Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
В Подмосковье откроются для посещения религиозные организации Общество, 00:11 Власти поставили цель вернуть экономику к активному росту через 1,5 года Экономика, 00:00 Правительство разработало план восстановления занятости и доходов россиян Экономика, 00:00 СМИ сообщили о нападении грабителей на замдиректора филиала «Ростелекома» Общество, 01 июн, 23:52 Трамп бросил дополнительные силы на подавление беспорядков Общество, 01 июн, 23:40 Власти Москвы сообщили о будущем построенных под COVID-19 госпиталей Общество, 01 июн, 23:33 Власти Москвы сообщили о заполненности больниц на пике эпидемии COVID-19 Общество, 01 июн, 23:13 NASA зафиксировало первую с октября 2017 года вспышку M-класса на Солнце Общество, 01 июн, 22:45 В Подмосковье разрешили открыть салоны красоты, солярии и сауны Общество, 01 июн, 22:39 Появилось видео с места обрушения моста в Мурманской области Общество, 01 июн, 22:37 В Москве умер еще 71 пациент с коронавирусом Общество, 01 июн, 22:22 Самоизоляция: почему не надо требовать от себя достижений Совместный проект, 01 июн, 22:17 Глава региона в Италии предложил ввести наказание для COVID-диссидентов Общество, 01 июн, 22:14 Врачи сообщили о риске навсегда потерять обоняние и вкус после COVID-19 Общество, 01 июн, 22:09
Бизнес ,  
0 

Депутат Госдумы рассказал о новой волне увольнений на АвтоВАЗе

АвтоВАЗ может сократить до 6 тыс. человек из-за падения спроса на автомобили и роста производительности труда, заявил депутат Госдумы Владимир Гутенев
Сборочный конвейер АвтоВАЗа в Тольятти
Сборочный конвейер АвтоВАЗа в Тольятти (Фото: «РИА Новости»)

​Новая волна увольнений

В ближайшие полгода с АвтоВАЗа могут быть уволены от 2,5 тыс. до 6 тыс. работников, заявил первый заместитель председателя комитета Госдумы Владимир Гутенев в интервью самарскому телеканалу «Терра». Он подтвердил эти цифры в разговоре с корреспондентом РБК. По словам депутата, эти данные были озвучены президентом тольяттинского автозавода Бу Андерссоном в ходе их встречи в Ижевске 27 сентября. Сокращение персонала на АвтоВАЗе он объяснил «глобальным падением спроса» на автомобили, а также «програм​​мой технического перевооружения».

Гутенев отметил, что процесс сокращения будет не «залповым», а постепенным, в том числе за счет естественной убыли: выход на пенсию, увольнения по собственному желанию и т.д. Ожидается, что доля последних составит порядка 2 тыс. человек. Основная часть увольнений пройдет за счет сокращения промежуточных звеньев управления с пяти до двух-трех человек и роста производительности труда в 1,5 раза, добавил депутат.

Глава официального профсоюза АвтоВАЗа Сергей Зайцев говорит, что решения о сокращении персонала в следующем году пока нет. «Бюджет еще не утвержден. Сейчас нет ни программы по производству, ни по численности, ни по режиму работы», — утверждает глава профкома, слова которого передал Интерфакс. По словам Зайцева, утверждение бюджета ожидается 30 ноября: «Когда он будет утвержден, тогда и будет понятно, какой из трех вариантов развития событий — оптимистичный, пессимистичный или средний — будет выбран». «Никаких цифр пока нет. Они на сегодня безосновательны», — добавил собеседник. Представитель АвтоВАЗа на запрос РБК не ответил.

Как АвтоВАЗ сокращал персонал

АвтоВАЗ уже проводил массовые сокращения в 2008–2009 году, когда на заводе работали порядка 105 тыс. человек. За тот год предприятие покинули 22,4 тыс. человек. Кроме того, 11,5 тыс. оформили пенсию, 2,3 тыс. — досрочную пенсию, 4,2 тыс. перешли в дочерние предприятия, 2,5 тыс. переданы вместе с объектами социальной инфраструктуры, говорила министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова в интервью газете «Коммерсантъ». К концу 2010 года численность персонала на предприятии была доведена до 72 тыс. человек.

Новая волна сокращений стартовала в 2014 году, когда АвтоВАЗ возглавил Бу Андерссон. За прошлый год численность персонала тольяттинского завода сократилась на 14,4 тыс. человек — порядка 20% (сейчас на заводе работают около 50 тыс. человек). В октябре прошлого года Андерссон говорил, что 2015 году увольнения не планируются. Но уже в январе на АвтоВАЗе был выпущен приказ о сокращении 1,1 тыс. работников из числа руководителей, специалистов и служащих (РСиС) по соглашению сторон. В сентябре приказ был распространен и на простых рабочих. Еще 1,2 тыс. будут уволены с Волжского машиностроительного завода, дочернего предприятия АвтоВАЗа.

С учетом озвученных Гутеневым 6 тыс. человек общее снижение численности персонала на АвтоВАЗе за последние шесть лет составит 60%, или 66 тыс. человек.

В сентябре ряд тольяттинских СМИ сообщал, что на АвтоВАЗе готовится сокращение 15–20 тыс. человек, в том числе в связи с консервацией конвейера для сборки Lada Priora в декабре. Представитель завода тогда эти цифры опроверг, связав информацию о массовых увольнениях с попыткой сорвать запуск производства новой модели Vesta.

Расходы на зарплату

АвтоВАЗ увольняет сотрудников вслед за падением спроса на свои автомобили. В 2014 году продажи Lada сократились на 15%, за девять месяцев текущего года — еще на 28,3% (до 387,3 тыс. и 203,5 тыс. соответственно). При этом завод планирует увеличить производство автомобилей с учетом контрактной сборки по заказу альянса Renault-Nissan на 5%, до 538 тыс. машин.

Сокращение персонала, впрочем, пока не дает АвтоВАЗу ощутимой экономии. При увольнении работникам выплачивается несколько окладов. Так, в 2014 году, после предыдущей волны сокращений, затраты на оплату труда на АвтоВАЗе составили 25,2 млрд руб. против 25,9 млрд руб. в 2013 году. За шесть месяцев 2015 года расходы по данной статье были на уровне 12 млрд руб.