Михельсон предложил «Газпрому» 3% НОВАТЭКа за месторождения на Ямале
Акции в обмен на запасы
Как стало известно РБК, совладелец и предправления крупнейшего частного производителя газа в России НОВАТЭК Леонид Михельсон предлагает «Газпрому» обменять четыре месторождения монополии Тамбейской группы на Ямале с запасами 2,6 трлн куб. м газа на 2,5–3% акций НОВАТЭКа. Об этом говорится в письме Михельсона на имя министра энергетики Александра Новака, отправленном 10 ноября. У РБК есть копия этого письма, его подлинность подтвердили чиновник Минэнерго и сотрудник «Газпрома», ознакомившийся с текстом обращения.
Официальный представитель Минэнерго подтвердил РБК получение письма Михельсона, отказавшись от дальнейших комментариев. Сам бизнесмен, отвечая на вопрос РБК, отшутился вопросом: «Я вам что-то об этом писал?»
В письме Новаку глава НОВАТЭКа ссылается на поручение президента Владимира Путина от 12 октября «о выработке консолидированных предложений» по вопросу освоения Тасийского, Малыгинского, Северо-Тамбейского и Западно-Тамбейского лицензионных участков (все четыре месторождения находятся на севере Ямала, образуя Тамбейскую группу). Они находятся «в непосредственной близости» от Южно-Тамбейского месторождения, которое является ресурсной базой для проекта строительства завода по сжижению природного газа «Ямал СПГ», реализуемого НОВАТЭКом (должен быть запущен в конце 2017 года), указывает Михельсон.
По мнению НОВАТЭКа, «наиболее эффективным способом монетизации» запасов месторождений Тамбейской группы, которые вдвое превышают запасы Южно-Тамбейского месторождения (составляют 1,3 трлн куб. м), — является также реализация на их базе СПГ-проектов. «За последние десять лет мировой рынок СПГ вырос почти на 80%, что более чем в три раза выше темпа роста рынка трубопроводного газа. В ближайшие 15 лет прогнозируется удвоение рынка СПГ. При этом ускоренный рост ожидается в регионах с неразвитой инфраструктурой», — указывает Михельсон.
Бизнесмен предлагает «Газпрому», который уже владеет 9,9% НОВАТЭКа, обменять лицензии на эти четыре месторождения на дополнительную долю в компании. «Внесение данных месторождений в уставной капитал НОВАТЭКа позволит ему увеличить свою долю в компании на 2,5–3%», — пишет Михельсон. Во вторник, 13 декабря, этот пакет на Лондонской бирже стоил $1–1,22 млрд. Развитие НОВАТЭКом СПГ-проектов даст возможность «Газпрому» монетизировать ресурсы месторождений за счет увеличения пакета акций НОВАТЭКа и роста их рыночной стоимости», — добавляет он.
Глава НОВАТЭКа утверждает, что развитие производства СПГ в России — возможность начать поставки газа в «недостижимые» для российской трубопроводной инфраструктуры регионы мира, что позволит избежать конкуренции между поставками российского трубопроводного газа (монополия на его экспорт принадлежит «Газпрому») и сжиженного газа (помимо «Газпрома» поставлять его за рубеж имеют право НОВАТЭК и «Роснефть»), а также увеличить присутствие России в мировом энергобалансе.
Триллионы в Ямал
В своем письме Новаку Михельсон напоминает, что инвестиции в «Ямал СПГ», который будет ежегодно производить 16,5 млн т СПГ, составят $27 млрд, общий прогресс по проекту составляет 68,7%, по первой очереди (5,5 млн т СПГ) — 84%. При этом «потенциал СПГ-кластера» на полуостровах Ямал и Гыдан он оценил в 70 млн т СПГ в год, а на одном Ямале — в 27 млн т в год. «С учетом уже развитой инфраструктуры целесообразно развивать в первоочередном порядке проекты по сжижению газа в регионе рядом с проектом «Ямал СПГ», — добавляет он. По его оценкам, инвестиции в этот кластер могут составить более 5,5 трлн руб. (около $90 млрд).
С учетом «масштабности предлагаемого проекта» и его влияния на роль России на мировом энергетическом рынке Михельсон предложил провести совещание по этому вопросу у Путина. На следующий день после получения этого обращения, 11 ноября, Новак написал письмо Путину, в котором указал, что «Газпром» и НОВАТЭК «проводят коммерческие переговоры по вопросу использования месторождений полуострова Ямал», но до сих пор их позиция по возможной сделке не представлена в Минэнерго (у РБК есть копия этого письма, его подлинность подтвердил источник в министерстве). Поэтому министр попросил у президента дать ему возможность дополнительно изучить условия этой сделки до 30 декабря «в части экономики, сроков, а также оптимизации освоения и монетизации запасов газа». А пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков сообщил РБК, что в графике президента до конца 2016 года не запланировано совещаний, посвященных освоению месторождений Ямала с участием НОВАТЭКа и «Газпрома».
Сейчас на балансе структур НОВАТЭКа всего 0,6% акций, которые компания приобрела на рынке в ходе программы обратного выкупа, действующей с 2012 года, напоминает портфельный управляющий GL Asset Management Сергей Вахрамеев. Для того чтобы расплатиться с «Газпромом» за четыре месторождения на Ямале собственными акциями, компании придется докупить еще 1,9–2,4% акций на рынке или у одного из действующих акционеров компании, вероятнее всего у Михельсона (владеет 24,76%) или его партнера Геннадия Тимченко (через Volga Group — 23,49%), считает Вахрамеев. Старший аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров считает, что НОВАТЭК предлагает адекватную цену за четыре месторождения «Газпрома» на Ямале. По его оценкам, они стоят около $1 млрд — самой монополии эти лицензии обошлись в $420 млн в 2008 году, примерно столько же она могла потратить на геологоразведку.
Представитель Тимченко не ответил на звонок РБК, представители НОВАТЭКа и «Газпрома» отказались от комментариев.
«Газпром» против
В письме Новаку Михельсон утверждает, что «Газпром» приступит к разработке месторождений Тамбейской группы на севере Ямала, на которые претендует НОВАТЭК, примерно через 20 лет — не ранее 2035 года. НОВАТЭК готов ввести эти месторождения в разработку «в полном объеме» уже к 2030 году, обещает он.
А у «Газпрома» есть возможность увеличить добычу на Бованенковском месторождении, которое также находится на Ямале, но восточней этой группы, пишет бизнесмен. Сейчас оно приносит только около 60 млрд куб. м газа в год, хотя проектная документация предусматривает возможность увеличения добычи в 2,3 раза, до около 140 млрд куб. м. К тому же ресурсная база месторождений «Газпрома» в районе Бованенковского месторождения превышает 8,5 трлн куб. м газа, что позволит загрузить существующую инфраструктуру на десятилетия вперед.
Российские и европейские клиенты «Газпрома» не планируют значительно наращивать потребление газа, а у компании есть более «важные задачи» по реализации масштабных инвестиционных проектов, чем север Ямала, — в первую очередь строительство газопровода «Сила Сибири» в Китай на базе месторождений Восточной Сибири, Амурского ГПЗ, «Северного потока-2» в Европу и «Турецкого потока», считает глава НОВАТЭКа. Эти проекты также необходимы для диверсификации экспорта российского газа. Стоимость месторождений Тамбейской группы не учитывается в капитализации «Газпрома», а из-за необходимости исполнять лицензионные обязательства (например, проектная документация должна быть готова к 2021–2023 годам) компания «несет затраты», заключает Михельсон.
Но источник в «Газпроме» сказал РБК, что предложение НОВАТЭКа не заинтересовало монополию. «Даже 3% акций НОВАТЭКа не дадут нам возможности принятия решений и управления компанией. Мы не финансовый инвестор, чтобы вкладываться в активы конкурента, рассчитывая только на дивиденды», — отметил он. По словам собеседника РБК, месторождения севера Ямала необходимы «Газпрому» для восполнения ресурсной базы от предстоящего через десять лет естественного падения добычи в Надым-Пуртазовской газовой провинции.
Ресурсная база Бованенковского и находящегося рядом Харасавейского месторождения действительно позволит «Газпрому» возместить естественное падение добычи в Надым-Пуртазовском регионе, которое ожидается через 10–15 лет, соглашается Нестеров. В этой части он называет аргументы Михельсона обоснованными. Но вряд ли эта сделка заинтересует «Газпром», продолжает Нестеров, потому что увеличение доли в НОВАТЭКе вплоть до 13% не дает особых преимуществ монополии, а передача конкуренту четырех крупных месторождений на севере Ямала значительно усилит его позиции как на внутреннем рынке, так и в мире.