Лента новостей
Второй за день производитель птицы объявил об очаге птичьего гриппа 22:48, Бизнес Сделайте ваш прогноз на исход матчей ЧМ-2018 22:35, Спецпроект РБК Спорт Ксения Собчак не станет сопредседателем Партии перемен 22:14, Политика Прокурор Ниццы сообщил о назначении судебного заседания по делу Керимова 22:11, Общество Верховная рада разрешила делать с валютой «все, что прямо не запрещено» 22:09, Деньги ЦБ предложил наказывать Мосбиржу за несоответствие бумаг уровню листинга 21:58, Финансы «Ювентус» бесплатно получил футболиста «Ливерпуля» Эмре Джана 21:56, Спорт Клубника круглый год: как выделиться на российском аграрном рынке 21:49, РБК и Сбербанк США передали Турции первый F-35 вопреки запрету сената 21:47, Политика Глава МВД рассказал о получении визы США «без проблем» вопреки санкциям 21:40, Политика Климкин заявил о планах России вмешаться в выборы на Украине 21:38, Политика Алекперов счел невозможной цену на нефть в $100 21:18, Экономика В список «Пионеров технологий» Давоса вошла компания Михаила Мирилашвили 21:16, Технологии и медиа Подразделения Роструда начали проверку Urban Group 21:09, Бизнес Цифровые инновации: как снизить затраты и повысить качество продукта 21:08, Партнерский материал Трамп допустил встречу с Путиным в июле 21:05, Политика Первая неделя ЧМ: главные цифры первенства 21:02, Общество ЧМ-2018. Группа D. Аргентина — Хорватия. Онлайн 21:00, Спорт Зампостпреда при ОБСЕ заявил о провокации Киевом напряженности в Донбассе 20:54, Политика В Армении прекратили уголовное дело против Пашиняна 20:44, Политика Лавров прокомментировал выход США из Совета ООН по правам человека 20:44, Политика Оргкомитет ЧМ исключил помехи для системы фиксации голов в «Лужниках» 20:33, Общество Кремль выдвинет Владимира Васильева на выборы главы Дагестана 20:26, Политика Глава ОКР назвал Путину новую главную задачу организации 20:21, Общество Итоги дня: ожидания торговой войны вновь увели рынки акций в минус 20:18, Quote Генсек ООН рассказал об опасной эпохе в международных отношениях 20:14, Политика Тест: кто придумал знаменитую футбольную кричалку «оле-оле» 19:54, Спецпроект РБК Спорт Сборная Франции вышла в плей-офф чемпионата мира 19:54, Спорт
Депутат Госдумы рассказал о новой волне увольнений на АвтоВАЗе
Бизнес, 12 окт 2015, 13:59
0
Депутат Госдумы рассказал о новой волне увольнений на АвтоВАЗе
АвтоВАЗ может сократить до 6 тыс. человек из-за падения спроса на автомобили и роста производительности труда, заявил депутат Госдумы Владимир Гутенев
Сборочный конвейер АвтоВАЗа в Тольятти (Фото: «РИА Новости»)

​Новая волна увольнений

В ближайшие полгода с АвтоВАЗа могут быть уволены от 2,5 тыс. до 6 тыс. работников, заявил первый заместитель председателя комитета Госдумы Владимир Гутенев в интервью самарскому телеканалу «Терра». Он подтвердил эти цифры в разговоре с корреспондентом РБК. По словам депутата, эти данные были озвучены президентом тольяттинского автозавода Бу Андерссоном в ходе их встречи в Ижевске 27 сентября. Сокращение персонала на АвтоВАЗе он объяснил «глобальным падением спроса» на автомобили, а также «програм​​мой технического перевооружения».

Гутенев отметил, что процесс сокращения будет не «залповым», а постепенным, в том числе за счет естественной убыли: выход на пенсию, увольнения по собственному желанию и т.д. Ожидается, что доля последних составит порядка 2 тыс. человек. Основная часть увольнений пройдет за счет сокращения промежуточных звеньев управления с пяти до двух-трех человек и роста производительности труда в 1,5 раза, добавил депутат.

Глава официального профсоюза АвтоВАЗа Сергей Зайцев говорит, что решения о сокращении персонала в следующем году пока нет. «Бюджет еще не утвержден. Сейчас нет ни программы по производству, ни по численности, ни по режиму работы», — утверждает глава профкома, слова которого передал Интерфакс. По словам Зайцева, утверждение бюджета ожидается 30 ноября: «Когда он будет утвержден, тогда и будет понятно, какой из трех вариантов развития событий — оптимистичный, пессимистичный или средний — будет выбран». «Никаких цифр пока нет. Они на сегодня безосновательны», — добавил собеседник. Представитель АвтоВАЗа на запрос РБК не ответил.

Как АвтоВАЗ сокращал персонал

АвтоВАЗ уже проводил массовые сокращения в 2008–2009 году, когда на заводе работали порядка 105 тыс. человек. За тот год предприятие покинули 22,4 тыс. человек. Кроме того, 11,5 тыс. оформили пенсию, 2,3 тыс. — досрочную пенсию, 4,2 тыс. перешли в дочерние предприятия, 2,5 тыс. переданы вместе с объектами социальной инфраструктуры, говорила министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова в интервью газете «Коммерсантъ». К концу 2010 года численность персонала на предприятии была доведена до 72 тыс. человек.

Новая волна сокращений стартовала в 2014 году, когда АвтоВАЗ возглавил Бу Андерссон. За прошлый год численность персонала тольяттинского завода сократилась на 14,4 тыс. человек — порядка 20% (сейчас на заводе работают около 50 тыс. человек). В октябре прошлого года Андерссон говорил, что 2015 году увольнения не планируются. Но уже в январе на АвтоВАЗе был выпущен приказ о сокращении 1,1 тыс. работников из числа руководителей, специалистов и служащих (РСиС) по соглашению сторон. В сентябре приказ был распространен и на простых рабочих. Еще 1,2 тыс. будут уволены с Волжского машиностроительного завода, дочернего предприятия АвтоВАЗа.

С учетом озвученных Гутеневым 6 тыс. человек общее снижение численности персонала на АвтоВАЗе за последние шесть лет составит 60%, или 66 тыс. человек.

В сентябре ряд тольяттинских СМИ сообщал, что на АвтоВАЗе готовится сокращение 15–20 тыс. человек, в том числе в связи с консервацией конвейера для сборки Lada Priora в декабре. Представитель завода тогда эти цифры опроверг, связав информацию о массовых увольнениях с попыткой сорвать запуск производства новой модели Vesta.

Расходы на зарплату

АвтоВАЗ увольняет сотрудников вслед за падением спроса на свои автомобили. В 2014 году продажи Lada сократились на 15%, за девять месяцев текущего года — еще на 28,3% (до 387,3 тыс. и 203,5 тыс. соответственно). При этом завод планирует увеличить производство автомобилей с учетом контрактной сборки по заказу альянса Renault-Nissan на 5%, до 538 тыс. машин.

Сокращение персонала, впрочем, пока не дает АвтоВАЗу ощутимой экономии. При увольнении работникам выплачивается несколько окладов. Так, в 2014 году, после предыдущей волны сокращений, затраты на оплату труда на АвтоВАЗе составили 25,2 млрд руб. против 25,9 млрд руб. в 2013 году. За шесть месяцев 2015 года расходы по данной статье были на уровне 12 млрд руб.