Перейти к основному контенту
Бизнес⁠,
0

Король в одежде: как основатель Zara стал богатейшим человеком в мире

Испанец Амансио Ортега 9 сентября возглавил рейтинг богатейших людей мира по версии Forbes. Сеть Zara, созданная 40 лет назад сыном железнодорожника и служанки, стабильно наращивает прибыль
Король в одежде: как основатель Zara стал богатейшим человеком в мире

Состояние основателя крупнейшей в индустрии моды группы компаний Inditex, объединяющей бренды Zara, Massimo Dutti, Pull & Bear, Stradivarius, Bershka, Oysho, Uterque и Lefties, Forbes оценил 9 сентября в $78 млрд. У Гейтса оказалось на $100 млн меньше. «Легко досталось — легко потерялось, — комментировал рокировку журналист Forbes Дэн Александр. — Состояния Гейтса и Ортеги продолжат меняться вверх и вниз по мере роста и падения акций их компаний».

Ортега продержался на первой строчке всего два дня, вновь уступив все тому же Гейтсу. И тем не менее он третий год подряд остается в тройке лидеров рейтинга, а его империя — лидером в своей отрасли. Сеть магазинов Zara, созданная 40 лет назад сыном железнодорожника и служанки, раскинулась по всему миру, а его концепция «быстрой моды» вынуждает старейшие модные дома менять свои бизнес-стратегии.

Гордый ребенок

Амансио Ортега родился в марте 1936 года в деревне Бусдонго-де-Арбас с населением 60 человек на северо-западе Испании. Он был младшим ребенком в семье из четверых детей. Семья жила очень бедно. «Жалованье моего отца составляло 300 песет (менее €2 на сегодняшний момент). Не говорите, что по тем временам это было не так плохо. В семье было трое детей: старший Антони, Пепита, единственная девочка, и я, малыш. И этого жалованья никогда не хватало, чтобы протянуть до конца месяца», — делился он воспоминаниями со своей близкой подругой, автором его биографии «Феномен Zara» Ковадонге О’Ши.

На свою первую работу Амансио вышел в 13 лет. К этому его подтолкнул случай в продуктовом магазине, куда он однажды пришел с матерью за продуктами. «Там был такой высокий прилавок, что я не видел, кто разговаривал с матерью, но слышал мужской голос, который произнес то, что я пронес в себе сквозь время и никогда не забываю. «Хосефа, мне очень жаль, но я больше не могу продавать тебе товары в долг. Я был в шоке», — вспоминал он. Как пишет О’Ши, у Ортеги с самого детства было очень сильно развито чувство гордости и пережитое унижение побудило его бросить школу и начать помогать семье.

Ортега устроился в небольшой магазин-ателье Gala, был на побегушках у всего магазина. «Я мыл, упаковывал-распаковывал и общался с покупателями, когда было много народу. Кажется, наши клиенты говорили обо мне боссу, потому что заметили, что с того момента, как я только туда пришел, я относился к работе очень серьезно и с полной ответственностью», — вспоминал Ортега.

Атмосфера, царившая в этом ателье, сформировала его отношение к работе как к деятельности, смысл которой состоит далеко не только в генерировании прибыли. «Я храню, как сокровище, первый контракт от Gala», — говорил он.

Магазин все еще работает. «Кажется, он застыл во времени, — делился наблюдениями автор биографической книги «От нуля до Zara» Ксабье Бланко. — Рубашки в клетку, кепки для рыбалки и шерстяные свитера — они до сих пор продают одни и те же вещи, а Амансио — мистер Мир».

15-летний управленец

Поработав в Gala год, Ортега устроился ассистентом в магазин более высокого класса — La Maja, где на тот момент работали его старшие брат и сестра. Его быстро повысили до менеджера, а на его место пришла 16-летняя Розалия Мера Гойенчена, на которой он женился спустя два года.

Получив достаточно опыта, Амансио уволился, и к 17 годам, в 1953 году, основал свою первую компанию — GOA Confessoines (инициалы Ортеги задом наперед). Стартовый капитал составил 2,5 тыс. песет (меньше €20 на сегодняшний день).

В небольшой мастерской шили женские стеганые халаты. Как пишет О'Ши, халаты очень хорошо продавались. Реинвестируя большую часть зарабатываемых денег, Амансио поставил мастерскую на ноги и нашел посредника, который выкупал у него весь произведенный товар. Целью Ортеги было большое производство. Как пояснял Бланко в своей книге, в Галиции в связи с небольшим выбором работы тысячи мужчин работали в море, тогда как их жены сидели дома. «За небольшую плату они очень хорошо шили», — рассказывал ему Ортега. Он начал организовывать тысячи женщин в швейные кооперативы. Это оказалось несложно. «Мы хорошо знали Амансио. Он был очень близок к рабочим», — описывала одна из участниц кооператива свои впечатления от работы на Ортегу.

За десять лет работы Ортега наладил связи с каталонскими текстильщиками, которые продавали ему ткани, минуя посредников, нарастил производственную мощь и собрал крупную базу клиентов. В начале 1970-х годов он занялся распространением и нанял команду дизайнеров, а в 1975 году открыл в центре Ла-Коруньи свой первый розничный магазин. Он хотел назвать его Zorba, в честь персонажа фильма «Грек Зорба», которого сыграл Энтони Куинн, но получить права на использование имени персонажа не удалось. Магазин получил название Zara.

Магазин  Zara в Барселоне, Испания
Магазин  Zara в Барселоне, Испания

«Быстрая» мода

Zara — основной и самый узнаваемый актив группы Inditex — была создана в 1985 году на базе GOA и на сегодня является крупнейшей группой компаний в индустрии моды.

Успех принесла стратегия, противоречащая большинству принципов, по которым на рынке создаются цепочки поставок. Zara работает без посредников и агентов. В отличие от многих поставщиков одежды, использующих аутсорсинг, изготавливает свою одежду по большей части самостоятельно. Компания сама занимается закупкой материалов, дизайном, хранением, распространением и логистикой. «Наша бизнес-формула построена на очень маленькой накрутке. Мы предпочитаем заработать меньше на каждой вещи, но продать их намного больше», — объяснял Ортега.

Главное — скорость: на выпуск новой модели, включая дизайн, производство и доставку в магазины, заложено не более двух недель. В Zara работают свыше сотни дизайнеров. Другим компаниям сложно выдержать такую гонку: на разработку только дизайна порой уходят месяцы, появление новых коллекций на полках возможно два-три раза в год. Для розничных продавцов установлены жесткие графики размещения заказов и получения продукции, на доставку в магазины должно уходить не больше 48 часов. Zara не стремится максимально наращивать объемы выпуска: компания распространяет новые модели ограниченными партиями и дважды в месяц обновляет. Даже самые популярные модели не задерживаются на полках больше месяца, а значительные площади в магазинах Zara сознательно оставляются незаполненными. Таким образом подогревается интерес клиентов: как говорится в книге «Гений бизнеса: более вдохновляющий подход к предпринимательскому росту», тогда как другие магазины одежды клиенты посещают в среднем четыре раза в год, в магазинах Inditex они бывают почти 17 раз в год. Zara фактически стала синонимом используемого ретейлерами понятия «быстрая мода».

Благодаря высокой посещаемости у Zara нет необходимости закладывать существенные средства на рекламу. В результате Zara стабильно опережает конкурентов по чистой прибыли. В 2015 году чистая прибыль Inditex увеличилась в годовом исчислении на 14,8%, до $3,2 млрд. Для сравнения: чистая прибыль H&M в 2015 году составила $2,5 млрд (рост с $2,4 млрд годом ранее), GAP — $920 млн ($1,3 млрд годом ранее). В целом группа Inditex последние десять лет подряд только увеличивает прибыль и выручку. В 2015 году выручка составила $22,8 млрд.

«Испанцы перевернули насчитывающий сотню лет двухсезонный цикл в индустрии моды, — говорит редактор лондонского журнала о моде Tank Масуд Голсорхи, которого цитирует New York Times. — Теперь примерно половина компаний сегмента высокой моды, например Prada и Louis Vuitton, выпускают от четырех до шести коллекций в год. Именно из-за Zara».

Взаимодействие и контроль

Разрабатывая цепочку поставок, Ортега сделал ставку на вертикальную интеграцию — непопулярную и в целом трудновыполнимую модель для индустрии моды. Он выстроил цепочку со сверхоперативной реакцией и распространил свой контроль почти на все ее звенья.

Система строится на трех основополагающих принципах, пишет Harvard Business Review (HBR). Первый — в выстроенной в Zara системе коммуникации предусмотрено отслеживание продуктов на всех этапах производства и продаж в режиме реального времени. У Zara единый дизайнерско-производственный центр [расположен при штаб-квартире в Ла-Корунье]. Обычно после начала очередного сезона производители одежды позволяют ретейлерам корректировать не более 20% объема заказов, но система коммуникации в Zara позволяет корректировать до 40–50% изначальных заказов. Это помогает избежать перепроизводства и распродаж.

Кроме того, Zara является владельцем почти всех магазинов, где продается ее продукция. Конкуренты работают, как правило, по системе франшизы, которая ограничивает влияние производителя на состояние складских запасов в рознице. Руководство Zara само задает необходимый ритм движения информации и продукции.

Наконец, компания в отличие от многих конкурентов владеет собственными фабриками по производству одежды (в 2015 году их насчитывалось 6,3 тыс. по всему миру), самостоятельно обеспечивает себя текстилем и красителями. Это позволяет контролировать объемы и сроки выпуска и сохранять независимость от сторонних поставщиков, отмечает HBR.

Нелюдимый энтузиаст

Все время, пока Ортега находился в должности главы компании (он покинул ее в 2011 году в возрасте 75 лет), он предпочитал контролировать все происходящие в ней процессы. Даже праздники, включая Новый год и дни своего рождения, он проводил на работе. «Если я хочу, чтобы все продолжало функционировать, я должен стоять на своем посту, как обычно», — объяснял он О’Ши.

Больше всего, вспоминал он, ему нравилось проводить время в дизайнерском отделе — огромной комнате, заваленной чертежами и разнообразной одеждой, в том числе известных брендов. «Мы должны черпать вдохновение в том, что нравится и что люди ищут на международном рынке! Здесь мы изучаем предметы одежды, разбираем их, рисуем эскизы, собираем снова, адаптируем к нашему собственному стилю, выпускаем и отправляем в рынок», — объяснял О’Ши Ортега. У него не было собственного офиса. «Моя работа — это не бумажная работа, а работа на фабрике», — объяснял бизнесмен.

До 1999 года единственной фотографией с его изображением была фотография на удостоверение личности. «Я пытаюсь жить тихо, быть простым человеком, чтобы иметь возможность пойти туда, куда я хочу, выпить
кофе на веранде на площади Мариа-Пита, самом традиционном месте в Ла-Корунье, или прогуляться с коктейлем по улице, где никто не знает, кто я», — говорит он.

Великий фальсификатор

В Zara есть специальный отдел из нескольких десятков человек, которые рассредоточены в нью-йоркских клубах, бизнес-районах Парижа, барах и модных улицах Испании. «Мы называем процедуру по анализу трендов проверкой в рыночных условиях на целевой аудитории», — говорил Ортега.

Представители Zara присутствовали на модных показах и копировали модели одежды, а затем чуть видоизмененные модели люксовых брендов появлялись на полках магазинов испанской компании. Компанию неоднократно упрекали в плагиате, но каждый раз Zara утверждала, что не копирует, а улавливают модные тенденции. В частности, в 2008 году с Zara безуспешно судился французский модный дом Christian Louboutin, который утверждал, что испанская компания нарушила его товарный знак, выпустив туфли на очень высоком каблуке с красной подошвой (называемые в народе лабутенами). Туфли Zara на тот момент стоили не больше $100, тогда как стоимость пары туфель Christian Louboutin зачастую превышала $1 тыс.

В июле 2016 года испанскую компанию обвинила в плагиате американская иллюстратор Тьюсдэй Бассен, по утверждению которой, модный бренд скопировал ее иллюстрации. Zara инициировала внутреннее расследование по этому делу и приостановила продажу вещей с иллюстрациями, похожими на работы Бассен.

Как писал журнал Fortune, с аналогичными жалобами выступили еще 11 дизайнеров. Один из них, Адам Куртц, выложил в интернет результаты сравнительного анализа своих работ и работ Zara. Имена остальных дизайнеров журнал не называл.

Постоянный рост

В 2001 году Inditex вышла на IPO на Мадридской фондовой бирже. Компания была оценена в $9,7 млрд. С тех пор ее капитализация фактически постоянно росла, и на 15 сентября 2016 года стоимость группы составляла $111,5 млрд. Как отмечает Forbes, компании удалось не только пережить глобальный финансовый кризис, но продолжать улучшать финансовые показатели. С 2009 по 2014 год, по данным журнала, Ортега заработал $45 млрд на принадлежащих ему акциях. По данным Inditex и терминала Bloomberg, по состоянию на конец 2015 года Ортеге принадлежало 59,3% ее акций на общую сумму $66 млрд.

«Даже когда я был никем и у меня практически ничего не было, я мечтал о развитии и росте. Рост — это механизм выживания. И теперь, когда мне 72, я чувствую то же», — говорит Ортега.

В 1988 году Zara совершила экспансию за рубеж, открыв первый магазин в Португалии, в 1989-м — в Нью-Йорке, в 1990-м — в Париже, а в 2003-м — в России.

Сегодня сеть Zara насчитывает свыше 2,1 тыс. магазинов в 88 странах мира. В России — 91 магазин Zara. Это один из ключевых для Inditex рынков. Даже в кризис 2014–2015 годов в стране появилось несколько новых магазинов Zara. По итогам 2015 года Россия стала для Inditex третьим рынком по числу магазинов (после Испании и Китая).

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 5 декабря
EUR ЦБ: 89,9 (-0,69)
Инвестиции, 15:51
Курс доллара на 5 декабря
USD ЦБ: 76,97 (-0,99)
Инвестиции, 15:51
Взятки на ₽1,3 млрд и фуражка Гитлера: чем известен Тимур Иванов 16:08
Делобанк отменил комиссию за международные b2b-платежи в декабре Отрасли, 16:08
Медведев предложил США отправить «лучшие в мире подлодки» к Франции Политика, 16:01
Главный актив года: стратегии ведущих управляющих на рынке ОФЗ #всенабиржу!, 16:00
Моди допустил рост товарооборота с Россией до $100 млрд раньше срока Экономика, 15:58
Звонарева в 41 год вышла в полуфинал крупного турнира ITF Спорт, 15:58
Украинская триатлонистка оскорбила решившую выступать за Россию Лыскун Спорт, 15:58
Как заводить полезные знакомства?
Интенсив о нетворкинге
Подробнее
Как налоговая реформа отразится на компаниях Радио, 15:57
Власти США назвали ожидаемое число иностранных гостей на ЧМ-2026 Спорт, 15:55
Простота и отсутствие вычурности: каким будет новый жилой дом от TATE РБК и TATE, 15:51
Глава Euroclear пообещала оспорить в суде план изъятия российских активов Политика, 15:45
Увольнение как развод: какие вопросы задать сотруднику на exit-интервью Образование, 15:41
Москва полицентричная: как развитие новых районов изменило жизнь горожан РБК и ГАЛС, 15:40
В Кремле назвали последствия отказа Киева выполнить требования Москвы Политика, 15:38