Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Шойгу сообщил об усилении воздушной части ядерной триады России Политика, 14:15 В МИДе сообщили о возможном приеме Трампом Лаврова Политика, 14:14 Чем рассрочка выгоднее кредита. Карточки РБК и Совесть, 14:13 В офисе Зеленского подтвердили его встречу с Путиным в Париже Политика, 14:06 В поисках «эликсира здоровья»: чем запомнится 2019 год районным ТЦ Pro, 14:00 ФСБ задержала подозреваемого в финансировании терроризма жителя Дагестана Общество, 13:54 Сила впечатлений: зачем ехать в Оман Стиль, 13:50 В офисе Зеленского назвали двух возможных участников встречи с Путиным Политика, 13:48 Сериальный убийца или прожигатель фейерверков: кто вы на Новый год. Тест РБК и Huawei, 13:44 Россияне назвали Жукова и Шойгу героями Отечества Общество, 13:33 Как открыть 200 салонов красоты и академию стилистов РБК и ВТБ, 13:31 Мосгорсуд снял арест с активов Абызова стоимостью более 1 млрд руб. Общество, 13:30 5 способов переключиться с работы на отдых Pink, 13:29 В Москве эвакуировали ТРЦ «Город» и универмаг «Цветной» Общество, 13:19
АвтоВАЗ на грани банкротства ,  
0 
Российскому авторынку предсказали дальнейшее падение в 2016 году
Российский авторынок, которому в 2016 году предсказывали возвращение к росту, продолжит падение. По оценке АЕБ, продажи машин сократятся еще на 5%, а участники рынка называют даже такой прогноз оптимистичным
Фото: Lori

​Назад в 2009-й

В 2016 году российский авторынок продолжит падение, заявил на пресс-конференции в четверг председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Йорг Шрайбер. По оценке АЕБ, в текущем году объем продаж легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта (LCV) составит 1,53 млн штук — это на 4,4% меньше, чем в 2015 году, и вдвое меньше, чем в пиковом 2012 году (2,94 млн). В последний раз так мало автомобилей на российском рынке продавалось в кризисном 2009 году (1,47 млн).

Негативный прогноз АЕБ означает, что российский авторынок будет падать четвертый год подряд начиная с 2013 года. Тогда продажи снизились на 5%, до 2,8 млн штук, после чего отрицательная динамика нарастала: в 2014-м падение составило 10,3% (2,5 млн машин), в 2015 году — 35,7% (1,6 млн).

АЕБ не дает прогноза, когда рынок наконец стабилизируется. Продолжение падения продаж автомобилей Шрайбер связал с ослаблением рубля. Девальвация заставляет автопроизводителей поднимать цены на автомобили, а это оказывает давление на спрос, констатировал он. На сколько вырастут цены в 2016 году, Шрайбер сказать затруднился. В 2015 году, по расчетам «Автостата», стоимость новых машин в рублях выросла в среднем на 25%.

В четверг АЕБ также опубликовала итоговые результаты продаж автомобилей в 2015 году. По оценке ассоциации, в прошлом году рынок сократился на 890 тыс. машин, или 35,7%, до 1,6 млн штук. Худшим месяцем года, как и предполагал ранее РБК, стал декабрь — по его итогам падение составило 45,7%.

Всего в декабре 2015 года в России было продано почти 147 тыс. легковых автомобилей — на 123,6 тыс. меньше, чем в последнем месяце 2014 года. Несмотря на это, по числу проданных машин декабрь оказался самым успешным для автоторговцев месяцем 2015 года.

Пессимистичные прогнозы

Еще в середине прошлого года прогнозы на 2016-й были более оптимистичными. Базовый сценарий июньского прогноза Boston Consulting Group (BCG) предполагал рост продаж автомобилей почти на 12%, PricewaterhouseCoopers еще в декабре предполагал, что в 2016 году объем рынка останется на уровне 2015-го. Российское правительство в конце прошлого года ожидало небольшого роста рынка — на уровне 0,4%. В этот четверг глава Минпромторга Денис Мантуров уже заявил журналистам, что спад авторынка в 2016 году может составить «где-то 5%» (цитата по ТАСС).

АЕБ, впрочем, допускает, что продажи автомобилей могут упасть еще ниже: все будет зависеть от поддержки авторынка правительством. В 2015 году государство стимулировало спрос на автомобили за счет программ утилизации и trade-in, льготного автокредитования и автолизинга. В целом размер господдержки составил 43,3 млрд руб. «Консолидированный прогноз членов АЕБ на 2016 год — 1,53 млн автомобилей при условии, что не будет существенных изменений в государственной поддержке автомобильного сектора», — подчеркнул в четверг Шрайбер.

В начале декабря вице-премьер Аркадий Дворкович говорил, что в 2016 году правительство может увеличить размер господдержки авторынка до 50 млрд руб. Но пока нет окончательного решения даже о том, будет ли она вообще продлена. Ранее собеседники РБК в правительстве не исключали, что из-за дефицита бюджета господдержка может быть не выделена вовсе.

Исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов считает, что падение рынка может оказаться глубже текущего прогноза АЕБ. По базовому прогнозу агентства, снижение продаж с учетом LCV в 2016 году может достигнуть 25%, до 1,2 млн машин. Небольшое падение (до 1,5 млн машин) предполагает даже оптимистичный сценарий «Автостата». Не согласен с оценкой АЕБ и президент крупнейшего российского автопроизводителя, АвтоВАЗа, Бу Андерссон. В интервью РБК он оценил рынок на 2016 год без учета LCV в 1,3 млн легковых автомобилей. На долю LCV традиционно приходится 5–7% продаж, то есть прогноз президента АвтоВАЗа предполагает падение до 1,4 млн штук — на 12,5%.

В прошлом году первоначальные прогнозы АЕБ уже оказывались завышенными — в начале 2015 года ассоциация прогнозировала падение авторынка на 24%, но затем изменила цифру на 36%.

Рынку угрожают низкие цены на нефть и девальвация рубля, считают топ-менеджеры двух автозаводов. По словам одного из них, сейчас цены занижены: большинство иностранных автопроизводителей продают машинокомплекты по курсу на 40–50% ниже рыночного, чтобы сдерживать рост рублевых цен. «Если девальвация продолжится, рано или поздно у иностранцев лопнет терпение. Они либо уйдут с рынка, как это уже сделал General Motors и японские автопроизводители, либо поднимут цены, что приведет к еще большему падению продаж автомобилей», — пояснил собеседник.

Четыре года падения продаж автомобилей — неприятная ситуация для правительства и госбюджета: автопром тянет за огромную цепочку другие отрасли: металлургию, нефтяную отрасль, дорожное хозяйство, отмечает основной владелец калининградского «Автотора» Владимир Щербаков. Поддержка автопрома со стороны государства в виде субсидирования различных программ стимулирования спроса — правильная мера, но она носит временный характер, говорит Щербаков. По его мнению, после нескольких лет непрерывного падения продаж автомобилей нужны более серьезные меры поддержки, например изменение налоговой системы.

Магазин исследований: аналитика по теме "Ритейл"