Лента новостей
«Дело Серебренникова» не изменит систему отчетности театров 08:02, Общество Владимир Мединский — РБК: «О работе нельзя говорить в категориях любви» 08:00, Интервью В Бразилии против оскорбившего россиянку болельщика возбудят дело 07:42, Общество Законопроект о налоговом маневре в нефтяной отрасли внесли в Госдуму 07:27, Экономика Мексика направит в США делегацию для изучения ситуации с мигрантами 07:01, Политика IT-революция в страховании: компьютерное зрение, боты, телематика 06:08, РБК и Ингосстрах При падении автобуса в пропасть в Гватемале погибли восемь человек 06:00, Общество В Пентагоне рассказали о планах принять 20 тыс. детей-мигрантов 05:56, Политика В Аргентине пообещали наказать оскорбившего россиянку болельщика 05:17, Общество «Ведомости» узнали о новых льготах для инвесторов 04:36, Экономика Трамп объяснил надпись «плевать» на куртке своей жены 04:30, Политика Минобороны насчитало 20 самолетов-разведчиков у границ России за неделю 03:52, Политика В Швейцарии из-за поломки фуникулера 400 человек эвакуировали вертолетами 03:24, Общество Суд дал пожизненное режиссеру из Голливуда за жестокое убийство украинки 03:09, Общество Еврогруппа одобрила выделение Греции последних €15 млрд 02:42, Экономика Собянин распорядился поставить памятник Солженицыну до конца года 02:40, Общество Порошенко ввел санкции против «Единой России» и Ротенбергов 02:30, Политика «Мегафон» заявил о возможной продаже вышек мобильной связи 02:13, Технологии и медиа «Умные здания»: как будет выглядеть мегаполис через 30 лет 01:45, РБК и Schneider Electric В Госдепе рассказали о роли Европы в сохранении западной цивилизации 01:37, Политика SANA сообщила о гибели девяти человек при авиаударах коалиции США в Сирии 01:34, Политика Зампреда правления НОВАТЭКа назначили заместителем главы Минприроды 01:04, Общество Помпео сообщил о скорой встрече с руководством КНДР 00:38, Политика Шансов почти нет: при каких условиях Месси останется на ЧМ-2018 00:26, Спорт Новак раскрыл решение комитета ОПЕК+ по повышению добычи нефти 00:24, Экономика Украинский омбудсмен заявила о снятом запрете на въезд Москальковой 00:10, Политика В посольстве рассказали о причинах смерти в Колумбии ведущего Бородина 21 июн, 23:49, Общество Итоги дня: ожидания торговой войны вновь увели рынки акций в минус 21 июн, 23:23, Quote
Продажи грузовиков в России упали вдвое за четыре месяца
Бизнес, 12 мая 2015, 14:12
0
Продажи грузовиков в России упали вдвое за четыре месяца
Рынок грузовиков в январе—апреле сократился в два раза из-за девальвации рубля и падения цен на нефть. В результате больше половины продаж теперь приходится на КамАЗ
Грузовые автомобили «КамАЗ» (Фото: РИА Новости)

​В апреле 2015 года продажи грузовых автомобилей массой от 3,5 т снизились на 58,7%, до 3,8 тыс. штук, по сравнению с апрелем 2014 года, сообщил «Автостат». По итогам четырех месяцев 2015 года рынок сократился на 45,9% — до 17,1 тыс. машин.

Худшую динамику из топ-10 компаний по продажам в январе—апреле показали немецкий MAN (-59,8%; 585 машин), шведская Scania (-59,1%; 864) и белорусский МАЗ (-51,2%; 1,3 тыс.). В плюсе остались только японская Isuzu (+23,7%; 793) и Саранский автозавод (+10,6%; 429). Лидер российского рынка КамАЗ сократил продажи на 43,9%, до 5,6 тыс. штук. Падение рынка ускоряется: в марте продажи грузовиков снизились на 49,7%, в феврале — на 42%, в январе — на 28%.

Продажи тяжелой техники массой от 14–40 т в январе—апреле упали еще больше — на 62%, до 9,2 тыс. штук, подсчитал КамАЗ. По собственной оценке, компания за четыре месяца реализовала 5 тыс. тяжелых машин — на 49% меньше, чем годом ранее. КамАЗ также производит грузовики массой до 14 т, объясняет представитель КамАЗа разницу с данными «Автостата». Кроме того, компания не учитывает технику, проданную до отчетного периода, но поставленную на учет только сейчас. Общую цифру по продажам КамАЗ не дает.

Сжатие рынка КамАЗ объясняет общими экономическими проблема​ми, в том числе снижением объемов строительства и закупок техники нефтегазовыми компаниями, а также сложностями с привлечением финансирования. В настоящее время прекращены прежние и отсутствуют новые инфраструктурные проекты, существует неопределенность перспективы инвестиционных проектов. Объем строительства, где в основном используются грузовые автомобили, в первом квартале 2015 года в сопоставимых ценах снизился на 4,7% к тому же периоду 2014 года — до 914,6 млрд руб., отчитался в апреле Росстат. Также на продажи грузовиков оказывают давление обостренная геополитическая обстановка и введение санкций в отношении России, полагает КамАЗ.

Первым на кризис отреагировала Volvo Trucks. Еще феврале компания бессрочно приостановила производство грузовиков в Калуге и сократила 30% персонала. Ее представитель не стал называть возможную дату возобновления производства и отказался давать прогнозы.

Другие производители пока сборку не останавливали, заявили РБК два крупных дилера грузовой техники. Наоборот, в настоящее время турецкая Ford Otosan готовится начать выпуск тяжелых грузовиков Ford Trucks на мощностях калининградского «Автотора». Уже собраны опытные образцы, серийное производство начнется в ближайшее время, уточнил представитель «Автотора».​

Выгоду из кризисной ситуации пока сумел извлечь только КамАЗ. На фоне падения продаж рыночная доля российского производителя в сегменте тяжелых грузовиков выросла на 13 процентных пунктов, до 54%. В условиях экономического спада и снижения инвестиционных бюджетов потребители переориентируют спрос на более дешевую российскую технику, поясняет руководитель группы EY по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли в СНГ Андрей Томышев. «Во-вторых, российские производители несколько менее подвержены рискам роста себестоимости в период девальвации рубля по сравнению с иностранными компаниями с меньшим уровнем локализации или осуществляющими прямой импорт техники. В дополнение к этому, долгосрочные связи с российскими металлургическими компаниями и существенные объемы закупок позволяют российским компаниям получать более комфортные условия по ценам на сталь», — считает аналитик.

КамАЗ рассчитывает, что государственная программа поддержки автопрома, а также смягчение кредитной политики в ближайшее время приведут к стабилизации рынка. «Мы надеемся, что стабилизация начнется с лета», — уточнил представитель КамАЗа. В этом году в компании планируют реализовать 26 тыс. машин — на 20% меньше объема продаж 2014 года. В целом, по оценке исполнительного директора «Автостата» Сергея Удалова, падение продаж грузовиков в России может перевалить за отметку в 50%. В 2014 году в России было продано 88 тыс. грузовиков.


Как государство помогало КамАЗу

В начале кризисного 2009 года КамАЗ также резко нарастил свою рыночную долю в сегменте новых тяжелых грузовиков массой 14–40 т, до 58,5% по итогам первых двух кварталов с 28,2% по состоянию на конец 2008 года. Частично помогла девальвация рубля, но в основном расширить присутствие на рынке КамАЗу помогли государственные деньги. Весной 2009 года федеральный и региональные бюджеты выделили 30 млрд руб. на госзакупки автотранспорта, 80% этой суммы должны были достаться КамАЗу и группе ГАЗ.

В текущий кризис государство снова помогло КамАЗу. В конце прошлого года правительство решило предоставить заводу госгарантии на 35 млрд руб. под выпуск облигаций. Деньги нужны на инвестпрограмму в 70 млрд руб. до 2020 года. Она включает вывод на рынок новых моделей грузовиков, модернизацию, повышение эффективности бизнеса. Весь выпуск облигаций может выкупить Внешэкономбанк, говорил в марте председатель ВЭБа Владимир Дмитриев.