Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
«Коммерсантъ» узнал о рекордной сделке на офисном рынке с участием Ozon Бизнес, 03:53 Sun сообщила о прилете принца Гарри в Лондон на похороны принца Филиппа Общество, 03:35 Лавров выразил надежду на скорое возобновление чартеров в Египет Политика, 02:57 Глава ФРС заявил о нахождении экономики США в «точке перелома» Экономика, 02:38 Представитель атомного агентства Ирана пострадал при посещении Натанза Общество, 02:21 В Великобритании наступил день, когда премьер сможет выпить в пабе пива Общество, 02:00 Прокуратура Нидерландов отказалась комментировать утечку по делу MH17 Политика, 01:44 СМИ узнали о планах Microsoft купить причастную к созданию Siri компанию Бизнес, 01:24 Экипаж МКС поздравил землян с Днем космонавтики Технологии и медиа, 01:05 Хронология подготовки и полета Гагарина в космос. Видео Технологии и медиа, 01:00 Премьер Украины сообщил о создании системы перехода на стандарты НАТО Политика, 00:49 Открывшего стрельбу в гавайском отеле мужчину нашли мертвым Общество, 00:06 Аналитики указали на зависимость банков от «иглы льготных кредитов» Финансы, 00:00 Аркадий Ротенберг раскрыл свои туристические активы в Крыму Бизнес, 00:00
Обвал рубля ,  
0 

Россияне в кризис стали чаще ходить в кофейни

Россияне экономят на питании вне дома, но продолжают ходить в кофейни и фастфуд. Только в этих двух сегментах в первом квартале 2016 года произошел прирост на 4 и 3% соответственно, указывают данные компании NPD Group
Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС
Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

В первые месяцы 2016 года россияне, так же как и весь прошлый год, реже посещали точки общепита, показали данные потребительской панели NPD Group. Количество посещений в целом снизилось на 3%. Более всего трафик просел у традиционных ресторанов — на 14%, указывают исследователи. Потребительский поток, однако, растет в заведениях фастфуда и кофейнях.

В потребительской панели NPD участвуют россияне из Москвы и области, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Казани, Ростова-на-Дону и Самары. Несколько раз в год респонденты заполняют онлайн-опросники.

Если на фоне снижения покупательской способности россиян фастфуд традиционно чувствовал себя лучше, чем другие сегменты рынка, то кофейням удалось переломить отток трафика в первой половине 2015 года, отмечает эксперт рынка общественного питания NPD Наталия Аристархова. «В России кофейни стали промежуточным звеном между ресторанами и фастфудом, у нас они представляют не моноконцепт, как на Западе, а мини-ресторан, атмосферное место, в котором помимо кофе можно заказать еду и алкогольные напитки, при этом средний чек существенно ниже, чем в ресторане», — говорит Аристархова.

По данным исследования «Росиндекс» Ipsos Comcon, по динамике посещаемости кофейни даже обошли фастфуд в 2015 году благодаря тому, что стоимость среднего чека в них оставалась весьма демократичной — на уровне 390 руб.

В первые три месяца 2016 года средний чек в точках фастфуда вырос на 3% и всего на 1% — в кофейнях. За аналогичный период у ресторанов он прибавил 5%, у точек общепита на автозаправках и в ретейле — 7%, подсчитали в NPD. Абсолютных значений стоимости среднего чека исследователи не приводят.

Что говорит Росстат

Официальная статистика свидетельствует, что в 2016 году темпы сокращения ресторанного рынка незначительно замедлились — до 5%. По данным Росстата, по итогам января—апреля продажи составили 397,8 млрд руб. (более поздних данных нет). Совокупные продажи российских ресторанов, баров и кафе в 2015 году упали на 6%, до 1,293 трлн руб.

В 2015 году действительно наблюдался рост посещаемости кофеен Costa Coffee, говорит представитель холдинга «Росинтер» (управляет ресторанами «IL Патио», «Планета суши», кофейнями Costa Coffee и др.) Елена Мазур. Хотя точных данных по этому подразделению компания не раскрывает, по словам Мазур, в кофейнях цены выросли в среднем на 3%, в других ресторанах холдинга блюда подорожали больше.

Бренд-менеджер сети кофеен «Шоколадница» Юлия Афонина рассказала, что в 2015 году сеть не повышала цены на основные позиции за счет собственной маржи. «Мы серьезно пересматривали меню кофеен из-за изменений потребительского поведения. Гости не отказывают себе в посещении кафе, но реже заказывают некоторые позиции», — говорит Афонина.

Цены сдерживал и крупнейший российский оператор фастфуда «Макдоналдс», говорил ранее РБК президент компании Хамзат Хасбулатов. «Приходится корректировать предложения, потому что рост цен должен быть ниже национальной инфляции. Меню в целом должно быть доступным», — рассказывал Хасбулатов, объясняя, что индустрия уже не сможет перекладывать увеличившиеся расходы на потребителя.

Магазин исследований Аналитика по теме "Фаст-фуд"