Российский рынок снеков перестал расти по итогам 2016 года
Рынок снеков (к ним относятся чипсы, рыбные закуски, сухарики и соленое печенье) близок к стагнации. Продажи этих продуктов за год (с февраля 2016-го по январь 2017-го) выросли в натуральном выражении всего на 0,1%, а в денежном — на 4,2%, подсчитали аналитики Nielsen для РБК. Годом ранее категория снеков показывала гораздо более позитивную динамику: продажи выросли на 4,1% в натуральном и на 14,9% в денежном выражении.
Особенно плохо обстоят дела с рыбными и морскими закусками. Продажи в этой категории не только не растут, а падают второй год подряд. Так, по состоянию на январь 2017 года в натуральном выражении они снизилась на 3,4%, в денежном — на 3,8%. Годом ранее, в 2015 году, падение продаж данной категории составило 16,2% в килограммах и 3,9% в деньгах. Эксперты Nielsen связывают это с резким — на 28,2% — скачком цен. Рыбные закуски подорожали совсем незначительно — всего на 0,5%.
Одна из основных категорий снеков — чипсы — за последние пару лет дорожала, по оценкам Nielsen, на 13%. В итоге их продажи в натуральном выражении выросли в 2016 году на 1,8%, что втрое меньше темпов предыдущего года — 4,6%. В деньгах снижение динамики продаж оказалось не столь заметным: сегмент прибавил в 2016 году на 9,1% против 15,5% годом ранее.
В пресс-службе «Мон'дэлис Русь» отчасти подтвердили данные Nielsen: продажи чипсов под торговой маркой «Эстрелла» за год выросли примерно на 9% в натуральном и денежном выражении. Представитель PepsiCo, которая является крупнейшим производителем чипсов в России (марка Lay’s), отказался назвать РБК динамику продаж, но оговорился, что доля компании на рынке в 2016 году увеличилась на 0,9 п.п.
Как считает директор по работе с глобальными компаниями «Nielsen Россия» Марина Лапенкова, на замедление темпов рынка влияют рост розничных цен (при том что снеки — это товар не первой необходимости), тренд на здоровое питание, а также сокращение импульсной розницы (ларьков и киосков). Подобные торговые точки «являлись одним из ключевых каналов продаж снеков и чипсов».
Производители пытаются компенсировать негативные тренды за счет предложения более выгодных для покупателя больших упаковок, рассказал РБК один из участников рынка. По его словам, еще одна тенденция, поддерживающая рынок, — рост домашнего потребления снеков за счет экономии на посещении кафе и кинотеатров.