Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Гараж, Третьяковка и Эрмитаж: как работает скорая помощь для музеев РБК и Фонд Потанина, 17:07 Выступление Путина на саммите по климату. Видео Политика, 17:05 Как построить корпоративную культуру осознанности Pro, 17:01 В АТОР назвали сроки возвращения туристов из Турции и Танзании Общество, 16:56 Компания Suros Capital первой в мире начнет выдавать ссуды под залог NFT Крипто, 16:53 Аналитики оценили риски банков из-за роста цен на жилье в России Финансы, 16:50 СМИ узнали об угрозе исключения «Реала» и «Ювентуса» из Лиги чемпионов Спорт, 16:45 Гид по бережному общению: как находить общий язык с людьми РБК Стиль и Victory Park, 16:39 Когда малый бизнес получает рейтинг ААА РБК и Альфа-Банк, 16:38 Тилль Линдеманн выпустил кавер на песню «Любимый город» Стиль, 16:34 Как отличаются зарплаты мужчин и женщин и что с этим делать Социальная экономика, 16:30 Low-code: как лидеры запускают приложения почти без участия программистов Pro, 16:21 ОАЭ решили депортировать задержанного из-за видео с девушками россиянина Общество, 16:17 Чехия потребовала от России оставить в посольстве только пять дипломатов Политика, 16:16
Обвал рубля ,  
0 

Россияне в кризис стали чаще ходить в кофейни

Россияне экономят на питании вне дома, но продолжают ходить в кофейни и фастфуд. Только в этих двух сегментах в первом квартале 2016 года произошел прирост на 4 и 3% соответственно, указывают данные компании NPD Group
Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС
Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

В первые месяцы 2016 года россияне, так же как и весь прошлый год, реже посещали точки общепита, показали данные потребительской панели NPD Group. Количество посещений в целом снизилось на 3%. Более всего трафик просел у традиционных ресторанов — на 14%, указывают исследователи. Потребительский поток, однако, растет в заведениях фастфуда и кофейнях.

В потребительской панели NPD участвуют россияне из Москвы и области, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Казани, Ростова-на-Дону и Самары. Несколько раз в год респонденты заполняют онлайн-опросники.

Если на фоне снижения покупательской способности россиян фастфуд традиционно чувствовал себя лучше, чем другие сегменты рынка, то кофейням удалось переломить отток трафика в первой половине 2015 года, отмечает эксперт рынка общественного питания NPD Наталия Аристархова. «В России кофейни стали промежуточным звеном между ресторанами и фастфудом, у нас они представляют не моноконцепт, как на Западе, а мини-ресторан, атмосферное место, в котором помимо кофе можно заказать еду и алкогольные напитки, при этом средний чек существенно ниже, чем в ресторане», — говорит Аристархова.

По данным исследования «Росиндекс» Ipsos Comcon, по динамике посещаемости кофейни даже обошли фастфуд в 2015 году благодаря тому, что стоимость среднего чека в них оставалась весьма демократичной — на уровне 390 руб.

В первые три месяца 2016 года средний чек в точках фастфуда вырос на 3% и всего на 1% — в кофейнях. За аналогичный период у ресторанов он прибавил 5%, у точек общепита на автозаправках и в ретейле — 7%, подсчитали в NPD. Абсолютных значений стоимости среднего чека исследователи не приводят.

Что говорит Росстат

Официальная статистика свидетельствует, что в 2016 году темпы сокращения ресторанного рынка незначительно замедлились — до 5%. По данным Росстата, по итогам января—апреля продажи составили 397,8 млрд руб. (более поздних данных нет). Совокупные продажи российских ресторанов, баров и кафе в 2015 году упали на 6%, до 1,293 трлн руб.

В 2015 году действительно наблюдался рост посещаемости кофеен Costa Coffee, говорит представитель холдинга «Росинтер» (управляет ресторанами «IL Патио», «Планета суши», кофейнями Costa Coffee и др.) Елена Мазур. Хотя точных данных по этому подразделению компания не раскрывает, по словам Мазур, в кофейнях цены выросли в среднем на 3%, в других ресторанах холдинга блюда подорожали больше.

Бренд-менеджер сети кофеен «Шоколадница» Юлия Афонина рассказала, что в 2015 году сеть не повышала цены на основные позиции за счет собственной маржи. «Мы серьезно пересматривали меню кофеен из-за изменений потребительского поведения. Гости не отказывают себе в посещении кафе, но реже заказывают некоторые позиции», — говорит Афонина.

Цены сдерживал и крупнейший российский оператор фастфуда «Макдоналдс», говорил ранее РБК президент компании Хамзат Хасбулатов. «Приходится корректировать предложения, потому что рост цен должен быть ниже национальной инфляции. Меню в целом должно быть доступным», — рассказывал Хасбулатов, объясняя, что индустрия уже не сможет перекладывать увеличившиеся расходы на потребителя.

Магазин исследований Аналитика по теме "Фаст-фуд"