Перейти к основному контенту
Бизнес⁠,
0
Эксклюзив

Два региона заявили о риске закрытия предприятий из-за дефицита вагонов

Дефицит вагонов может стать причиной срыва отопительного сезона в Коми, сообщил региональный поставщик теплоснабжения. А в Татарстане с угрозой остановки работы столкнулся производитель бетонных конструкций для нефтяников
РЖД RU000A0JXN05 ₽9 942 +0,33% Купить
РЖД RU000A0ZZ9R4 ₽9 500 -1,14% Купить
Фото: Евгений Епанчинцев / РИА Новости
Фото: Евгений Епанчинцев / РИА Новости

Дефицит вагонов создает риски прекращения работы расположенного в Татарстане поставщика железобетонных конструкций для нефтяных компаний, следует из письма президента Татарстана Рустама Минниханова, которое он 16 ноября направил вице-премьеру Марату Хуснуллину.

В письме Минниханова речь идет об Апсалямовском комбинате стройконструкций и материалов, который поставляет железобетонные утяжелители нефтяным компаниям. Прекращение работы предприятия «негативно отразится на социально-экономической ситуации в Ютазинском муниципальном районе республики» (в нем проживают более 21 тыс. человек), указано в письме, которое поступило в аппарат вице-премьера. По нему «дано поручение Федеральной антимонопольной службе (ФАС) и Минтрансу совместно с РЖД рассмотреть и представить свои предложения», сообщили РБК представитель Хуснуллина и руководитель пресс-службы президента Татарстана Лилия Галимова.

О проблемах из-за «острого дефицита» вагонов также сообщила и Коми тепловая компания (КТК), которая получает уголь в основном от компании «Русский уголь», заявившей об отсутствии вагонного парка.

Региональный поставщик теплоснабжения предупредил РЖД о «возникающих рисках срыва отопительного сезона» в Коми. Об этом говорится в письме, которое замначальника Центра фирменного обслуживания (ЦФТО; филиал РЖД) Андрей Дреничев отправил 6 декабря исполнительному директору Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) Алексею Дружинину.

У РБК есть копии этих писем — их подлинность подтвердил менеджер железнодорожного оператора.

«Надеемся, что «Русский уголь» и РЖД услышат нашу просьбу об организации своевременной поставки оплаченного топлива для котельных, расположенных на территории Коми», — заявил РБК руководитель КТК Николай Титов.

РБК направил запросы в пресс-службы Минтранса, ФАС, администрации Коми и в «Русский уголь».

Власти одобрят новые тарифы и инвестиции РЖД на ₽3 трлн
Бизнес
Фото:Иван Шаповалов / ТАСС

Почему предприятиям не хватает вагонов

Рустам Минниханов указывает, что «крупнейшие собственники вагонов — Первая грузовая компания (ПГК), РЖД и Федеральная грузовая компания (ФГК) — не предоставляют полувагоны в достаточном количестве, мотивируя это необходимостью выполнения иных задач, поставленных государством». До конца 2021 года Апсалямовский комбинат должен отправить 440 вагонов железобетонных утяжелителей на станции Свердловской железной дороги. В октябре предприятие планировало «отгрузить 180 полувагонов, по факту отгружено шесть».

«Недопоставка по октябрьскому объему составляет 46 вагонов», — заявила РБК коммерческий директор Апсалямовского комбината Людмила Суркова. Чтобы решить проблему, предприятие стало отправлять часть грузов не полувагонами, а железнодорожными платформами. По словам Сурковой, комбинат заключил договора с несколькими организациями, поставляющими подвижной состав. «Но каждая организация может предоставить нам не более 10-15 вагонов, в то же время полувагоны предоставляются выше на 40%, чем было ранее», — отметила она.

У ПГК нет обязательств по предоставлению парка Апсалямовскому комбинату, парируют в пресс-службе этого оператора. При этом представитель ПГК согласен, что на железной дороге сложился дефицит вагонов, вызванный ростом погрузки на сети на 5–6% при общем сокращении рабочего парка вагонов. «У некоторых операторов вагоны отставлены от работы из-за непроведенных ремонтов, задействование которых могло бы компенсировать образовавшийся дефицит парка», — замечает он.

4 декабря замгендиректора РЖД Алексей Шило писал Алексею Дружинину, что ситуация с грузовыми вагонами для перевозок социально значимых грузов «вызывает особую тревогу». По его словам, «факты необеспечения вагонами перевозок строительных грузов, каменного угля, перевозимого в адрес предприятий ЖКХ и энергетики, химических и минеральных удобрений фиксируются систематически». Сейчас в состав СОЖТ входит 30 операторов железнодорожного подвижного состава.

После обращения РЖД в СОЖТ на состоявшемся 9 декабря заседании президиума союза принято решение о создании оперативного штаба для реагирования на ситуацию с предоставлением подвижного состава операторами. «Организовано взаимодействие с регионами и предприятиями, ведется мониторинг и оценка потребностей в подвижном составе», — говорит представитель РЖД.

По его словам, на рынке «наблюдается ситуация локальной нехватки вагонов». «В этих условиях дочерние общества РЖД, работающие наравне с остальными компаниями на рынке, берут на себя вывоз всех социально значимых, низкодоходных грузов», — продолжает он, подчеркивая, что доля ФГК в парке полувагонов на сети РЖД составляет всего 17%. «Обеспечить перевозки всего объема грузов таким парком невозможно», — сетует представитель РЖД. В ФГК отказались от комментариев.

РЖД запретили возить в Китай водку, пиво и печенье
Бизнес
Фото:VCG / Getty Images

Причины дефицита вагонов

По словам гендиректора «INFOLine-Аналитики» Михаила Бурмистрова, дефицит на рынке полувагонов наблюдается с весны 2021 года. Среди его причин он называет восстановление экономики России и рост спроса на внешних рынках, а также уровень эффективности работы системы диспетчеризации РЖД. Дополнительным фактором усиления дефицита стал запрет Китаем из-за коронавируса приема всех грузов, добавляет Бурмистров. В пресс-службе СОЖТ дефицит вагонов объясняют традиционно высокими объемами перевозок в третьем-четвертом кварталах, повышенным спросом вагонов под грузы ЖКХ к зиме и северный завоз. Но в 2021 году к этому добавилась «благоприятная конъюнктура мировых цен на уголь», добавил представитель союза.

Сложившаяся ситуация обусловлена желанием угольных компаний извлечь выгоду от экспортных отгрузок, говорит президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин. «Отгрузка на экспорт осуществляется в приоритете по отношению к внутренним перевозкам», — отмечает он. Иванкин также соглашается с Бурмистровым в том, что технологическое обеспечение перевозок снизилось.

По прогнозам Иванкина, ситуация с парком полувагонов не изменится ранее марта 2022 года. Бурмистров более пессимистичен: «Учитывая высокий спрос на российский уголь на экспортных рынках и сохранение проблем с диспетчеризацией, дефицит полувагонов сохранится как минимум до второй половины 2022 года».

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Транспорт"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

Считаем дни
до Нового года

Реклама ООО “БОРК Импорт”

Лента новостей
Курс евро на 23 декабря
EUR ЦБ: 92,86 (-1,65)
Инвестиции, 18:05
Курс доллара на 23 декабря
USD ЦБ: 79,31 (-1,41)
Инвестиции, 18:05
Зеленский рассказал о секретных пунктах гарантий безопасности США Политика, 23:04
Губернатор Севастополя рассказал об отражении атаки дронов Политика, 22:43
Песков оценил слова Вэнса о «прорыве» в переговорах по Украине Политика, 22:41
Путин провел экскурсию по Эрмитажу лидерам СНГ. Как это было? Фото Общество, 22:40 
Без лишнего шума: почему набирают популярность ретейл-медиа Отрасли, 22:29
Как золото, наука и профориентация встретились в одном пространстве Тренды, 22:28
Спикер Рады анонсировал «одноразовый» закон о выборах Политика, 22:24
Определите свой тип лидерства
Это займет всего 5 минут
Пройти тест
Как искусственный интеллект повышает безопасность предприятий Отрасли, 22:14
МИД Венесуэлы заявил о российской поддержке в борьбе с блокадой США Политика, 22:12
Как обустроено пространство «Столешники Хаус» в особняке в центре Москвы Стиль, 22:09
Кто такой Генри Форд и как ему удалось построить автомобильную империю Авто, 22:00
Российский вратарь Сорокин пропустит ближайший матч НХЛ из-за травмы Спорт, 21:57
Спикер Рады назвал условия для выборов на Украине Политика, 21:52
Авария Айртона Сенны: что случилось 31 год назад Авто, 21:50