Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Глава МИД Армении прибыл в Россию с краткосрочным визитом Политика, 02:51 В США в пустыне упал истребитель Общество, 02:44 «Пушка» Ловрена и спасения Сафонова. Лучшие моменты дня в Лиге чемпионов Спорт, 02:43 Роспотребнадзор предупредил о подрывающем защиту от COVID-19 факторе Общество, 02:23 Насколько вы готовы к неожиданностям в пути. Тест Совместный проект, 01:59 CNN сообщил об активности на полигоне для испытаний ракет «Буревестник» Политика, 01:52 Сергей Рыжиков принял командование вместе с ключом от МКС Общество, 01:34 Омбудсмен ответила на жалобы постоялиц пансионата на Урале о стерилизации Общество, 01:05 В Московской области начали действовать новые запреты из-за коронавируса Общество, 01:00 «Сделай сам»: как спастись от скуки в период самоизоляции РБК Стиль и Яндекс Дзен, 00:59 МЮ в гостях обыграл ПСЖ в матче Лиги чемпионов Спорт, 00:42 Атомщика с Урала обвинили в передаче технологий создания оружия Общество, 00:37 Минздрав Башкирии объяснил «беременность» в документах у мужчины из Уфы Общество, 00:09 Эксперты оценили последствия нового санкционного механизма ЕС Политика, 00:00
Бизнес ,  
0 

Россияне в кризис перешли с шоколада на пряники и печенье

Из-за падения доходов и девальвации рубля россияне в 2015 году снизили потребление шоколадных изделий, зато стали есть больше печенья, пряников и вафель, свидетельствуют данные исследовательской компании Nielsen
Фото:Набатов Юрий/ТАСС
Фото: Набатов Юрий/ТАСС

​В категории кондитерских изделий в 2015 году сильнее всего упали продажи шоколада, следует из данных исследовательской компании «Nielsen Poccия», предоставленных РБК. По сравнению с 2014 годом продажи шоколадных изделий снизились на 3% в натура​льном выражении, что объясняется ростом цен и снижением покупательской способности россиян. «Шоколад — это не предмет первой необходимости, поэтому его потребление сокращается», — поясняет директор группы по работе с компаниями продовольственного рынка «Nielsen Россия» Сергей Гламазда. Эту статистику подтверждает международная исследовательская компания Euromonitor International. По ее данным, продажи шоколада и шоколадных конфет в России в 2015 году в натуральном выражении сократились на 3,1%, до 716,6 тыс. т.​

По данным Центра исследований кондитерского рынка (ЦИКР),   потребление шоколадных изделий упало еще сильнее — на 8,4%, до 3,99 кг в год на человека. Исполнительный директор ЦИКР Елизавета Никитина объясняет это тем, что в первую очередь россияне отказываются от дорогих, в частности импортных, продуктов. В 2015 году импорт шоколада и продуктов, содержащих какао, упал на 27,6%, следует из расчетов Центра международной торговли Москвы, основанных на статистике Федеральной таможенной службы.

Падение спроса на шоколад оказалось выгодным для производителей мучных кондитерских изделий: продажи печенья, пряников и вафель выросли в 2015 году на 6, 7 и 9% соответственно в натуральном выражении, следует из данных Nielsen. В денежном выражении продажи печенья увеличились на 21%, пряников — на 24%, а вафель — на 25%.

Изменения в предпочтении россиян объясняются фактором цены, говорит Гламазда. По данным Росстата, килограмм печенья в России в январе в среднем стоил 140 руб., пряников — 118 руб., а шоколада и шоколадных конфет — 752 руб. и 570 руб. соответственно. Темпы роста цен на шоколад и шоколадные изделия в течение года были заметно выше, чем на пряники и печенье. В то время как шоколад в среднем подорожал на 33,5%, стоимость пряников выросла только на 16%.

Неизбежный скачок цен: что подорожает в 2016 году
Фотогалерея 
<p><strong>Продукты</strong></p>

<p><em>Подорожают на&nbsp;<strong><span style="color:#800000;">10&ndash;15%</span></strong></em></p>

<p>Помимо инфляции и&nbsp;девальвации рубля стоимость продуктов вырастет и&nbsp;из-за&nbsp;введения системы взимания платы за&nbsp;проезд грузовиков весом свыше&nbsp;12 т &laquo;Платон&raquo;, увеличившей стоимость транспортировки. Кроме того, во&nbsp;втором полугодии может подорожать рыба в&nbsp;случае&nbsp;нового повышения налогов на&nbsp;рыбаков. В октябре президент Владимир Путин дал поручение правительству до&nbsp;1 июля внести в&nbsp;Госдуму законодательные предложения об&nbsp;увеличении ставки сбора за&nbsp;пользование водными биоресурсами с&nbsp;15 до&nbsp;100%. &laquo;Если правительство обязует [рыболовные хозяйства] платить еще по&nbsp;3&ndash;5&nbsp;руб. за 1 кг вылова, треска подорожает на&nbsp;2&ndash;3%, селедка&nbsp;&mdash;&nbsp;на&nbsp;15%,&nbsp;&mdash; прикидывает президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Алексей Фомин.&nbsp;&mdash; Чем дешевле рыба, тем сильнее будет рост цен&raquo;.</p>

<p>Цены на&nbsp;гречку, пшено и&nbsp;хлеб продолжат расти в&nbsp;пределах инфляции, других факторов не&nbsp;будет, полагает исполнительный директор аналитического центра &laquo;СовЭкон&raquo; Андрей Сизов. Такими&nbsp;же&nbsp;темпами будут дорожать и&nbsp;молочные продукты, добавляет председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко. Девальвационные риски сохраняются, но&nbsp;рост цен сдерживается спросом:&nbsp;покупательная способность снижается, подчеркивает Даниленко.</p>

<p>На рост цен на&nbsp;овощи и&nbsp;фрукты повлияют инфляция и&nbsp;дальнейшая девальвация рубля, говорит генеральный директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина. Санкции в&nbsp;отношении&nbsp;Турции на&nbsp;цены повлиять не&nbsp;должны: после Нового года будет сезонный спад потребления, а&nbsp;затем поставщики и&nbsp;ретейлеры сумеют адаптироваться к&nbsp;ситуации и&nbsp;сбалансировать стоимость, считает&nbsp;она. В ноябре Тюрина говорила&nbsp;РБК, что, если на&nbsp;турецкие фрукты и&nbsp;овощи будут наложены санкции, цены на&nbsp;плодоовощную продукцию могут вырасти на&nbsp;20&ndash;25%. Однако этот прогноз касался именно&nbsp;предновогоднего периода, а&nbsp;запрет будет действовать после&nbsp;Нового года, поясняет она теперь.</p>

<p>Мясо птицы и&nbsp;свинина могут подорожать или&nbsp;подешеветь в&nbsp;пределах 10%, отмечает глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. &laquo;В следующем году в&nbsp;России ожидается прирост производства свинины и мяса птицы: крупные игроки будут увеличивать объемы выпуска, о выходе на этот рынок также заявляют мелкие компании,&nbsp;&mdash; отмечает он.&nbsp;&mdash; Это станет сдерживающим фактором для&nbsp;роста цены&raquo;</p>

Увеличение продаж мучных кондитерских изделий длительного хранения РБК подтвердил и основной владелец АО «Кондитерское объединение «Любимый край» (производитель печенья и пряников под ТМ «Посиделкино» и «Оранжевое солнце») Дмитрий Костыгин. Крупнейшие производители шоколада и шоколадных конфет в России — «Объединенные кондитеры» (ТМ «Красный октябрь», «Рот Фронт» и «Бабаевский»), Mars Inc (Mars, Snickers, Twix, Milky Way, Dove, «Коркунов» и др.), Ferrero Group (Ferrero Rocher, Kinder) не ответили на запросы РБК.

Аналитики Nielsen также отмечают существенное увеличение продаж печенья под частными марками торговых сетей. В 2014 году частные марки ретейлеров по продажам в натуральном выражении впервые обогнали лидера рынка — марку «Юбилейное» международной компании Mondelez Int. По данным Nielsen, в 2014 году доля частных марок составила 18,7 против 15,8% у «Юбилейного». В 2015 году на продукцию ретейлеров пришлось уже 21,1% рынка, а доля «Юбилейного» сократилась ​до 15,6%. Представитель компании Mondelez не ответил на вопросы РБК. «Россия — критически важный для нас рынок, в десятке самых значимых, а в категориях печенья и шоколада — это одна из самых важных для нас стран», — говорила глава Mondelez Int. Айрин Розенфельд в интервью РБК в ноябре 2015 года.