Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Тренд будущего: почему совместное и вторичное потребление станет нормой РБК и Райффайзенбанк, 09:55 Жители Бугенвиля проголосовали за независимость своего острова Политика, 09:52 В России аренда места в коворкинге подешевела на 11% Бизнес, 09:52 Синоптики предупредили москвичей о похолодании во второй половине недели Общество, 09:40 СКР направил в суд дело украинского экс-министра обороны Общество, 09:35 Дедушка убитой студентки РУДН сообщил об обстоятельствах ее смерти Общество, 09:30 Открытый диалог с Германом Грефом РБК и Сбербанк Первый, 09:26 Правительство отложило финансирование БАМа на 2020 год Бизнес, 09:16 Новая прописка: каких специалистов регионы переманивают к себе Pro, 09:01 Каждый третий россиянин совершал покупки через смартфон Бизнес, 09:00 Зожник под шубой: новогодний тест РБК и Huawei, 08:57 Российские боксеры отказались ехать на Олимпиаду без флага и гимна Спорт, 08:49 В Канаде испытали первый в мире частный электросамолет Общество, 08:33 Базовый набор вещей для автопутешествий. Инструкция РБК и Subaru, 08:27
Бизнес ,  
0 
Пикеты испортили отношения главы «Ростеха» и президента АвтоВАЗа
Глава «Ростеха» Сергей Чемезов впервые раскритиковал президента АвтоВАЗа Бу Андерссона. Отношения между ними испортились из-за сокращений на заводе и приостановки им сделки по покупке автокомпонентного бизнеса «Ростеха»
Глава «Ростеха» Сергей Чемезов (Фото: «РИА Новости»)

​«Надо вести себя гибче​»

Гендиректор ГК «Ростех» Сергей Чемезов публично раскритиковал кадровую политику президента АвтоВАЗа Бу Андерссона. Главе госкорпорации не нравится, что увольнения на заводе проходят «по методу обрезания». «Эта практика, наверное, европейская, мы считаем, что этого делать нельзя, надо вести себя гибче», — заявил Чемезов, слова которого передал ТАСС.

В 2014 году Андерссон провел массовую чистку кадров на АвтоВАЗе: за год уволены были около 14 тыс. человек, или 20% штатной численности предприятия. В 2015 году под сокращения попали еще 1,1 тыс. работников, параллельно продолжались увольнения по соглашению сторон.

В 2008–2009 годах, до назначения Андерссона, АвтоВАЗ также проводил массовые сокращения, тогда были уволены порядка 40 тыс. человек. Но, отметил Чемезов, совместно с руководством Самарской области и Министерством труда тогда «мы нашли возможности, как обустроить людей, как обучить новым специальностям». Сейчас, по словам главы «Ростеха», «народ выгнали на улицу».

74,5% АвтоВАЗа принадлежат Alliance Rostec Auto B.V., акционерами которой, в свою очередь, являются альянс Renault-Nissan (67,13%) и ГК «Ростех» (32,87%).

Пикеты в Тольятти

«Ростех», второй по величине акционер АвтоВАЗа, впервые открыто критикует работу Андерссона с момента его назначения генеральным директором автозавода в начале 2014 года. До сих пор топ-менеджера только хвалили. «Работает он хорошо», — говорил Чемезов в интервью газете «Ведомости» в июне и на собрании акционеров АвтоВАЗа.

Поводом для открытой критики послужили протестные акции работников АвтоВАЗа, пояснил РБК источник в «Ростехе». В Тольятти прошло уже несколько пикетов. Рабочие требуют прекращения увольнений, повышения зарплат и даже национализации автозавода. В начале ноября городские СМИ сообщили, что местная полиция готовится к массовым волнениям в городе. По их информации, в тольяттинское подразделение ОМОН, в частности, был доставлен бронированный «КамАЗ Штурм», оснащенный ковшом для прорыва через скопления людей и баррикады, а также двумя водометами.

В 2016 году АвтоВАЗ может сократить еще 6–7 тыс. человек, говорит менеджер завода: «План уже есть, в конце ноября его вынесут на совет директоров».

«Вопрос [увольнений] стоит достаточно остро, и в регионе, и в правительстве поднимался уже не раз», — говорит Чемезов. Он планирует обсудить его с руководством Renault-Nissan на совете директоров АвтоВАЗа. Впрочем, уточнил Чемезов, вопрос именно о смене гендиректора тольяттинского автозавода пока не стоит, «но какую-то воспитательную работу надо провести».

Как именно «Ростех» собирается «воспитывать» Андрессона, РБК выяснить не удалось. Представители госкорпорации и АвтоВАЗа на запросы РБК не ответили.

Сделка с ОАТ

Отношения между Чемезовым и Андерссоном ухудшились в конце 2014 года, когда на АвтоВАЗе были уволены почти все топ-менеджеры, в том числе поставленные «Ростехом», рассказывали источники РБК на предприятии. По их словам, сгладить конфликт должна была покупка АвтоВАЗом у «Ростеха» автокомпонентного холдинга «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ). Госкорпорация давно хотела избавиться от непрофильного актива. Андерссон поначалу согласился на покупку.

Планировалось, что АвтоВАЗ купит ОАТ до конца 2015 года, выписав вексель на $165 млн со сроком погашения в 2032 году. Покупатель уже провел due diligence, но против сделки выступил альянс Renault-Nissan: ОАТ размывал бы рентабельность АвтоВАЗа. Сделка зависла, вопрос по ее одобрению так и не был вынесен на совет директоров, хотя представители завода официально заявляли, что рассмотрение сделки пройдет в сентябре.

Чемезову не нравится, что сделка с ОАТ не закрывается, говорят источники РБК на АвтоВАЗе и в автокомпонентном холдинге. По их словам, «Ростех» планирует блокировать вопрос дальнейшего сокращения персонала автозавода в 2016 году.

Без дальнейшей оптимизации персонала у Андерссона могут возникнуть сложности с выводом АвтоВАЗа на безубыточность. Это главная задача, которую поставили перед ним акционеры завода. В 2014 году АвтоВАЗ заработал чистый убыток 25,4 млрд руб., по итогам девяти месяцев 2015 года — 15,8 млрд руб.

Магазин исследований: аналитика по теме "Автопром"