Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Росгвардия опровергла драку спецназа во время испытаний на краповый берет Общество, 01:33
Финляндия открыла пункт пропуска для скоростных поездов в Петербург Политика, 01:30
Нурмагомедов объяснил скандальную шутку про избиение в метро Спорт, 01:00
Вступили в силу новые правила подключения участков к газу Общество, 01:00
Трое детей погибли при пожаре в Нижегородской области Общество, 00:51
Аpple представит обновленный MacBook Pro Технологии и медиа, 00:30
Головин поздравил российскую киберкоманду с победой на The International Спорт, 00:27
В ЛНР не подтвердили информацию о завершении миссии ОБСЕ Политика, 00:10
Белоруссия засекретила 15% своего экспорта в Россию Экономика, 00:10
Эксперты назвали 3 сценария для иностранных инвестиций в России Бизнес, 00:08
ВЦИОМ узнал долю россиян, участвующих в распределении местного бюджета Экономика, 00:00
Зеленский подтвердил наличие офшоров Политика, 17 окт, 23:58
Захарова назвала источник угрозы демократии США Политика, 17 окт, 23:40
Сына экс-чиновника из Сомали подозревают в убийстве британского депутата Политика, 17 окт, 23:32
Год с Крымом ,  
0 

Мособлбанк был выбран для строительства Керченского моста с нарушением

Выбор Мособлбанка сопровождающим строительство Керченского моста противоречил общим правилам отбора банков для дорогостоящих гособъектов, выяснил РБК. Чиновники говорят об особых условиях, сделанных для этого банка
Офис Мособлбанка
Офис Мособлбанка (Фото: «РИА Новости»)

​Как обойти постановление

Согласно постановлению правительства «Об осуществлении банковского сопровождения контрактов» государственные деньги (речь идет о госконтрактах свыше 10 млрд руб.) могут проходить только через банки из перечня кредитных организаций, «отвечающих требованиям законодательства для принятия банковских гарантий в целях налогообложения». Контракт на строительство Керченского моста был заключен 17 февраля. Как выяснил РБК, в тот момент в перечне таких кредитных организаций, опубликованных Минфином, Мособлбанк отсутствовал. Сейчас его там тоже нет.

То, что Мособлбанк не вызвал доверия у Минфина, неудивительно. Чтобы попасть в этот перечень, банк должен иметь лицензию, капитал не менее 1 млрд руб., должен соблюдать обязательные нормативы ЦБ и не быть в состоянии банкротства или санации. При этом в мае 2014 года, менее чем за год до конкурса, Банк России объявил о санации Мособлбанка «в связи с наличием угрозы интересам кредиторов банков и вкладчиков». Во время дистанционного надзора и проверок регулятор нашел нарушения законодательства и выяснил, что банк ведет высокорискованную кредитную политику. Его финансовым оздоровлением занялся СМП Банк (49,23% у Аркадия Ротенберга и 38,05% у Бориса Ротенберга), который попал под санкции в апреле 2014 года.

Согласно госконтракту, на первом этапе, до получения положительного заключения Главгосэкспертизы на проект, выбирается банк для сопровождения проекта (мониторинга расчетов). Генеральный подрядчик — компания «Стройгазмонтаж» (СГМ) Аркадия Ротенберга — выбрал Мособлбанк для банковского сопровождения контракта, Росавтодор решение подрядчика согласовал.

Но 30 июня 2014 года стороны заключили дополнительное соглашение к контракту, в котором прописали дополнения в раздел о банковском сопровождении. В первой поправке говорится, что банк выбирается в соответствии с постановлением «Об осуществлении банковского сопровождения контрактов», но «с учетом особенностей», определенных в контракте. Второй поправкой в документ вносится условие, что «банк для ​сопровождения и требования к нему» определяет подрядчик.

Было ли нарушение

Представитель Мособлбанка отказался от комментариев, заявив, что все вопросы — к подрядчику. Представитель «СГМ-Моста» (дочка «Стройгазмонтажа», которая отвечает за проект) заявил РБК, что Мособлбанк был выбран как оптимальный. Правомерность выбора он комментировать не стал.​

Заместитель руководителя Росавтодора Дмитрий Прончатов заявил РБК, что банк подходил по всем критериям. Представитель Росавтодора пояснил, что в распоряжении правительства, которым СГМ назначается генподрядчиком, содержатся «существенные условия» контракта, в том числе, по мнению ведомства, определяющие особый порядок выбора банка. В распоряжении написано, что выбор банка осуществляется подрядчиком по согласованию с заказчиком. По мнению Росавтодора, это означает, что общие правила на этот госконтракт не распространяются, добавляет сотрудник пресс-службы Росавтодора.

Юристы и специалисты по госзакупкам считают, что это не так. С 1 января 2015 года Мособлбанк отсутствует в перечне банков, соответствующих требованиям ЦБ, следовательно, привлекать его к сопровождению контракта, заключенного 17 февраля, неправомерно, настаивает директор Института государственных и регламентированных закупок конкурентной политики и антикоррупционных технологий Андрей Храмкин. Он добавляет, что исключения из правил банковского сопровождения действительно могут устанавливаться определенными правительством существенными условиями контрактов. Но фраза о том, что «выбор банка осуществляется подрядчиком по согласованию с заказчиком», не является основанием для изъятия. По его словам, дополнительное соглашение к госконтракту также не меняет ситуацию: «Требования нормативного правового акта нельзя обойти соглашением сторон».

Генеральный директор Центра размещения госзаказа Александр Строганов также считает, что особых условий не было. Более того, по его словам, нарушения при выборе банка-сопроводителя являются основанием для того, чтобы суд признал контракт недействительным. Заинтересованные лица в данном случае — контролирующие органы, прокуратура и ФАС, отмечает он. Однако, по мнению Строганова, судебная перспектива у такого дела минимальна, поскольку неправильный отбор банка не влияет на законность и добросовестное исполнение контракта.

Первый платеж

Первые деньги через Мособлбанк уже прошли. 2 июля 2015 года на расчетный счет «Стройгазмонтажа» в банке из бюджета поступило 37 млрд руб. с указанием «Строительно-монтажные работы» и 3 млрд руб. с пометкой «Инженерные изыскания и проектные работы», следует из платежных поручений, ​ опубликованных на портале госзакупок.

Представитель Росавтодора пояснил, что 40 млрд руб. — это размер аванса, предоставленного подрядчику. Он подчеркнул, что Мособлбанк будет сопровождать контракт до получения положительного заключения по проекту от Главгосэкспертизы (передан на рассмотрение 30 июня).

Аналитик «Эксперт РА» Марина Мусиец говорила РБК в апреле, что оценить выгоду банка от сопровождения контракта сложно, но средства по госконтракту существенно улучшат нормативы ликвидности Мособлбанка. В октябре 2014 года председатель правления СМП Банка Дмитрий Калантырский говорил РБК, что, по предварительным данным, дыра в балансе банка составляет порядка 105 млрд руб. ​ В июне и октябре 2014 года АСВ предоставило СМП Банку два займа на санацию на общую сумму почти 117 млрд руб. сроком на десять лет. В апреле 2015 года АСВ предоставило еще 12,2 млрд руб. на 12 лет.

Мособлбанк и СМП Банк нельзя рассматривать в разрыве друг от друга, считает глава аналитического управления Национального рейтингового агентства Карина Артемьева. «Все, что делается в Мособлбанке, делается в соответствии со стратегией санирующего его СМП Банка. Мы понимаем, что строительство Керченского моста, как предположительно и другие инфраструктурные проекты, имеющие отношение к интересам бенефициаров — Аркадия и Бориса Ротенбергов, будет проходить через эти банки», — говорит Артемьева.

Авансовые платежи по строительству Керченского моста
Авансовые платежи по строительству Керченского моста

Каким будет Керченский мост

Рабочее движение по мосту через Керченский пролив планируют открыть в декабре 2018 года. Окончательно сдать объект должны в июне 2019 года. Его протяженность составит 19 км. По условиям госконтракта, стоимость строительства моста не может превысить 228,3 млрд руб.

По результатам закрытого конкурса, который проводил «Стройгазмонтаж», проектировщиком был выбран институт Гипростроймост — Санкт-Петербург. Сумма контракта не раскрывается. 30 июня проект передали в Главгосэкспертизу. Дать заключение ведомство должно в течение 60 дней, то есть строительство моста может начаться уже в сентябре. Согласно отправленному на экспертизу проекту переход состоит из параллельных автомобильной и железнодорожной секций. Автомобильная дорога состоит из четырех полос, максимальная скорость движения по ней 120 км/ч. Пропускная способность трассы — до 40 тыс. автомобилей в сутки. Железная дорога включает два пути второй категории железнодорожных линий. Расчетная скорость движения пассажирских поездов по мосту — 120 км/ч, грузовых — 80 км/ч.

Сейчас на месте будущего строительства со стороны Керчи и Тамани ведется подготовка к строительству: разворачивается временная инфраструктура — строительные городки, технологические дороги, а «СГМ-Мост» ведет переговоры с потенциальными субподрядчиками и поставщиками строительных материалов, говорил РБК представитель компании в конце июня.