Перейти к основному контенту
Эксклюзивы РБК⁠,
0
Эксклюзив

«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований

Профильные министерства отказали «Яковлеву», разработчику Superjet 100 и МС-21, в праве на вывоз авиакомпонентов за границу без дополнительных согласований. Производитель рассчитывал оптимизировать обслуживание техники за рубежом
Фото: Максим Блинов / РИА Новости
Фото: Максим Блинов / РИА Новости

Компания «Яковлев» (разработчик самолетов Superjet 100 и МС-21, входит в Объединенную авиастроительную корпорацию) попросила скорректировать правила, которые регламентируют вывоз за пределы России отдельных видов товаров, включая авиационную технику. Соответствующий проект постановления подготовил и направил первому вице-премьеру Денису Мантурову сенатор Андрей Кутепов, следует из презентации «Яковлева» (есть у РБК). «Проект предполагает включение ПАО «Яковлев» и его ДЗО (дочерние и зависимые общества. — РБК) в закрытый список организаций, освобожденных от необходимости согласования вывоза АТИ (авиационное техническое имущество. — РБК) за рубеж», — говорится в презентации. Она была показана на очередной конференции эксплуатантов самолетов Superjet-100, рассказал источник РБК на авиарынке. Изменения нужны для сокращения сроков ремонта компонентов иностранного производства в дружественных странах, уточняется в материалах производителя.

В пресс-службе «Яковлева» РБК подтвердили, что предлагаемые уточнения позволят оптимизировать обслуживание отечественной гражданской техники за рубежом. При этом все изменения назвали «техническим вопросом».

Речь идет о корректировке постановлений правительства №№ 311 и 312 от 2022 года: в частности, они регламентируют порядок вывоза разных категорий товаров или сырья с учетом указа президента «О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности». По словам судебного эксперта группы Veta Александра Терентьева, постановлением № 311 в 2022 году был введен временный запрет на вывоз за границу, например, «двигателей турбореактивных и турбовинтовых, газовых турбин». Постановлением № 312, напротив, введен временный разрешительный порядок вывоза за пределы России в страны — члены ЕАЭС в том числе отдельных видов транспортных средств, их частей и комплектующих (например, «части для авиационных двигателей», «двигатели турбореактивные и турбовинтовые, газовые турбины прочие», «аппаратура передающая, включающая в свой состав приемную аппаратуру для гражданских воздушных судов», «аппаратура радиолокационная для гражданских воздушных судов»). То есть без разрешения вывозить такие товары на территорию стран ЕАЭС в настоящее время нельзя, пояснил он.

По словам источника РБК, близкого к правительству, рассмотрением инициативы занимались Минпромторг, силовые ведомства и другие федеральные органы власти. «Профильные ФОИВы, в том числе силовые, отказали «Яковлеву» в их предложениях, так как просто добавить юрлицо в список и освободить их от согласований было бы рискованно из-за производства «Яковлевым» и военной техники», — рассказал собеседник. Компании были даны рекомендации обратиться в Минтранс, чтобы совместно сформулировать перечень номенклатуры, которую хотят вывозить на ремонты, уточнил он.

В Росавиации не увидели причин отказываться от Superjet 100
Общество
Фото:Petrov Sergey / news.ru / Global Look Press

«Яковлеву» принадлежит, в частности, Иркутский авиационный завод, где выпускаются истребители Су-30 и учебно-боевые самолеты нового поколения Як-130.

РБК обратился за комментарием в пресс-службу Минтранса и Минпромторга. Пресс-секретарь сенатора Андрея Кутепова отказалась от комментариев, сославшись на закрытый и рабочий характер совещания на эту тему. 

По словам основателя сервиса обеспечения безопасности полетов RunAvia Андрея Патракова, российские авиакомпании активно используют услуги иностранных провайдеров по ремонтам авиазапчастей с 2022 года. «Не секрет, что вывоз и ввоз компонентов для ремонта происходит по серым схемам и сейчас эту практику просто хотят легализовать», — считает эксперт.

Для ремонтов практически по всей номенклатуре компонентов бортового оборудования, особенно сложных компонентов навигационно-пилотажного оборудования, приходится прибегать к услугам иностранцев, отмечает Патраков. «Точно по объему сказать сложно из-за отсутствия официальных данных, но это как минимум 50% и до 80% по составу оборудования. Все, что нельзя отремонтировать в России, то везут за границу, но далеко не все получается отремонтировать или ввезти обратно», — поясняет он.

По мнению Терентьева из Veta, получение разрешения на вывоз компонентов не нерешаемая задача, такие разрешения выдаются. С другой стороны, если инициировать исключительные привилегии для «Яковлева», то корректировками в два постановления не обойтись, нужен комплексный подход.

Читайте РБК в Telegram.

Проект о людях, создающих позитивные долгосрочные изменения в бизнесе и обществе

ИМПАКТ-БИЗНЕС Новость

Проект о людях, создающих позитивные долгосрочные изменения в бизнесе 
и обществе

ИМПАКТ-БИЗНЕС Статья

Что такое импакт 
и почему он критически важен 
для бизнеса в 2025 году

ИМПАКТ-БИЗНЕС Интервью

Психолог Асмолов: «Ключевой вопрос 
в развитии компании — поиск смысла»

ИМПАКТ-БИЗНЕС Колонка

Что останется после меня: как поиск смысла формирует устойчивые компании

ИМПАКТ-БИЗНЕС Статья СберПро

Как и для чего 
бизнес инвестирует 
в социальную инфраструктуру

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Авиация"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 12 декабря
EUR ЦБ: 92,94 (+1,56)
Инвестиции, 20:29
Курс доллара на 12 декабря
USD ЦБ: 79,34 (+1,44)
Инвестиции, 20:29
Дума подготовила запрет осужденным релокантам менять паспорта и жениться Политика, 20:48
Может ли вступление Украины в ЕС ускорить мирное урегулирование Политика, 20:42
Дегтярев поблагодарил МОК за снятие ограничений на юношеские турниры Спорт, 20:42
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год Бизнес, 20:39
Абстракционизм: как искусство «отщепенцев» изменило понимание красоты РБК и ГАЛС, 20:36
Как цифровизация помогает расти реальному сектору экономики Отрасли, 20:34
Зеленский раскрыл позицию США о необходимости прекращения огня Политика, 20:32
Новый год — с новыми силами
Как правильно отдыхать?
Узнать на интенсиве
Приведет ли задержание танкера с венесуэльской нефтью к военной эскалации Политика, 20:30
Цена золота впервые за полтора месяца превысила $4300 за унцию Инвестиции, 20:30
МОК разрешил проводить международные турниры в Белоруссии Спорт, 20:23
Импортозамещение, кибербезопасность и ИИ: опыт «Еврохима» и «К2Тех» Отрасли, 20:22
Экономика сопротивления: потенциал Ирана для российского бизнеса РБК и РЭЦ, 20:18
На своем берегу: какой будет новая очередь City Bay РБК и City Bay, 19:59
МОК снял ограничения на участие россиян в юношеских турнирах Спорт, 19:57