Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Болезненные решения: как облегчить жизнь родственникам с инвалидностью Партнерский проект, 21:48
Медведев обвинил Зеленского в выдвижении «невыполнимых ультиматумов» Политика, 21:35
Лавров предостерег от поставок Киеву оружия, способного достать до России Политика, 21:34
Фигуристка Косторная ответила на вопрос о завершении карьеры Спорт, 21:18
В Великобритании предъявили Кевину Спейси обвинение в сексуальном насилии Общество, 21:15
Ассамблея ВОЗ возложила на Россию вину за медицинский кризис на Украине Политика, 21:14
Глава Крыма продлил высокий уровень террористической опасности до 10 июня Политика, 21:13
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 21:09
Что будет с долларом этим летом: снижение до ₽50 или рост до ₽80 Инвестиции, 21:06
Суд счел законным увольнение 115 росгвардейцев за отказ ехать на Украину Политика, 21:05
Еда и макияж: как заставить водителей не отвлекаться от дороги Партнерский проект, 21:01
Слуцкий отказал зарубежному клубу и решил остаться в «Рубине» Спорт, 20:55
В Москве при сносе обрушилось здание швейной фабрики «Вымпел» Общество, 20:41
В Турции заявили, что операции на границах не угрожают соседним странам Политика, 20:37
Бизнес ,  
0 

От РЖД потребовали обосновать расходы на перевозки в плацкартных вагонах

Правительство обязало РЖД предоставлять детальную информацию о доходах и расходах на пассажирские перевозки. Начиная с 2018 года без этих данных компания не получит субсидий
Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости
Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

Заместитель председателя правительства Аркадий Дворкович поручил РЖД с 1 января 2018 года предоставлять помаршрутный учет доходов и расходов пассажирских перевозок в дальнем следовании, которыми занимается «дочка» монополии — Федеральная пассажирская компания (ФПК). Об этом РБК рассказал источник в правительстве и подтвердили представители Минтранса и Дворковича.

Эта информация будет служить обоснованием для предоставления субсидий, которые РЖД ежегодно получают из федерального бюджета, поясняет собеседник РБК в правительстве. Это подтверждает представитель Минтранса: правительство поручило «на основе этих данных определять фактический экономически обоснованный уровень тарифа». Необходимость такого обоснования может существенно изменить подход к этим субсидиям.​

Согласно финансовому прогнозу РЖД, компания рассчитывает получить в 2018 году на пассажирские перевозки в плацкарте и общих вагонах 8,5 млрд руб. субсидий.​

Субсидии сокращаются

После того как Олег Белозеров возглавил РЖД в конце 2015 года, компания отказалась от госсубсидий на грузовые перевозки. Прямые денежные субсидии остались только в пассажирском сегменте. За счет бюджетных вливаний государство компенсирует ФПК выпадающие доходы по перевозке в плацкартных и общих вагонах. В купе и СВ компания устанавливает цены сама. Субсидии планомерно сокращались в последние годы. Так, еще в 2015 году государство выделило на пассажирские перевозки в дальнем следовании 24,7 млрд руб., в 2016 году — 18,9 млрд руб., а в 2017-м — 7,7 млрд руб.

По итогам 2016 года ФПК перевезла 93,8 млн пассажиров, говорится в годовом отчете компании. В СВ и купе были перевезены 31,1 млн человек (+2,5%), в плацкартных и общих вагонах — 62,7 млн человек (+2,9%). Таким образом, на субсидируемый сегмент приходится 67% всех перевезенных пассажиров.

Субсидии — это фактически разница между установленным и экономически обоснованным тарифом. ФАС должна принять решение об установлении тарифа до 1 ноября 2017 года, а решение об экономически обоснованном тарифе — до 1 мая 2018 года. Но раньше при предоставлении субсидии от компании не требовалось раскрывать такую детальную информацию о своих доходах и расходах.

Источник в правительстве говорит, что теперь ​ФАС заняла принципиально жесткую позицию по этой субсидии: «Пока в ФПК не будет введен раздельный учет доходов и расходов, говорить о субсидии невозможно». Советник руководителя ФАС Павел Шпилевой сказал РБК, что служба уже давно настаивает на том, что ФПК должна «обеспечить учет доходов и расходов по каждому маршруту отдельно, а не в целом по предприятию котловым способом». Представитель ФПК заявил РБК, что «на общую картину влияют перевозки на расстояния свыше 2 тыс. км, где мы видим снижение». «Межрегиональные же перевозки на расстояния до 1,5 тыс км показывают существенный рост», — сказал он.

РЖД не возражает против такого обоснования расходов. «Это позволит государству с помощью методологии, которая в настоящее время разрабатывается, вести учет расходов, которые несет перевозчик, и рассчитывать на основе полученных показателей необходимый размер субсидии», — сказал РБК представитель монополии. «Переход на данную систему учета будет возможен после внесения соответствующих изменений в порядок раздельного учета и создания автоматизированной системы для формирования финансового результата по каждому маршруту следования поездов», — добавил он.

Pro
Фото: Kevin Dietsch / Getty Images Как мы открыли юрлицо в Венгрии — опыт маркетплейса Flowwow
Pro
Стоит ли перенимать странные ЗОЖ-привычки Кремниевой долины
Pro
Продажи вакцины от короновируса упадут. За счет чего будет расти Pfizer
Pro
Кастовость, стартапы, осторожность — что нужно знать о бизнесе в Индии
Pro
Вы хотите запустить производство: на какие льготы можно рассчитывать
Pro
Фото: Shutterstock Услуги консалтинга востребованы как никогда: чего хотят компании
Pro
Подключаем сайт к Госуслугам: 9 шагов от экспертов
Pro
Фото: Mario Tama / Getty Images От этих 40 акций избавились Баффет, Гейтс и другие гуру инвестиций: обзор
Шпилевой отметил, что показатели перевозки пассажиров ФПК «неудовлетворительные». «Прирост пассажиропотока в авиации за восемь месяцев 2017 года составил более 20%, в то же время ФПК с трудом преодолела нулевой порог. По некоторым направлениям уже можно улететь дешевле, чем доехать в плацкартном вагоне», — негодует чиновник. ФПК должна бороться не «за субсидию, а за пассажира».

Пассажирские перевозки в дальнем следовании действительно падают. По данным РЖД, в январе—августе 2017 года были перевезены 70,3 млн человек (-0,7% к аналогичному периоду прошлого года). А авиаперевозки за тот же период выросли на 23%, до 57,9 млн человек (данные Росавиации).

Гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров называет предложение Дворковича «абсолютно обоснованным» и говорит, что помаршрутный уровень детализации выбран абсолютно верно. По его словам, ​определенные допущения, очевидно, потребуются, например по учету расходов на ремонт и обслуживание локомотивов (тепловоз работал на одном маршруте, а потом вышел на другой, и необходимо корректировать расходы). Но это мелочи, которые не повлияют существенно на общую картину, добавил он. Бурмистров отмечает, что РЖД технологически готовы, чтобы выполнить такое поручение.

В то же время такой подход, даже при допущениях, «конечно, повысит прозрачность», говорит Бурмистров. По его словам, субсидирование в дальнем следовании выполняет социальные функции по повышению доступности перевозки. «Стоимость этих социальных функций совершенно точно должна быть измерима и ​адекватна», — говорит эксперт.

Пассажирская экономика

Доходы от дерегулируемого сегмента почти сопоставимы. Выручка от вагонов купе и СВ составляет 85,6 млрд руб. (+16% к 2015 году), от плацкартных и общих вагонов — 94,5 млрд руб. (+10%).​

Материалы к статье
Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Транспорт"