Турбизнес предложил Мишустину вариант сохранения туристического кешбэка
Российские предпринимательские объединения в сфере туризма и гостиничного бизнеса обратились с письмом к премьер-министру Михаилу Мишустину с предложением не закрывать программу туристического кешбэка. Письмо (есть у РБК) подписали главы Российского союза туриндустрии (РСТ), Российской гостиничной ассоциации, Национальной курортной ассоциации и Общенационального союза индустрии гостеприимства. В РСТ подтвердили отправку письма. Ассоциация туроператоров России (АТОР) также обращалась с аналогичными просьбами к главе правительства и руководителю Ростуризма Зарине Догузовой (оба письма РБК предоставили в АТОР).
Авторов письма встревожила информация о том, что в правительстве признали недостаточно эффективной программу туристического кешбэка, так как она простимулировала рост цен на гостиничные услуги. Частично они согласились с этими выводами, но предложили свое решение проблемы.
«С такой оценкой действия данной программы можно согласиться только при условии реализации ее в отношении продажи туров на высокий летний сезон и период новогодних праздников, когда существующие коллективные средства
размещения (КСР) и так в основном загружены», — говорится в письме.
Турбизнес никогда не предлагал субсидировать туристские поездки на высокий сезон — как зимний, так и летний. «Наоборот, в наших обращениях в правительство Российской Федерации, Минэкономразвития и Ростуризм говорилось о необходимости сфокусировать продажи с использованием кешбэка на низкий сезон», — отметили лидеры бизнес-объединений.
По их мнению, в низкий сезон туристический кешбэк не стимулирует рост цен на гостиницы, поскольку мощности по размещению все равно остаются недогруженными, а конкуренция за потребителя — высокой.
«Что же касается эффекта от реализации данной программы, то его на самом деле трудно переоценить. Прежде всего он заключается в том, что отдых и лечение на российских курортах становятся более доступными для семей с невысокими доходами», — говорится в письме.
Кроме того, программа кешбэка помогает повысить загрузку гостиниц и здравниц в самый сложный период — межсезонье, что позволяет заработать на их реконструкцию, а также сохранить занятость персонала в низкий сезон, который в условиях России длится около полугода.
Бизнесмены напомнили, что на реализацию национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» до 2030 года планируется выделить из бюджета более 600 млрд руб., в то время как расходы на туристический кешбэк составляют всего около 5–6 млрд руб. в год.
«Просим в этой связи продолжить финансирование программы туристского кешбэка, сфокусировав продажи туров на периоды со второй декады января по апрель и с октября по декабрь, а также разрешив в целях стимулирования ранних продаж реализацию туров по программе на низкий сезон будущего года. Для речных круизов график продаж по программе может быть скорректирован с учетом сроков навигации», — предложили главе правительства авторы послания.
В письме, которое АТОР направила Мишустину, говорится, что программа туристического кэшбека позволила миллионам россиян осуществить поездки по стране, укрепить здоровье в санаториях и на курортах, а также отправить детей на отдых в лагеря. «Ввиду того что программа доказала свою эффективность и достижение поставленных <...> целей, ведущие туроператоры России и эксперты туристического и гостиничного рынка убеждены в необходимости продления туристического кешбэка на 2022 год», — заявили в АТОР. В ассоциации предложили в следующем году продлить программу в период с 10 января по апрель включительно, а также с 1 октября до конца года. Аналогичное предложение АТОР направила Догузовой.
РБК направил запрос в правительство, Ростуризм и представителю курирующего туризм вице-премьера Дмитрия Чернышенко.
Ростуризм 10 сентября 2021 года объявил об окончании продаж туров с кешбэком. На программу поездок с частичным возвратом средств правительство выделило в 2021 году 6,7 млрд руб. Изначально она должна была завершиться 31 августа, но у ведомства остались непотраченные 400 млн руб., и Ростуризм решил продлить продажи. После этого спрос на туры с кешбэком вырос на 15–20%.
Всего за время действия программы в 2021 году россияне приобрели туров и оплатили проживание в отелях более чем на 34 млрд руб., при этом в виде кешбэка туристам вернулось около 6,7 млрд руб. Ростуризм отметил, что бюджетные расходы окупились. «Туристический кешбэк оказал существенный позитивный эффект на региональные экономики: на 1 государственный рубль пришлось 5 руб. средств граждан, которые они потратили на отдых и оздоровление в стране, и это не считая дополнительных трат во время путешествия», — уточнило ведомство.