Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 2 февраля
EUR ЦБ: 76,22 (-0,08)
Инвестиции, 01 фев, 19:33
Курс доллара на 2 февраля
USD ЦБ: 70,12 (-0,4)
Инвестиции, 01 фев, 19:33
«Парящая» крыша и каноны спорткаров: OMODA представил новый автомобиль РБК и Omoda, 15:46
Economist поставил Россию между Венесуэлой и Гвинеей в индексе демократий Политика, 15:42
Кадыров показал оружие, с которым «не страшны Леопарды и Абрамсы». Видео Политика, 15:41
Банк Англии повысил ставку десятый раз подряд Инвестиции, 15:40
В Ростове-на-Дону неизвестный открыл стрельбу у ТЦ Общество, 15:39
Риелторы назвали размер скидки при продаже новостроек в Москве Недвижимость, 15:34
Владелец криптобиржи Bithumb арестован по подозрению в растрате $48 млн Крипто, 15:33
Объясняем, что значат новости
Вечерняя рассылка РБК
Подписаться
МИД России предупредил Австрию о неизбежном ответе на высылку дипломатов Политика, 15:31
Le Parisien узнала о плане чемпиона мира завершить выступления за Францию Спорт, 15:28
Changan назвал российские цены на лифтбек Uni-V Авто, 15:25
«Моя стихия»: чат с автомобилем для перевозки грузов в городе РБК и Газ, 15:23
В Минприроды объяснили сокращение утилизации отходов санкциями Экономика, 15:20
Жизнь без cookies и роботы: что ждет рекламный рынок в 2023 году Pro, 15:13
Минобороны заявило о потере ВСУ более 100 военнных в ЛНР Политика, 15:12
Бизнес ,  
0 

Россияне в кризис перешли с шоколада на пряники и печенье

Из-за падения доходов и девальвации рубля россияне в 2015 году снизили потребление шоколадных изделий, зато стали есть больше печенья, пряников и вафель, свидетельствуют данные исследовательской компании Nielsen
Фото: Набатов Юрий/ТАСС
Фото: Набатов Юрий/ТАСС

​В категории кондитерских изделий в 2015 году сильнее всего упали продажи шоколада, следует из данных исследовательской компании «Nielsen Poccия», предоставленных РБК. По сравнению с 2014 годом продажи шоколадных изделий снизились на 3% в натура​льном выражении, что объясняется ростом цен и снижением покупательской способности россиян. «Шоколад — это не предмет первой необходимости, поэтому его потребление сокращается», — поясняет директор группы по работе с компаниями продовольственного рынка «Nielsen Россия» Сергей Гламазда. Эту статистику подтверждает международная исследовательская компания Euromonitor International. По ее данным, продажи шоколада и шоколадных конфет в России в 2015 году в натуральном выражении сократились на 3,1%, до 716,6 тыс. т.​

По данным Центра исследований кондитерского рынка (ЦИКР),   потребление шоколадных изделий упало еще сильнее — на 8,4%, до 3,99 кг в год на человека. Исполнительный директор ЦИКР Елизавета Никитина объясняет это тем, что в первую очередь россияне отказываются от дорогих, в частности импортных, продуктов. В 2015 году импорт шоколада и продуктов, содержащих какао, упал на 27,6%, следует из расчетов Центра международной торговли Москвы, основанных на статистике Федеральной таможенной службы.

Падение спроса на шоколад оказалось выгодным для производителей мучных кондитерских изделий: продажи печенья, пряников и вафель выросли в 2015 году на 6, 7 и 9% соответственно в натуральном выражении, следует из данных Nielsen. В денежном выражении продажи печенья увеличились на 21%, пряников — на 24%, а вафель — на 25%.

Изменения в предпочтении россиян объясняются фактором цены, говорит Гламазда. По данным Росстата, килограмм печенья в России в январе в среднем стоил 140 руб., пряников — 118 руб., а шоколада и шоколадных конфет — 752 руб. и 570 руб. соответственно. Темпы роста цен на шоколад и шоколадные изделия в течение года были заметно выше, чем на пряники и печенье. В то время как шоколад в среднем подорожал на 33,5%, стоимость пряников выросла только на 16%.

Неизбежный скачок цен: что подорожает в 2016 году
Фотогалерея 
Продукты

Подорожают на 10–15%

Помимо инфляции и девальвации рубля стоимость продуктов вырастет и из-за введения системы взимания платы за проезд грузовиков весом свыше 12 т «Платон», увеличившей стоимость транспортировки. Кроме того, во втором полугодии может подорожать рыба в случае нового повышения налогов на рыбаков. В октябре президент Владимир Путин дал поручение правительству до 1 июля внести в Госдуму законодательные предложения об увеличении ставки сбора за пользование водными биоресурсами с 15 до 100%. «Если правительство обязует [рыболовные хозяйства] платить еще по 3–5 руб. за 1 кг вылова, треска подорожает на 2–3%, селедка — на 15%, — прикидывает президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Алексей Фомин. — Чем дешевле рыба, тем сильнее будет рост цен».

Цены на гречку, пшено и хлеб продолжат расти в пределах инфляции, других факторов не будет, полагает исполнительный директор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов. Такими же темпами будут дорожать и молочные продукты, добавляет председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко. Девальвационные риски сохраняются, но рост цен сдерживается спросом: покупательная способность снижается, подчеркивает Даниленко.

На рост цен на овощи и фрукты повлияют инфляция и дальнейшая девальвация рубля, говорит генеральный директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина. Санкции в отношении Турции на цены повлиять не должны: после Нового года будет сезонный спад потребления, а затем поставщики и ретейлеры сумеют адаптироваться к ситуации и сбалансировать стоимость, считает она. В ноябре Тюрина говорила РБК, что, если на турецкие фрукты и овощи будут наложены санкции, цены на плодоовощную продукцию могут вырасти на 20–25%. Однако этот прогноз касался именно предновогоднего периода, а запрет будет действовать после Нового года, поясняет она теперь.

Мясо птицы и свинина могут подорожать или подешеветь в пределах 10%, отмечает глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. «В следующем году в России ожидается прирост производства свинины и мяса птицы: крупные игроки будут увеличивать объемы выпуска, о выходе на этот рынок также заявляют мелкие компании, — отмечает он. — Это станет сдерживающим фактором для роста цены»

Увеличение продаж мучных кондитерских изделий длительного хранения РБК подтвердил и основной владелец АО «Кондитерское объединение «Любимый край» (производитель печенья и пряников под ТМ «Посиделкино» и «Оранжевое солнце») Дмитрий Костыгин. Крупнейшие производители шоколада и шоколадных конфет в России — «Объединенные кондитеры» (ТМ «Красный октябрь», «Рот Фронт» и «Бабаевский»), Mars Inc (Mars, Snickers, Twix, Milky Way, Dove, «Коркунов» и др.), Ferrero Group (Ferrero Rocher, Kinder) не ответили на запросы РБК.

Аналитики Nielsen также отмечают существенное увеличение продаж печенья под частными марками торговых сетей. В 2014 году частные марки ретейлеров по продажам в натуральном выражении впервые обогнали лидера рынка — марку «Юбилейное» международной компании Mondelez Int. По данным Nielsen, в 2014 году доля частных марок составила 18,7 против 15,8% у «Юбилейного». В 2015 году на продукцию ретейлеров пришлось уже 21,1% рынка, а доля «Юбилейного» сократилась ​до 15,6%. Представитель компании Mondelez не ответил на вопросы РБК. «Россия — критически важный для нас рынок, в десятке самых значимых, а в категориях печенья и шоколада — это одна из самых важных для нас стран», — говорила глава Mondelez Int. Айрин Розенфельд в интервью РБК в ноябре 2015 года.

Авторы
Теги