Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Работать с 13 лет: все «за» и «против» Партнерский проект, 19:18
Семин назвал ключевой фактор победы «Зенита» в матче против «Ростова» Спорт, 19:17
МВД проверит видео с украинской песней в исполнении «Миссис Крым-2022» Общество, 18:58
«Зенит» забил три мяча команде Карпина в премьер-лиге Спорт, 18:35
Гонщик Red Bull Серхио Перес выиграл Гран-при Сингапура «Формулы-1» Спорт, 18:34
Почему штраф за отсутствие ОСАГО должен быть равен цене полиса Партнерский проект, 18:30
Россия выдала Норвегии осужденного за мошенничество Общество, 18:20
Объясняем, что значат новости
Вечерняя рассылка РБК
Подпишитесь за 99 ₽ в месяц
Дагестанца из израильской футбольной команды не пустили на матч в Польшу Спорт, 18:13
В манчестерском дерби установили четыре рекорда Английской премьер-лиги Спорт, 18:04
Настоятель Киево-Печерской лавры опроверг попытку контрабанды ценностей Политика, 17:54
Появились тексты договоров о включении в состав России новых территорий Политика, 17:47
Чем виноваты пассажиры в «пьяном» ДТП Партнерский проект, 17:41
Германия, Дания и Норвегия купят для Украины 16 САУ Zuzana на €93 млн Политика, 17:38
ЕС призвал расследовать видео с расстрелом армянских пленных Политика, 17:10
Бизнес ,  
0 

Власти отказали компаниям в совместной эксплуатации рейсов с субсидиями

Но «Аэрофлот» и «Россия» смогут продавать на них билеты
Новые правила субсидирования рейсов в обход Москвы позволяют авиакомпаниям отдавать маршруты своим «дочкам», чем воспользуется группа «Аэрофлот». Но они не дают возможность делиться субсидиями между разными перевозчиками
«Аэрофлот» AFLT ₽70,7 +0,48% Купить
Фото: Пивов / РИА Новости
Фото: Пивов / РИА Новости

Измененные правила субсидирования межрегиональных авиаперевозок в обход Москвы, вступившие в силу с начала октября, позволяют авиакомпаниям получать деньги и за рейсы, выполненные ее «дочками». Это следует из постановления № 1597, которое 22 сентября подписал премьер Михаил Мишуcтин.

В 2021 году на выполнение субсидируемых рейсов в обход Москвы выделено 7,7 млрд руб., говорил в начале сентября первый вице-премьер Андрей Белоусов на совещании с президентом Владимиром Путиным. Как уточнила советник руководителя Росавиации Елена Михеева, на реализацию этой программы в 2022-м будет направлено 9,3 млрд руб.

Но в изменениях правил не учтена давняя просьба перевозчиков — разрешить использовать субсидируемые рейсы в так называемой схеме код-шеринга, когда авиакомпании совместно продают билеты фактически на один рейс. Как будут работать новые правила и почему код-шеринг пока остается вне регулирования, разбирался РБК.

Почему субсидируют авиаперевозки в обход Москвы

Власти поддерживают межрегиональные рейсы, выполняемые авиакомпаниями в обход Москвы, чтобы у пассажиров было больше возможностей перемещаться между регионами напрямую, а не через столичный авиаузел (так выгоднее летать перевозчикам). Благодаря субсидиям пассажиропоток на таких маршрутах в 2020 году превысил 18 млн человек. «Доля межрегиональных регулярных авиарейсов, минуя Москву, составила 45,5%, при плановых показателях 42% от общего количества внутренних регулярных маршрутов», — отмечал в марте 2021 года на расширенной коллегии Росавиации руководитель этого ведомства Александр Нерадько.

На кого рассчитаны новые правила

В 2021 году субсидируемые межрегиональные рейсы в обход Москвы выполняют более 20 авиакомпаний по 410 маршрутам, следует из данных Росавиации. До 1 октября перевозчики должны были подать заявки по этой программе на 2022 год. «Отбор получателей субсидии еще продолжается, перечень маршрутов и авиакомпаний в стадии формирования», — поясняет Михеева. По ее словам, перечень субсидируемых маршрутов власти сформируют до 1 ноября, а итоговые результаты конкурса Росавиация опубликует до конца ноября.

Главным интересантом измененных правил субсидирования стали «Аэрофлот» и его «дочка» «Россия». Появившуюся возможность выполнять рейсы авиакомпаниями группы в пресс-службе «Аэрофлота» назвали «важной инициативой». «В программе сможет принять участие ряд рейсов из Санкт-Петербурга и Красноярска в регионы. Это как собственные рейсы [одноименной авиакомпании «Аэрофлот»], так и выполняемые авиакомпанией «Россия», — говорит представитель «Аэрофлота».

Pro
Фото: Global Look Press	«Поездки на демоне» и минимум публичности: как живет Киану Ривз
Pro
Фото: Jamie McCarthy / Getty Images В 50 лет выглядит на 30: в чем секрет молодости Джареда Лето
Pro
Фото: Michael Loccisano / Getty Images Шесть упражнений, чтобы предотвратить проблемы из-за сидячей работы
Pro
Morgan Stanley: лекарства от ожирения станут золотой жилой для бигфармы
Pro
«Правила жизни Титанов»: привычки и приемы миллионеров и знаменитостей
Pro
Фото: Jan Kruger / Getty Images Зажатые плечи и шея: 5 упражнений, чтобы снять напряжение
Pro
Реакция рынка акций на частичную мобилизацию: что делать инвестору
Pro
Фото: Hauke-Christian Dittrich / dpa / Global Look Press Как бумерам, зумерам и миллениалам работать в одной команде: 6 советов

«Аэрофлот» перевез 500 тыс. пассажиров на новых рейсах в обход Москвы
Бизнес
Фото:Юрий Смитюк / ТАСС

В августе гендиректор «Победы» Андрей Калмыков говорил в интервью РБК, что не считает правильным строить бизнес-модель на получении субсидий. «Самолет берется в лизинг минимум на десять лет, а правила и механизмы получения субсидий меняются каждый год. Поэтому мы в субсидии не играем в принципе», — отмечал он. По его словам, «Победа» не умеет делать отчетность об использовании субсидий, которая бы устроила регуляторов, — правила их предоставления написаны «по-советски». С момента появления в конце 2013 года программы субсидирования рейсов в обход Москвы она корректировалась более десятка раз. Представитель «Победы» сообщил РБК, что лоукостер не собирается и в 2022 году выполнять субсидируемые рейсы.

В чем проблема с перевозками

По словам пресс-секретаря S7 Group Ирина Дуньковой, возможность передачи субсидируемых рейсов дочерним перевозчикам «фактически дает преимущество определенной группе российских авиакомпаний» (не уточняя, кого именно из конкурентов она имеет в виду). S7 Airlines и еще несколько региональных компаний, которые получали субсидии на полеты в обход Москвы, ранее выступали за возможность использования так называемого код-шеринга на субсидируемых рейсах. Схема код-шеринга работает следующим образом: это договор между авиакомпаниями о совместной эксплуатации рейсов на одном маршруте; каждая компания продает билеты на полет, который фактически выполняется одной из них, по своим ценам и под своим кодом и номером рейса. Но возможность реализации код-шеринга на субсидируемых перелетах до сих пор не прописана, поэтому авиакомпаниями не используется.

Перевозчики неоднократно обращались к властям с просьбой разрешить подобную схему. Одно из таких писем в декабре 2020 года подписали руководители S7, Utair, Red Wings, «ИрАэро», «РусЛайн» и «ЮВТ Аэро» и холдинга «Аэропорты регионов», объединяющего несколько региональных аэропортов. Его адресовали руководителю Росавиации Александру Нерадько. Комментируя это обращение в феврале 2021 года, Нерадько отмечал, что положение о код-шеринге войдет в новую редакцию программы. Почему этого не произошло, в пресс-службе Росавиации комментировать отказались. РБК направил запрос в Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ; к ней за поддержкой также обращались перевозчики).

«Сейчас код-шеринг не определен в постановлении [правительства], то есть для субсидируемых рейсов он ни разрешен, ни запрещен», — сказал РБК замгендиректора авиакомпании «РусЛайн» по коммерции Александр Крутов. Совместная эксплуатация таких рейсов, по его словам, упростит процесс покупки авиабилетов из узловых аэропортов в едином билете, что будет в первую очередь значительно удобнее для пассажиров. «Единственная связанная с разрешением код-шеринга сложность, на наш взгляд, заключается в контроле верхних границ тарифов на субсидируемые рейсы, так как в случае применения код-шеринга действует единый тариф», — говорит Крутов. Рейсы могут состоять из двух сегментов, в этом случае пассажиру не нужно покупать два раздельных билета, он приобретает единый билет. Если один рейс в составе такого единого билета субсидируемый, установить его стоимость и понять, не превышает ли она допустимые границы, становится сложнее, объясняет представитель «РусЛайна».

Директор по стратегическим коммуникациям «Аэропортов регионов» Евгений Красиков утверждает, что для возможности применения код-шеринга в рамках программы субсидирования рейсов в обход Москвы получены «все необходимые разрешающие разъяснения со стороны Минтранса» и эта технология «начнет в ближайшее время применяться». Но он не объяснил, как это будет работать, если такая возможность до сих пор не прописана в постановлении правительства. РБК направил запрос в Минтранс.

Путин продлил действие льготной ставки НДС для авиарейсов через Москву
Бизнес
Фото:Екатерина Кузьмина / РБК

В начале октября глава «Аэропортов регионов» Евгений Чудновский и гендиректор Red Wings Евгений Ключарев сообщили журналистам, что Red Wings и «Уральские авиалинии» подписали код-шеринговое соглашение, которое будет применяться в том числе на субсидируемых рейсах из Екатеринбурга. Но они также не объяснили, как оно будет действовать. «Код-шер соглашение будет распространяться на субсидированные рейсы, формально вопрос уже решен», — сказала РБК пресс-секретарь «Уральских авиалиний» Вера Гасникова. Тарифная система, по ее словам, будет построена таким образом, чтобы не нарушать условия предоставления субсидий. Сейчас идет процесс тестирования код-шеринга. Гасникова рассчитывает, что соглашение начнет действовать с зимнего сезона. Конкретную дату она не называет.

«В авиации все очень жестко: что не разрешено — то не разрешено», — подчеркивает представитель «РусЛайна». РБК направил запросы в пресс-службу Red Wings.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Авиация"