Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Мадридский «Реал» одержал пятую подряд сухую победу в чемпионате Испании Спорт, 01:21 Полиция применила слезоточивый газ против демонстрантов в Белграде Политика, 01:10 Попова сообщила о разработке специальной вакцины от COVID-19 для детей Общество, 00:48 Илон Маск обогнал Уоррена Баффетта в списке богатейших людей мира Бизнес, 00:38 Захарова ответила на слова Трампа о самой быстрой ракете Политика, 00:13 Помешательство на стартапах губит малый бизнес в США — Bloomberg Pro, 00:00 Приказ о продлении действия просроченных водительских прав вступил в силу Общество, 00:00 СМИ узнали о простое газопровода «Голубой поток» с середины мая Общество, 10 июл, 23:45 В Москве за сутки умерли 29 человек с коронавирусом Общество, 10 июл, 23:37 Как система полного привода quattro повлияла на развитие автопрома РБК и Audi, 10 июл, 23:15 Россия и Китай вновь заблокировали резолюцию о доставке гумпомощи Сирии Политика, 10 июл, 23:10 «Вектор» завершил доклинические испытания вакцины от коронавируса Общество, 10 июл, 22:54 Попова назвала сроки принятия решения по проведению линеек 1 сентября Общество, 10 июл, 22:47 Попова заявила о беспечности забывших на курортах о COVID-19 россиян Общество, 10 июл, 22:26
Бизнес ,  
0 

«Магнит» в 2015 году показал самый низкий рост выручки за десять лет

В понедельник первым из публичных ретейлеров раскрыл операционные результаты за 2015 год крупнейший ретейлер России «Магнит». Компания показала самый низкий рост выручки за последние десять лет
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

​Выручка «Магнита» в 2015 году по сравнению с предыдущим годом выросла на 24,3%, до 947,8 млрд руб., сообщила компания операционные результаты в понедельник. Это самый низкий показатель прироста выручки компании за все последние десять лет, когда ретейлер публично раскрывает свои показатели (см. график). Даже в кризис 2008–2009 годов компания показывала лучшие результаты. Так, в 2009 году ретейлер нарастил выручку на 28,1%, до 169,6 млрд руб.

Крупнейший ретейлер России, «Магнит» в 2015 году также не дотянул до собственного прогноза роста продаж в 26–28%. Основатель и гендиректор «Магнита» Сергей Галицкий ранее прогнозировал, что результат будет ближе к нижней границе диапазона «плюс-минус полпроцента» (то есть примерно 25,5–26,5%). Причем это был уже скорректированный в меньшую сторону прогноз — до июля 2015 года ретейлер рассчитывал по году прирасти на 28–32%.

Как у других

Другие публичные ретейлеры еще не отчитывались за 2015 год. По прогнозам «ВТБ Капитала», второй по выручке ретейлер России Х5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») должен был показать прирост выручки на 28%, «О'кей» — на 5%. По прогнозам самих компаний, выручка ГК «Дикси» в 2015 году должна была вырасти на 16–20%, у «Ленты» — на 29–33%.

Старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева говорит, что замедление темпов роста выручки «Магнита» было ожидаемо, а с учетом того, что компания — крупнейший игрок на рынке, его результаты — это отражение ситуации в стране с точки зрения потребления: «Макроэкономическая ситуация не улучшается, происходит падение реальных располагаемых доходов населения по сравнению с прошлым годом, потребление сокращается в физических объемах, — поясняет аналитик. — Типичный потребитель «Магнита» — это житель некрупного регионального города, где население наиболее чувствительно к экономической ситуации и уровень потребления людей в большей степени зависит от текущего дохода».

Из-за изменения курсов валют выручка «Магнита» в долларах по итогам 2015 года просела на 21,7%, до $15,5 млрд. При этом число покупателей увеличилось на 14,7%, до 3,4 млн человек. Сопоставимые продажи (в магазинах, работающих больше года) ретейлера в 2015-м увеличились на 6,2%.

Темпы роста выручки «Магнита» снижались постепенно с начала 2015 года: в первом квартале по отношению к аналогичному периоду 2014 года выручка выросла на 33,4%, во втором — уже на 27,6%, а в третьем — на 21,5%, до 234,9 млрд руб. В четвертом квартале выручка выросла лишь на 17,6%, следует из отчетности.

Рост продаж ретейлера в конце 2015-го замедлился вслед за снижением трафика в сопоставимых магазинах. В четвертом квартале по сравнению с аналогичным периодом 2014 года оно составило 2,09%, а по итогам всего 2015 года — 0,96%. «В конце 2014 года ситуация была совершенно иной, — вспоминает Наталья Колупаева. — Продовольственные санкции в отношении импорта, резкое ослабление курса рубля, высокие инфляционные ожидания приводили к тому, что люди совершали ажиотажные покупки, что особенно ярко наблюдалось в непродовольственных категориях, сейчас же население очень избирательно в своих потребительских расходах».

Так, в третьем квартале 2015 года доля расходов на еду в ежедневных тратах среднего россиянина выросла по сравнению с апрелем—июнем на 40 б.п., до 60,9%, сообщали аналитики Sberbank CIB в исследовании «Потребительский индекс Иванова», отражающем паттерны потребительского поведения и настроения россиян среднего класса. Поняв, что на обычный набор продуктов они тратят все больше и больше, потребители начали сокращать свои расходы даже в самом необходимом — в питании. Россияне стали не просто внимательнее смотреть на ценники на полках, но и тратить больше времени на сами покупки: некоторые из них курсируют между магазинами крупнейших сетей в поисках лучших цен и промоакций, указывали аналитики Sberbank CIB.

Несмотря на замедление трафика в сопоставимых магазинах в течение 2015 года, «Магнит» существенно нарастил темпы экспансии. В 2015 году прирост составил 2378 против 1618 магазинов в 2014 году. По итогам года сеть «Магнита» объединяла 12 089 магазинов: 9594 «у дома», 219 гипермаркетов, 155 магазинов «Магнит Семейный» и 2121 дрогери «Магнит Косметик».

К 13:00 мск понедельника бумаги ретейлера на торгах на Московской бирже просели на 5,2%. Капитализация компании составила 1 трлн руб.

Магазин исследований: аналитика по теме "Потребительские товары"