Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
WSJ узнала о планах США снять санкции с Минска в обмен на транзит зерна Политика, 03:14
В США заявили о нежелании обсуждать с Эрдоганом возражения Турции по НАТО Политика, 03:02
Канада запретит доступ Huawei к сетям 5G из-за риска для нацбезопасности Технологии и медиа, 02:44
NASA запустило Starliner с полезными грузами к МКС Технологии и медиа, 02:34
Немецкий бизнес увидел риск ухудшения экономики страны Бизнес, 02:07
ЕС изучит способы восстановления Украины активами российских олигархов Политика, 01:50
Режиссер Серебренников призвал снять санкции с Романа Абрамовича Политика, 01:32
Абрамченко пообещала продолжить экспорт российского продовольствия Экономика, 00:52
В Петербурге педагог потребовала от школьника извиниться на коленях Политика, 00:30
Небензя пообещал экспорт 25 млн т зерна из России Политика, 00:26
В отелях Прибалтики в марте резко выросло число постояльцев из России Бизнес, 00:00
Блинкен заявил, что Украины «не будет» при отказе от сопротивления России Политика, 19 мая, 23:56
Умер добившийся реабилитации царской семьи адвокат Герман Лукьянов Общество, 19 мая, 23:30
Рианна родила сына Технологии и медиа, 19 мая, 23:12
Бизнес ,  
0 

Deloitte предупредила российских ретейлеров о проблемах

Шесть российских торговых компаний попали в список крупнейших мировых ретейлеров, составленный Deloitte: в том числе «Магнит» и X5 Retail Group, местные лидеры, заняли 55-е и 58-е места соответственно. Помешать их дальнейшему росту могут проблемы с привлечением зарубежных инвестиций и обслуживанием долгов, предупреждает Deloitte
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Шестеро в топе

Deloitte опубликовала ежегодное исследование «Мировой сектор розничной торговли 2015», включающий топ-250 мировых ретейлеров. Впервые в этот рейтинг вошли продуктовые «Лента» и «О`Кей», также в нем остались «Магнит», X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), «Дикси» и торгующая бытовой техникой и электроникой «М.Видео».

«Магнит» оказался на 55-м месте с чистой выручкой $18,197 млрд по итогам 2013 года (рейтинг охватывает компании, чей финансовый год завершился до июля 2014-го), X5 ($16,785 млрд) – на 58-м, «Дикси» ($5,628 млрд) – на 166-м, «М.Видео» ($4,657 млрд) – на 192-м, «Лента» ($4,539 млрд) – на 196-м, «О`Кей» ($4,330 млрд) – на 206-м. Для сравнения, у бессменного лидера рейтинга – американской Walmart Stores Inc – выручка составляла $476,294.

Все шесть российских ретейлеров входят и в топ-50 быстрорастущих розни​чных компаний мира. Самые высокие темпы роста среди них показала «Дикси»: она заняла 9-е место в этом списке, ее среднегодовое увеличение выручки за 2008–2013 годы составляло 30,2%, подсчитала Deloitte. Год назад отечественный ретейл показывал лучшую скорость: «Дикси» занимала 6-е место среди быстроразвивающихся компаний, в первую десятку входила еще и X5.

Доллар не обогнать

В следующем году положение отечественных ретейлеров в рейтинге может измениться не в лучшую сторону: учитывая девальвацию рубля, их долларовая выручка, вероятно, не только не вырастет, но даже сократится. Официальный курс доллара, устанавливаемый ЦБ, за год увеличился на 72,3% – с 32,7 до 56,3 руб.

«Магнит» уже сообщил, что его чистая выручка в долларах в IV квартале 2014-го сократилась на 6,92%, примерно до $4,65 млрд, в сравнении с последним кварталом предыдщушего года – это произошло впервые с 2009-го. Хотя по итогам всего года выручка подросла – на 9,1%, до $19,85 млрд, этот рост не может считаться значительным: из отчета Deloitte следует, что за 2008-2013 годы «Магнит» рос в среднем на 27,9% в год. При этом в рублях годовые продажи компании увеличились на 31,6%, а квартальные в конце 2014-го – даже на 35,7%. Замдиректора «Магнита» по работе с инвесторами Дина Свищева пояснила, что на динамику повлияло исключительно ослабление рубля. Старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева отмечала, что «Магнит» устанавливает целевые показатели в рублях, они были исполнены, поэтому инвесторы не в претензии.

Иностранные сети, работающие в России, также обеспокоены. Немецкая Metro Group сообщила, что ее выручка в I квартале 2014/2015 финансового года сократилась на 2,2%, до 18 млрд евро, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и причина снижения – девальвация рубля и украинской гривны. Продажи только в России компания не раскрывает, отмечая лишь, что в рублях она зафиксировала двузначный рост, но выручка в евро сократилась из-за девальвации.

Pro
Как сейчас проходят проверки бизнеса
Pro
Какие активы выиграют и проиграют от укрепления рубля
Pro
Фото: Andrea Verdelli / Getty Images Локдауны в Китае грозят новым логистическим кризисом. Чего ждать
Pro
Фото: Pexels Сотрудники воруют на работе: какие 10 мер помогут этого избежать
Pro
Фото: Pexels Потолок выше 700 тыс. руб. в месяц: cколько получают No-code разработчики
Pro
Как участнику госзакупок отстоять свои права в период перемен: 5 советов
Pro
Опцион: какие ошибки могут возникнуть при его оформлении
Pro
Фото: Michael Fortsch / Unsplash Как Украина осваивает криптовалюты на фоне российской спецоперации

Осторожные прогнозы

На начавшийся год российские ретейлеры пока не давали негативных прогнозов. Представитель «Дикси» Екатерина Куманина сообщила, что компания не снижала прогноз, озвученный в декабре –  выручка в рублях по итогам 2015-го должна увеличиться на 20-25%. X5 Retail Group ждет  роста рублевых продаж по 2014 году на 17-19%, плана на 2015-ый пока нет. В конце ноября глава «М.Видео» Александр Тынкован сообщил, что один из базовых сценариев, который компания рассматривает на 2015 год – минимальная прибыль, других прогнозов ретейлер не делал.

Конфликт России с Украиной, который привел к введению санкций со стороны ЕС и США и ограничению продуктового импорта с российской стороны, негативно влияет как на российскую, так и на европейскую экономику, пишет Deloitte. Эксперты компании опасаются, что часть крупных российских компаний будет испытывать затруднение в обслуживании долгов из-за ограничений по привлечению зарубежных инвестиций. «Инвестируя в развитие, «Дикси» традиционно опирается на собственные средства», – возражает Куманина.

«Риски, связанные с волатильностью рубля ретейлерам стали понятны еще в I квартале 2014 года, поэтому имевшиеся валютные кредиты они успели хеджировать», – утверждает генеральный директор «InfoLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. Сети занимают у российских банков, которые пока готовы предоставлять им неплохие условия, добавляет он, хотя соглашается, что самим банкам будет не хватать западного финансирования.

Мировые тренды

Эксперты из Deloitte отмечают, что в 2015 году наибольшее влияние на ретейл будут иметь потребительские предпочтения поколения так называемых «миллениалов» – поколения, появившегося в конце 80-х - начале 90-х годов. По мнению исследователей, наиболее перспективными направлениями выглядят «трэвел-ритейл» (розничная торговля для туристов, duty free и т.п.) и «мобильный ретейл» (покупки через установленные мобильные приложения). По прогнозу Deloitte, в ближайшие три года годовые продажи через мобильные приложения в мире достигнут $640 млрд.

Еще одним трендом Deloitte называет «быстрый шопинг», обращая внимание, что в современном мире преимущество получат компании, которые смогут обеспечить клиентам максимально быстрое обслуживание без потери качества. В пример исследователи приводят Amazone.com, который уже осуществляет доставку в течение дня в ряд городов США и Европы, договаривается о сотрудничестве с сервисами такси и планирует использовать дроны (беспилотные летательные аппараты) для доставки грузов получателям.

Другим направлением, которое будет востребовано потребителем, Deloitte называет «шопинг, как впечатление». «Поход в магазин сегодня – это не просто покупка вещей. Потребитель хочет, чтобы одновременно он имел возможность развлечься, получить новые знания, зарядиться новыми эмоциями», – пишут авторы исследования, приводящие в примеры молы, привлекающие покупателей показами мод, концертами, интерактивными дисплеями с информацией. Кроме того, конкурентные преимущества получат ретейлеры, которые активнее будут внедрять самые разные инновации, востребованные потребителем. В качестве примера Deloitte приводит говорящего на нескольких языках робота в сети Lowe, который помогает покупателям найти нужные товары.​

Материалы к статье
Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Потребительские товары"