:16