Цены на зарубежные авиарейсы вернулись к уровню начала 2014 года
Цены на международные авиаперевозки стабилизировались, и сейчас стоимость билетов за границу находится на уровне прошлого года, сообщил Интерфаксу руководитель комитета по транспорту Ассоциации туроператоров России (АТОР) Дмитрий Горин. «Средний чек на международный перелет сейчас составляет 11 тыс. руб. Это уровень цен прошлого года», — отметил собеседник агентства.
Горин пояснил, что речь идет о российских авиакомпаниях, которые даже в пик роста курса валют незначительно повысили цены. «Авиакомпании в самые тяжелые дни продолжали стимулировать продажи. Это достигалось за счет специальных акций, дисконтных программ. Таким образом, даже на пике курса цены выросли всего на 10–12%», — отметил он.
Сейчас российская валюта продолжает укрепляться, «поэтому повышения цен на международные рейсы нет», добавил Горин.
«На данный момент цены в среднем действительно находятся на уровне прошлого года. Несмотря на стремительное пике рубля в конце 2014-го, авиакомпании, работающие на российском рынке, в целом старались взвешенно подходить к ценообразованию и не задирали стоимость перелетов», — подтвердила РБК представитель метапоисковой системы Momondo в России Ирина Рябовол.
Она подчеркнула, что в кризисный период авиакомпании испытывают страх «отпугнуть тех пассажиров, которые все же продолжают путешествовать, несмотря на экономическую ситуацию». Но с приближением летнего сезона стоимость перелетов по всем направлениям традиционно будет расти, этот сезонный фактор изначально заложен в сложной схеме ценообразования, принятой в авиационной сфере, пояснила Рябовол. Балансировать ситуацию будут все те же распродажи, добавила она.
По словам представителя Momondo, сейчас в основном распродаются авиабилеты по популярным европейским направлениям и в страны Азии. Именно спрос на Европу показал самую сильную отрицательную динамику. Например, интерес к Барселоне с прошлого года упал на 23%, к Парижу — на 43%, к Риму — на 32%, рассказала Рябовол.
«Один из последних трендов, которым активно пользуются перевозчики в последнее время, — стимулирование спроса в регионах на рейсы с пересадкой в Москве или Санкт-Петербурге. Это помогает компаниям аккумулировать пассажиропоток на плече из региональных городов в столицы и поддерживать заполняемость рейсов на следующем сегменте. В большинстве регионов слабо развито прямое авиасообщение с заграницей и низкая конкуренция, поэтому эта тактика успешно работает», — отметила представитель Momondo.
В феврале некоторые российские авиакомпании предупредили, что из-за кризиса могут повысить цены на авиаперевозки. В письме вице-премьеру Аркадию Дворковичу Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта также сообщала, что отечественные авиакомпании оценили убытки из-за санкций и падения курса рубля в конце 2014 года в 30 млрд руб.
По данным онлайн тревел агентства Biletix, сегмент продаж билетов на международные рейсы сокращается, при этом на внутренние перевозки зафиксирован рост. По данным портала, в первом квартале 2015 года на внутренние авиарейсы пришлось 60,9% всех продаж, на международные — 39,1%. В аналогичный период прошлого года этот показатель был на уровне 57,4% и 42,6% соответственно.
Самыми популярными остаются билеты стоимостью до 10 тыс. руб. в одну сторону, но их доля в общем числе продаж снизилась: год назад на них приходилось 73,5% всех проданных билетов, в марте 2015 года — 60,5%. В остальных ценовых сегментах наблюдается рост. В пресс-службе Biletix отметили, что число продаж авиабилетов стоимостью от 10 до 20 тыс. руб. увеличились с 21,2% до 31,2%, от 20 до 30 тыс. руб. — с 3,6% до 6,1%, от 30 тыс. руб. — с 1,7% до 2,2%.
В марте Росавиация сообщила о снижении зарубежной туристической активности россиян. Из опубликованной ведомством информации по пассажиропотоку российских авиакомпаний за январь—февраль 2015 года следует, что впервые за много лет обозначилось снижение спроса на перевозки. Общий пассажиропоток снизился на 1,3% по сравнению с январем и февралем 2014 года. Падение произошло в первую очередь за счет международных направлений, по ним компании перевезли на 14,5% меньше пассажиров, чем годом ранее. При этом внутренними рейсами пользовалось на 12,4% пассажиров больше.