Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Как вызывать такси без смартфона РБК и Tele2, 08:27 Махачев обвинил соперника в симуляции травмы перед боем UFC Спорт, 08:21 «Коммерсантъ» узнал о согласии Минфина на «план Б» по пенсионной реформе Общество, 08:14 В Германии прошли выборы без Меркель. Что важно знать Политика, 08:08 Аналитики назвали долю россиян, готовых привиться от COVID ради отпуска Общество, 08:02 Министерства поспорили о мерах поддержки строителей Бизнес, 08:01 Туристический потенциал регионов России. Карта РБК и Сбер, 08:00 ЦИК Германии объявила о распределении мест в Бундестаге Политика, 08:00 Власти предложили увеличивать тарифы на «коммуналку» при модернизации ЖКХ Общество, 07:46 Расходы на выездной туризм не вернулись на допандемийный уровень Общество, 07:30 Как сделать из смартфона платежный терминал для бизнеса РБК и Делобанк, 07:22 Рекордные цены на газ в Европе стали угрозой для рынка продовольствия Pro, 07:01 Байден фразой «черт возьми» оценил успехи СДПГ на выборах в бундестаг Политика, 06:41 Возобновились занятия в вузе в Перми, где неделю назад произошла стрельба Общество, 06:30
Бизнес ,  
0 

Дефицит бензина в Сибири сохранился после увеличения поставок с НПЗ

Власти пытаются погасить панику в связи с дефицитом бензина в нескольких сибирских регионах. Поставки топлива с нефтеперерабатывающих заводов возобновились, но их объемы пока недостаточны, жалуются независимые операторы АЗС. Они не исключают повторения топливного кризиса в регионе
Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

Михаил Ляховчук, директор компании «Крайс-ойл» (Иркутск, «дочка» «Крайснефти»), которой на прошлой неделе пришлось остановить продажу бензина в розницу на своих АЗС (владеет 47 заправками, 15% розничного рынка Иркутской области), сообщил РБК, что по итогам совещаний с местными властями и писем в «Газпром нефть» в адрес компании пошли первые объемы бензина: уже оплаченные, но отправленные с задержкой.

«Вчера с Омского НПЗ «Газпром нефти» ушла первая партия автомобильного топлива  в объеме 3 тыс. т. И ждем на днях такой же объем продукции от «Сургутнефтегаза». После окончательного оформления груза мы сможем снова открыть свои заправки, возможно, уже завтра, в среду, 15 октября», – говорит он. Но дефицит топлива сохраняется. Аргументы Минэнерго, чиновники которого обвиняют компанию в невовремя поданных заявках к поставщикам топлива, не поддаются никакой критике, сказал Михаил Ляховчук. «Мы работаем на рынке торговли бензином десять лет и всегда вовремя подаем и оплачиваем заявки на продукцию», – говорит он.

Со среды, 8 октября, на заправках Иркутской и Новосибирской областей возник дефицит бензина, связанный с недостаточной отгрузкой топлива независимым владельцам АЗС крупными компаниями («Роснефтью» и «Газпром нефтью» с Ангарского, Ачинского и Омского НПЗ). В то время как заправки крупных компаний продавали бензин в прежних объемах, 47 АЗС «Крайснефти» в Иркутской области, которая контролирует 15% розничного рынка региона, приостановили продажи топлива. 

На заправках других операторов стали возникать очереди, на фоне паники среди автолюбителей ряд АЗС региона начали продавать топливо по завышенным ценам. Руководство «Крайснефти» направило письма в адрес руководителей Омского и Ангарского НПЗ, а также в адрес губернатора региона. По итогам совещания с участием местных властей и представителей крупных нефтяных компаний, а также независимых участников рынка бензина было объявлено, что ситуация стабилизируется после 15–20 октября, когда НПЗ выйдут из плановых и внеплановых ремонтов.

Руководитель УФАС по Иркутской области Валентина Заморина сообщила, что ситуация проанализирована, признаков нарушения антимонопольного законодательства нет. Министр промышленной политики и лесного комплекса Иркутской области Кирилл Торопов надеется, что в течение ближайших полутора недель ситуация на рынке топлива региона придет в норму: 15 октября Ангарский НХК «Роснефти» запускает одну из установок производства бензина, пояснил он.

Глава Ассоциации независимых топливозаправочных станций Бурятии Вероника Шородок пояснила РБК, что ассоциация подала жалобу из-за ситуации с дефицитом бензина в регионе в Бурятский УФАС и обратилась в местное правительство. После этого пошли единичные поставки топлива, но этого все равно мало: независимые продавцы бензина получают всего по 30 т в день вместо 1,5–2 тыс. Ситуация тянется с июня, но сейчас приобрела масштаб кризиса из-за остановки на ремонт ряда НПЗ – Омского и Ачинского и сокращения поставок с Ангарского НПЗ. Покупать топливо на бирже слишком дорого: это будет означать торговлю на АЗС в убыток. К тому же биржевых объемов не хватает независимым игрокам.

«Крупные компании не хотят идти нам навстречу. Из-за существенного роста цен на АЗС в этом году как минимум четыре-пять заправок в Бурятии успели разориться и закрыться. Мейджоры готовы скупать только заправки в доходных местах, где можно продать топливо по любой цене, а в труднодоступных районах АЗС просто закрываются и потребители остаются без топлива», – сетует Вероника Шородок.

Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша напоминает, что в сентябре он написал письмо Владимиру Путину, в котором указал на угрозу дефицита бензина в стране из-за невыполнения нефтяными компаниями утвержденного плана производства и существенного снижения отгрузки бензинов на внутренний рынок.

«Незаинтересованность нефтяных компаний в увеличении объема производства и отгрузки бензина на внутренний рынок налицо. Ограничение предложения приводит на олигопольном оптовом рынке к искусственному повышению цен, что обеспечивает нефтяным компаниям эффективную доходность, но увеличивает темпы инфляции. Снижения оптовых цен можно добиться увеличением отгрузки бензина на внутренний рынок, что, по нашему мнению, может быть обеспечено тремя основными путями: повышением производства, товарными интервенциями Росрезерва и увеличением объема поставок из Республики Беларусь», – писал Аркуша. Однако он не получил ответа на свое обращение, а по итогам обсуждения вопроса на штабах Минэнерго по рынку нефтепродуктов в ведомстве продолжают утверждать, что ситуация с запасами бензина стабильна и дефицита нет.

«Есть ощущение, что рынок возвращается в ситуацию кризиса 2011 года, когда заправки стремительно закрывались или скупались крупными компаниями из-за невозможности конкурировать с ними по цене топлива. Ситуация с дефицитом существует не только в Сибири: есть она и в Москве, в Центральном регионе, на Дальнем Востоке», – полагает Аркуша. Единственным выходом из ситуации он считает увеличение производства топлива в стране и рост отгрузок независимым компаниям. 

«Газпром нефть» продолжает осуществлять поставки бензинов независимым участникам топливного рынка новосибирского региона. В соответствии с планами компании, в октябре этого года ее поставки в Новосибирскую область в адрес независимых игроков местного рынка сохранятся на уровне октября прошлого года. В целом в октябре 2013 года на рынок Новосибирской области компания поставила 55 тыс. т бензинов.

«С начала лета компания повысила объемы поставок в Новосибирскую область более чем на 7,5 тыс. т среднемесячно. Что касается Алтайского края, то доля присутствия «Газпром нефти» на топливном рынке этого региона незначительна. В Иркутскую область «Газпром нефть» осуществляет разовые поставки топлива и не имеет постоянных контрактов с участниками местного топливного рынка. Собственной сбытовой сети у компании в регионе нет», – сообщили РБК в пресс-службе «Газпром нефти».

В «Роснефти» РБК сообщили, что некоторые независимые сбытовые сети Сибирского региона только в октябре направили в «Роснефть» заявки на октябрьскую поставку нефтепродуктов.  А продажа нефтепродуктов через собственную розничную сеть «Роснефти» в Иркутской области осуществляется в полном объеме, ограничений по отпуску топлива нет.