Перейти к основному контенту

Как сочетать вино и еду:
документальный фильм

Гармония вина и еды

Виноделы Кубани

Шефы и их блюда

Путешествие по краю

Бизнес⁠,
0

X5 Retail Group запустит новую сеть на базе кооперативных магазинов

Крупнейший ретейлер России X5 Retail Group и Центральный союз потребкооперативов откроют 1000 магазинов под брендом «КООП-Пятерочка». Выручку от новых торговых точек X5 Retail Group включит в свою отчетность
Сельский магазин
Сельский магазин (Фото: Павел Лисицын / РИА Новости)

X5 Retail Group (управляет сетями «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель») вместе с Центральным союзом потребительских обществ России (Центросоюз) в течение трех лет планирует открыть 1000 магазинов под совместным брендом «КООП-Пятерочка». Соответствующее соглашение стороны подписали 12 апреля, передает корреспондент РБК.

Центросоюз — некоммерческая организация, которая объединяет 2,6 тыс. потребительских союзов и обществ, в нее входит 38 тыс. магазинов, около 80% из них расположено в сельской местности и малых городах России. Это крупнейшее российское объединение потребкооперативов.

Магазины «КООП-Пятерочка» будут открываться на базе уже существующих объектов потребительских кооперативов на условиях обратного франчайзинга (собственник магазина не платит паушальный взнос и роялти, но отдает большую часть своей выручки. — РБК), пояснил условия сотрудничества Игорь Шехтерман, главный исполнительный директор X5 Retail Group. При этом магазины не будут стоять на балансе ретейлера, но он сможет учитывать в отчетности их выручку. Уточнять детали сотрудничества и объем инвестиций он не стал.

X5 Retail Group проведет реконструкцию магазинов и внедрит «современные стандарты торговли». «КООП-Пятерочки» будут пользоваться логистикой сети и базой поставщиков. Это позволит снизить цены и способствовать развитию торговли в регионах, поясняют в X5 Retail Group. «Рентабельность кооперативной торговли в целом колеблется в пределах 1%, а в труднодоступных и малонаселенных пунктах планово убыточна», — говорится в материалах Центросоюза.

​Кроме того, соглашение предполагает возможность поставок товаров из ассортимента «Пятерочек» в магазины Центросоюза, не участвующие в партнерской программе. Центросоюз в свою очередь до 2021 года откроет в «Пятерочках» 5 тыс. фирменных отделов с фермерской продукцией в формате shop-in-shop на условиях субаренды.

Несмотря на то что в сельской местности и маленьких городах покупательная способность населения зачастую низкая и численность населения может сокращаться из-за миграции или естественной убыли, резон выходить в такие регионы есть, считает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. По ее словам, используемая X5 Retail Group модель снижает риски, связанные с этим выходом. Сотрудничество с Центросоюзом снижает риск конкуренции с местными, уже привычными для населения торговыми точками. По итогам партнерства ретейлер может отказаться от продления контракта с некоторыми из них, а другие, наоборот, приобрести. Кроме того, из 38 тыс. магазинов Центросоюза X5 Retail Group выбрала только самые интересные с точки зрения потенциального уровня рентабельности, замечает Колупаева.

Удержать лидерство

За прошлый год количество магазинов X5 Retail Group увеличилось на 2167, до 9187. В планах X5 Retail Group открывать по 2 тыс. магазинов ежегодно, говорил Игорь Шехтерман во время телефонной конференции с инвесторами по итогам 2016 года. Это необходимо, чтобы удержать лидерство, которое компания завоевала по итогам четвертого квартала 2016 года, потеснив «Магнит» по выручке — 294 млрд против 284 млрд руб. Но по итогам всего 2016 года X5 Retail Group еще не смогла обойти краснодарскую сеть — выручка «Магнита» составила 1,069 трлн руб., а X5 Retail Group — 1,025 трлн. руб.

«Сегодня главная цель X5 Retail Group — достичь 15-процентной доли рынка к концу 2020 года, что потребует слаженной работы нашей команды», — говорил Шехтерман. Сейчас компания занимает 8% рынка.

​Сотрудничество с кооперативами для X5 Retail Group — это еще один способ повысить эффективность своей логистики и закупочной силы и нарастить оборот и прибыль, говорит гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, реновация одного магазина в зависимости от его площади может обойтись X5 Retail Group в 6–10 млн руб. Таким образом, всего компания может потратить на этот проект до 10 млрд руб.

Открытие 5000 фирменных отделов с фермерскими продуктами в «Пятерочках» может помочь ретейлеру привлечь новый трафик, считает партнер Deloitte Егор Метелкин. Сейчас свежие продукты и товары для здорового питания продаются преимущественно в ценовом сегменте выше среднего, говорит он. По словам Метелкина, для покупателя «Пятерочки» цена важнее, чем натуральность продукта. «Однако если сотрудничество с кооперативами позволит X5 Retail Group сохранить низкую цену на фермерские товары, ретейлеру удастся привлечь покупателей, которые раньше ходили за ними на рынки», — добавил собеседник РБК.

Самым важным критерием для покупателей при выборе магазина, по данным UBS, является качество свежих продуктов — на него обращают внимание 83% респондентов. При этом почти столько же (81%) опрошенных ориентируются на цены. Большой ассортимент свежей продукции важен для 73% потребителей.

Потребительские кооперативы в России и Европе

Потребительский кооператив — добровольное объединение граждан (часто вместе с юридическими лицами) для удовлетворения своих потребностей в товарах и услугах. Каждый из участников кооператива имеет права и обязанности: решение проблем поставок товаров и услуг решается паевыми взносами. Паевые взносы для всех одинаковые, товары и услуги продаются по минимальным ценам.

В СССР система потребительских кооперативов была широко распространена и, хотя формально была негосударственной, на практике контролировалась государством. Кооперация на местах была призвана решать в основном бытовые проблемы населения в условиях неразвитости рыночных механизмов. Уже во второй половине 1960-х годов общее число розничных предприятий потребительской кооперации превысило 410 тыс. (число пайщиков — 53 млн), на долю которых приходилось 30% всего розничного товарооборота страны.

Согласно существующему российскому законодательству потребительский кооператив создается и осуществляет деятельность для удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. Поэтому потребительский кооператив вправе не только осуществлять предпринимательскую деятельность, но и распределять полученные от нее доходы между членами, создавать хозяйственные общества и учреждения.

По данным Центросоюза, совокупный объем деятельности его организаций приближается к 234 млрд руб. На 1 января 2017 года в его системе насчитывается 3,8 млн пайщиков, около 3 тыс. потребительских обществ, 135 райпотребсоюзов и 76 региональных потребсоюзов.

Потребительские кооперативы существуют и в Европе. В частности, известные производители молочной продукции из Финляндии и Голландии — Valio и Campina — изначально создавались как объединения потребкооперативов. На текущий момент владельцами Valio остаются порядка 20 кооперативов, выручка за 2014 год — €1,95 млрд, на компанию работает более 4,5 тыс. человек. Объединением кооперативов по-прежнему является и Campina.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "FMCG"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

Считаем дни
до Нового года

Реклама ООО “БОРК Импорт”

Лента новостей
Курс евро на 18 декабря
EUR ЦБ: 94,15 (+0,34)
Инвестиции, 03:48
Курс доллара на 18 декабря
USD ЦБ: 80,38 (+0,95)
Инвестиции, 03:48
Поужинать и не потерять партнеров: тест на китайский этикет РБК и ВТБ, 03:52
Фон дер Ляйен призвала ЕС учиться вести «современную гибридную войну» Политика, 03:28
В США отклонили резолюции о запрете военных действий в Венесуэле Политика, 03:23
Мэр Ростова сообщил о погибших при атаке дронов на порт Политика, 03:01
Поврежденный дронами танкер в порту Ростова загорелся Политика, 02:57
Лукашенко назвал Путина «волкодавом» в политике и великим человеком Политика, 02:40
The Economist назвал три фактора, из-за которых у ВСУ проблемы Политика, 02:23
Праздники без последствий
Узнайте, как пить красиво
Пройти интенсив
Reuters узнал об обращении Венесуэлы к Совбезу ООН на фоне агрессии США Политика, 02:13
Украинский футболист ПСЖ не участвовал в поздравлении Сафонова Спорт, 01:55
Четверо жителей Батайска пострадали при атаке беспилотников Политика, 01:52
Дроны ВСУ повредили судно в порту Ростова Политика, 01:46
SAVE4NOV. Как россиянин стал героем турнира ФИФА и вошел в историю Спорт, 01:33
Самолет прибывшего на саммит ЕС Фицо повредили в аэропорту Брюсселя Политика, 01:28
В Ростовской области дроны атаковали многоэтажку и два частных дома Политика, 01:18