Экология, медицина, аквацентр: примеры поддержки малого бизнеса в Москве
Сегодня Москва лидирует по числу малых предприятий, действующих на территории региона, их вкладу в экономику, так и по возможностям, доступным для предпринимателей.
В настоящее время в столице действуют более 846 тыс. малых и средних предприятий (МСП). Таким образом, этот сектор обеспечивает 26% налоговых поступлений в экономику города и около 38% занятости. Только в 2022 году налоговые поступления от субъектов МСП в бюджет Москвы составили 834 млрд руб.
Малый бизнес столицы активно действует не только в сфере торговли и услуг, как принято считать, но и в сфере обрабатывающей промышленности, высоких технологий. Он создает инновационные решения и занимается проблемами, связанными с экологией городской среды, а также выполняет другие важные социальные задачи.
Недавно в одной из популярных российских социальных сетей стартовал документальный сериал «Москва — территория успеха», где рассказываются истории предпринимателей, создающих и развивающих свой бизнес в столице. Герои сериала также делятся опытом взаимодействия с московской мэрией и рассказывают о поддержке, оказанной им городом.
В числе героев сериала — амбассадор компании — производителя уникальных биопротезов и создатель уникального VR-тренажера, позволяющего имитировать различные болезни глаз, а также автор концепции одного из первых частных экоцентров города, руководители семейного акваклуба и компании, занимающиеся досугом для пожилых людей, владельцы кафе, пекарен, музеев и развлекательных парков.
Все эти компании были открыты сравнительно недавно и на старте столкнулись с определенными сложностями, которые им удалось успешно преодолеть с помощью инструментов поддержки города.
Так, экоцентр, который объединяет пункт приема вторсырья, экотакси, музей рециклинга, мини-технопарк, лекторий и магазин экотоваров, был создан в 2019 году. В первый год работы владельцы компании столкнулись с невозможностью проводить мероприятия из-за пандемии. А после того, как эпидемиологическая ситуация нормализовалась, компания лишилась части партнеров из-за санкций.
Преодолеть сложный период экоцентру помогла поддержка крупных отечественных компаний, помощь тренеров акселерационной программы МГБ (ГБУ «Малый бизнес Москвы») и участие в программе «Сделано в Москве». Благодаря поддержке города компания смогла принять участие в Московском урбанистическом форуме и расширить свою аудиторию. Сейчас услуги экоцентра пользуются большой популярностью в столице: в экоцентр ежемесячно приходят более 5 тыс. человек, а количество офисов, из которых компания вывозит вторсырье на переработку, превышает 100 штук.
Отметим, что с 2012 года, когда столичными властями было создано ГБУ «Малый бизнес Москвы» (МБМ), специалисты учреждения провели уже свыше 1 млн бесплатных консультаций для начинающих бизнесменов, о чем сообщается на официальном сайте мэрии Москвы. Программа осуществляется по национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
За прошедшие 11 лет к специалистам МБМ успели обратиться производители одежды и обуви, предприятия общественного питания, издательства и другие представители малого бизнеса. По словам заммэра Москвы Натальи Сергуниной, консультации уже охватили более 100 тем, касающихся запуска и развития бизнеса: налогообложение, участие в госзакупках, планирование рекламных кампаний, оптимизация сайта и так далее. Этот список продолжает постоянно расширяться, добавила вице-мэр.
Однако бесплатные консультации — лишь часть системы поддержки малого бизнеса в Москве. На базе МБМ проходят тематические мероприятия, работают и обучающие программы, например: «Стартап-школа МБМ», «Прокачай свой бизнес вместе с наставником», «Бизнес-песочница», «Бизнес Апгрейд» и другие.
Из актуального: в конце октября в столице стартовали два образовательных проекта для представителей малого бизнеса — онлайн-марафон «Управление репутацией в интернете» и две программы в рамках комплексного проекта «Бизнес уикенд».
Молодых предпринимателей и тех, кто планирует им стать, пригласили на бесплатные обучающие курсы «Бизнес уикенд — Марафон» и «Акселератор». Четырехнедельный «Марафон» разработан для тех, у которых еще нет бизнеса, но уже есть его видение и: будущие предприниматели освоят основы бизнеса, проработают идею с наставниками, зарегистрируются в качестве самозанятого или ИП и сделают первые продажи. Шестинедельный «Акселератор» рассчитан на людей с уже работающим бизнесом. Вместе со своей командой участники научатся налаживать бизнес-процессы и формировать годовую стратегию развития.
Присоединиться к программам можно до 1 ноября. Проект «Бизнес уикенд» реализует АНО «Развитие человеческого капитала», подведомственная департаменту предпринимательства и инновационного развития города Москвы.
В свою очередь, онлайн-марафон «Управление репутацией в интернете» представляет собой вебинар из восьми уроков (включая вводный), на которых специалисты расскажут о создании личного бренда, работе с отзывами клиентов и эффективном продвижении в интернете. Видеотрансляции можно посмотреть на сайте МБМ любому желающему по предварительной регистрации.
Другой обучающий проект — «Онлайн-Академия 2.0», также доступный на портале «Малый бизнес Москвы», помог вывести на рынок уникальный продукт — VR-симулятор болезней глаз, разработанный кандидатом медицинских наук Андреем Демчинским, получившим также образование в сфере цифрового дизайна. Именно он курировал первый в России проект по установке бионического зрения слепоглухим людям.
Инновационный бизнес в Москве поддерживают и через конкурсную основу. Так, конкурс «Зеленая Москва» является одним из шести технологических конкурсов для инноваторов, которые столица проводит в этом году. Четыре из них уже завершены. На конкурс «Еда будущего», который проводился впервые, от технологических компаний было подано 309 заявок — 14 из них вышли в финал, часть из них проводит практическую апробацию этих изобретений. Среди проектов-победителей, например, «умная» кухонная техника, распознающая блюдо по QR-коду. В целом за два последних года аналогичные конкурсы охватили 27 разных сфер. По их итогам было реализовано более 240 пилотных тестирований.
В департаменте предпринимательства и инновационного развития Москвы подчеркивают, что, помимо конкурсов, в городе действуют и другие инструменты поддержки передового бизнеса. Только в прошлом году в столице появились три новых технопарка для десятков тысяч организаций. В январе 2023 года на Воробьевых горах открылся флагманский кластер «Ломоносов». Более 200 высокотехнологичных компаний разместились на базе особой экономической зоны «Технополис Москва», где для них до 2028 года до минимальных значений снижен налог на прибыль. Помимо этого, с 2022 года московские стартапы могут получить гранты в размере до 2 млн руб. на компенсацию затрат в ходе испытаний.
Еще один герой цикла — Ирина Слесарева. Она создала акваклуб для всей семьи, где каждый может получить индивидуальную программу оздоровления. Клуб полностью доступен для людей с ограниченными возможностями. Проект должен был стартовать в марте 2020 года, но его открытие пришлось отложить на несколько месяцев из-за ограничений, связанных с пандемией.
Работать в условиях восстанавливающегося рынка было непросто, но бизнесу Слесаревой в значительной степени помогли получение статуса социального предприятия и поддержка города. В частности, компания получила субсидию для возмещения затрат на оборудование, компенсировав таким образом четверть расходов. Благодаря этому стало возможно приобретение бассейна с противотоком для детских занятий — это сложная технология, которую обычно используют профессиональные пловцы.
Ирина отмечает, что поддержка города выражается не только в грантах и субсидиях. Это и постоянное обучение, и возможность принять участие в конкурсах. Среди таких конкурсов можно отметить «Мой добрый бизнес» (ранее назывался «Лучший социальный проект», оператор московского этапа конкурса — ГБУ «Малый бизнес Москвы»). «Находясь в сфере «доброго» бизнеса и общаясь с другими предпринимателями, можно посмотреть на свое дело со стороны, оценить, в какой точке ты находишься и как выстраивать дальнейшие шаги», — говорит Слесарева. Сейчас акваклуб успешно реализует более семи социальных проектов, а комплекс предоставляемых услуг состоит более чем из десяти видов занятий и оздоровительных процедур.
И это лишь малая часть предпринимателей, получивших ту или иную поддержку города.
Наиболее востребованы такие виды помощи, как бесплатные консультации, обучение и различные сервисы, помогающие открыть и вести собственное дело. Помимо этого, Москва предлагает бизнесу варианты финансовой помощи: гранты, льготные кредиты и поручительства, арендные и налоговые льготы, создавая тем самым максимально комфортные условия для малого бизнеса практически во всех сегментах. Власти столицы понимают, что МСП — важная часть экономики города и обеспечение ее нормальной работы — задача первостепенная.
Поддержка предпринимателей в Москве реализуется согласно целям и задачам национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».