Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 
Эксклюзив

«Яндекс» объяснил сотрудникам причины продажи «Дзена»

На «Яндекс.Дзен» есть «очередь» покупателей, заявили топ-менеджеры сервиса сотрудникам проекта, объясняя причины его продажи. Они также ответили, почему «Яндекс» больше не может сам его развивать и что будет с проектом
«Яндекс» YNDX ₽4 197,8 +0,8% Купить
Фото: Валерий Мельников / РИА Новости
Фото: Валерий Мельников / РИА Новости

«Если «Яндекс» хочет продолжать быть технологической большой компанией, ему придется на чем-то сфокусироваться, на чем-то, что ни при каких условиях не может быть как-либо политизировано», — заявил в среду, 16 марта, на встрече с сотрудниками «Яндекс.Дзена» глава сервиса Антон Фролов (РБК удалось ознакомиться с содержанием встречи).

«Зурал» (так в компании называют общение топ-менеджмента этого направления с командой; на текущей встрече, как озвучивали ее модераторы, присутствовали 463 человека) был посвящен обсуждению продажи сервисов «Яндекс.Дзен» и «Яндекс.Новости». О подготовке этой сделки стало известно накануне. Как рассказывали источники РБК, претендентов на проекты несколько, но наиболее вероятный — холдинг VK. На текущий момент стороны официально переговоры не прокомментировали.

«Яндекс» больше не может внутри себя дальше заниматься разными контентными проектами. Для нас это значит, что и «Дзену», как и «Новостям», придется это делать в каком-то другом месте. Наиболее вероятный вариант — это продажа какой-то другой компании», — объяснил Фролов.

«Яндекс» решил продать «Новости» и «Дзен»
Бизнес
Фото:Евгений Разумный / Ведомости / ТАСС

Как заявил топ-менеджер, «за последний месяц правила ведения бизнеса в России переопределились и для «Яндекса» сейчас экзистенциальный вопрос — что делать дальше?»: «В текущих условиях невозможно одновременно продолжать заниматься контентными и информационными сервисами, которые влияют на большое количество людей, и не попадать под разные виды давления как с внутренней стороны, так и с внешней».

РБК приводит ключевое из ответов топ-менеджмента компании в рамках встречи и вопросы сотрудников.

Детали сделки

«Переговоры [о продаже сервисов] начались дни назад. <...> Любой процесс покупки — это довольно дорогая операция, и это занимает месяцы как минимум. Поэтому ближайшие квартал-полгода наше целеполагание в плане продуктовых фич, KPI и прочего никак не меняется. Наша цель <...> — сделать максимально крутую контентную платформу <...>, чтобы в сделке наши позиции были максимально сильными. Чем более сильными будут наши позиции, тем более достойную компенсацию получат все сотрудники».

«Обсуждается не просто сделка, ищется вариант: как команда «Дзена», которая строит из российских игроков самую крутую и перспективную контентную платформу, может эту задачу, эту мечту реализовать и победить тех ребят, которые сейчас являются чемпионами в России. Один из вариантов — это сделка. <...> «Дзен» — это довольно лакомый кусочек, и «развод» [с «Яндексом»] происходит не потому, что что-то не так с перспективами «Дзена» в контентном бизнесе, с его ростом или его бизнес-моделью, а просто потому, что «Яндекс» будет концентрироваться совсем на других бизнесах <...>. Сейчас у нас в переговорах достаточно сильная позиция, «Дзен» все хотят, и ключевое условие — чтобы мы стали центральным продуктом в другом месте. И все, что там есть, — нас усиливало, а не ослабляло».

«Яндекс.Дзен» был запущен в 2017 году, является сервисом персональных рекомендаций и издательской платформой, где можно размещать публикации, находить аудиторию и зарабатывать на рекламе. «Дзен» изучает интересы пользователей и подбирает для каждого индивидуальную ленту рекомендаций. По итогам 2021-го у «Дзена» было 22,3 млн активных пользователей в день, что на 10% выше, чем по итогам предыдущего года. Плановая выручка «Дзена» в четвертом квартале прошлого года составила 18,9 млрд руб.

Кто будет покупателем, в ходе встречи ни Фролов, ни другие топ-менеджеры не отвечают однозначно, хотя прямые вопросы об этом во время встречи звучали. При этом Фролов, отвечая на вопрос сотрудника, зачем VK нужен «Дзен», подчеркивает, что VK — это все же соцсеть, а не блог-платформа.

«Не переживайте — очередь [из покупателей] стоит за «Дзеном», потому что все понимают, что это единственный продукт, на основе которого можно действительно построить конкурента западным аналогам <...>. Желающие есть, и не один».

Невозможность выделить «Дзен» в отдельную компанию (как альтернативный сценарий сделки) Фролов объяснил тем, что в этом случае «надо самому строить очень мощную защиту от давления со всех сторон», а это «не очень понятно, как сделать».

«Эта конструкция («Дзен». — РБК) — она дорогая, и за нее кто-то должен заплатить в нашей стране. Ровно с ними и идут переговоры, [с теми], у кого есть деньги».

«Дзен» — классный бизнес, но для того, чтобы стать большими, нам нужны инвестиции, и эти инвестиции «Яндекс» сейчас дать не может. Поэтому нужен крупный инвестиционный партнер, который сможет нам помочь расти, иначе мы останемся того размера, который есть, а не того, какого хотелось бы быть <...>. Сейчас то время, когда происходит радикальное изменение рынка. И, конечно, сейчас надо пожинать плоды этого изменения».

На вопрос, какой план, если «Дзен» не продают, Фролов ответил: «Искать дальше покупателя». «А может, ситуация для ведения бизнеса изменится или с экономикой что-то станет. Мы пока решили решать проблемы по мере их поступления», — добавил он.

Изменятся ли контент «Дзена» и технологии

«Мы будем искать в любом случае максимальные компромиссы, при которых можно делать контентно-рекомендательные системы в текущей политической ситуации, — такой фразой Фролов ответил на вопрос от сотрудника, станет ли сервис «политизированным в том смысле, что ориентированным на интересы государства». — «Яндекс.Музыка» может быть политизирована значительно меньше, чем статьи и видео, поэтому «Музыка» остается в «Яндексе».

«Нет ответа, когда точно включим [рекомендательную ленту] (была отключена в начале марта из-за переизбытка политического контента. — РБК), но с самого начала мы рассчитывали не больше чем на месяц выключить. <...> Ключевое условие «развода», что мы вместе с «Яндексом» придумаем, как сохранить аудиторию, трафик в текущем продукте <...>. Цель «Яндекса» — не отсвечивать. Невозможно не отсвечивать, когда у тебя на какой-то странице огромное количество трафика, за который ты отвечаешь. В этом плане трафик выгоднее передать «Дзену».

«Яндекс» сообщил о смене гендиректора
Бизнес
Тигран Худавердян

«Никакого финального решения — как это произойдет — у нас нет. Невозможно взять и распилить «морду» (имеется в виду главная страница «Яндекса». — РБК) на две части и сказать: вот это мы продали, а вот это оставили <...>. Как мы это сделаем — мы не знаем».

Вопрос, будет ли ребрендинг «Дзена», пока не решен.

Что будет с сотрудниками проекта

«При «разводе» с «Яндексом» мы бы очень хотели, чтобы вы (дизайнеры проекта «Дзен». — РБК) пошли за нами. Но при этом никого наручниками невозможно удержать, в любой момент будет открыта ротация. <...> Нет никакого специального «окна возможностей»: что сегодня можно ротироваться, а через месяц — нельзя. Ротация открыта, как и в любое другое время в «Яндексе». При этом надо понимать, что сейчас объективно очень хреновое время для ротации — как внутренней, так и где-то снаружи поискать».

Один из сотрудников поинтересовался, что делать тем, кто «совершенно точно не хочет работать в VK». Четкого ответа на этот вопрос у топ-менеджмента не было, они пообещали «держать в курсе» и призвали не ставить «ротационных тикетов»: «Во-первых, и «Яндексу» надо переконфигурироваться с уходом «Дзена» и «Новостей», в случае если это происходит. Во-вторых, нам самим надо четко понять, как все будет происходить».

«Яндекс.Музыка» и VK столкнулись с проблемами с западными новинками
Технологии и медиа
Фото:Сергей Пятаков / РИА Новости

«Для себя я принял решение: новую историю возглавить, — рассказал Фролов. — Потому что для меня всегда было амбицией все это сделать очень мощной контентной платформой. Да, в последнее время в стране бизнесом заниматься, скажем так, сложнее. Но, как показывают международные аналоги, даже в очень сильно зарегулированных и политизированных системах, как Китай, возможно сделать какой-то WeChat».

Один из сотрудников в вопросе указал, что если в «Дзене» многие работают «за идею» и «за продукт», а не только за компенсацию, то в VK мотивация ограничится только вознаграждением. Фролов пообещал, что сотрудники «Дзена» выиграют в компенсации в рамках сделки: «Но мы все должны продолжать за идею работать, вне зависимости от того, куда мы поедем, потому что наша цель не VK какой-то сделать, а наша цель не меняется — сделать самую главную в России контентную платформу».

Сотрудники в рамках встречи предложили «продаться Twitter». Никто из топ-менеджмента это предложение не прокомментировал.

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Интернет"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 27 апреля
EUR ЦБ: 98,72 (+0,01)
Инвестиции, 16:31
Курс доллара на 27 апреля
USD ЦБ: 92,01 (-0,12)
Инвестиции, 16:31
МИД Таджикистана заявил о массовых отказах во въезде в Россию Политика, 18:04
РСХБ провел опрос, приуроченный к фестивалю «Свое в городе» Пресс-релиз, 18:03
Дюков назвал недопустимой шутку игрока «Рубина» про «денежки на карту» Спорт, 18:01
«Спартак» нашел три судейские ошибки по итогам дерби с ЦСКА Спорт, 17:57
Мать спасшего людей в «Крокусе» школьника рассказала о звонке из АП Общество, 17:42
Курс юаня упал ниже ₽12,5 впервые с 6 марта Инвестиции, 17:39
«Связанного» с ЧВК «Вагнер» британца обвинили в организации поджогов Политика, 17:35
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
В Госдуму перевнесут законопроект о легализации майнинга Финансы, 17:32
Дюков заявил, что переговоры с УЕФА о снятии бана находятся на паузе Спорт, 17:29
Почему за e-commerce будущее торговли и как это будущее не упустить Отрасли, 17:25
Глава РФС рассказал, когда будет обсуждаться вопрос контракта Карпина Спорт, 17:14
Местные жители помогли задержать убивших семерых в Херсонской области Общество, 17:13
Движение «Я/Мы Сергей Фургал» внесли в реестр экстремистских Политика, 17:13
Набиуллина допустила падение доли льготной ипотеки до 20-30% Недвижимость, 17:01