Перейти к основному контенту
Бизнес⁠,
0

Игра на понижении: как «Мосигра» научилась зарабатывать в кризис

Бизнес компании «Мосигра», торгующей настольными играми, развивается по парадоксальному сценарию: кризисы только улучшают ее показатели, и нынешний — не исключение
Совладелец «Мосигры» Дмитрий Кибкало
Совладелец «Мосигры» Дмитрий Кибкало (Фото: Антон Беркасов для РБК)

В ноябре 2009 года в подвале рядом с Таганской площадью открылся первый магазин «Мосигра» — один из тогда немногих в столице, торгующий только настольными играми. Его ассортимент был невелик — около 50 игр, но весь ноябрь и декабрь у подвала выстраивались очереди, работать в зал выходили все сотрудники компании — от руководителей до кладовщиков. «Иногда продавали прямо с грузовика, — вспоминает один из основателей «Мосигры» Дмитрий Кибкало. — Это было сумасшествие, настольные игры переживали свой пик».

Основать «Мосигру» Дмитрия Кибкало и Дмитрия Борисова заставил кризис. В 2008 году Борисов потерял должность управляющего в загородном клубе и несколько месяцев не мог найти работу. У Кибкало работа была — правда, в ивент-агентстве, объем заказов которого начал иссякать. Идея нового бизнеса появилась случайно.

В детстве отец играл с Кибкало в настольную игру, придуманную в его студенчестве на мехмате МГУ, она называлась «Шакал», в ней надо было искать пиратское золото. Кибкало давно мечтал сделать ее в подарок отцу: нашел художницу, которая нарисовала ему макет, типографию, которая готова была его напечатать, и на тогда малоизвестном китайском сайте Alibaba.com заказал фигурки пиратов и «золото».

Правда, штучный тираж оказался дороже оптового, и Дмитрию пришлось заказать 100 экземпляров «Шакала». Часть он раздарил, а остатки решил продать через интернет.

Онлайн-магазин «Мосигра» Кибкало и Борисов открыли в ноябре 2008-го, закупив в довесок к «Шакалу» еще порядка 20 наименований игр. И неожиданно для себя столкнулись с большим интересом к их товару. Первые заказы Борисов доставлял сам, за день успевая развезти около 20 игр. К концу декабря 2008-го партнеры не только отбили первоначальные вложения (более 500 тыс. руб. из своих накоплений и занятых средств), но и заработали. И к началу 2009 года поняли, что нащупали какой-то важный тренд.

Многие покупатели интересовались, можно ли где-то посмотреть на игру перед покупкой. Кибкало нашел недорогую комнату на станции метро «Белорусская», хотя в ней не было отдельного входа и были неудобные часы работы (с 10:00 до 19:00), продажи «Мосигры» удвоились — примерно до 1 млн руб. в месяц.

Партнеры поняли, что им нужно больше офлайновых точек. Начали с «островка» в ТЦ «Охотный Ряд», но это не сработало: людям было неудобно смотреть игры на небольшом пространстве и выбирать их на бегу. После долгих поисков остановились на подвальном помещении на Таганской площади. «120 тыс. руб. в месяц — тогда казалось, что это очень большие деньги, — смеется Кибкало. — Но в итоге такой дешевой аренды у нас больше никогда не было».

С открытием первого магазина подгадали удачно: оно выпало на высокий сезон, а Таганка оказалась очень проходным местом. В 2009 году «Мосигра» получила более 30 млн руб. выручки. «У меня на наемной работе зарплата была 60 тыс. руб., а тут миллионы, — вспоминает Кибкало. — К тому же ты свободен, у тебя есть ощущение, что ты сам дергаешь за все рычаги». Быстрый успех вскружил голову. Компания начала проводить специальные «игротеки», выходить на крупные мероприятия и музыкальные фестивали типа «Пикника «Афиши» и «Нашествия». С 2010 по 2012 год Кибкало и Борисов открыли более 70 магазинов, в том числе по франшизе. Но затем экономика страны пошла вверх, и люди стали интересоваться не только домашними развлечениями.

После кризиса

«Мы думали, что так и будем увеличивать выручку в несколько раз в год, — признается Кибкало. — Вложили уйму денег, открыли кучу магазинов, но получили по шапке, когда кризис кончился. К 2012 году мы накопили какой-то жирок, но за год весь его проели». В следующие три года «Мосигра» еле-еле сводила концы с концами, занималась оптимизацией бизнеса: урезала расходы на аренду, зарплаты, перезаключала договоры с поставщиками игр. «Каждый день была война, каждое лето, а лето — это пик «несезона», мы думали: только бы дотянуть до ноября», — вспоминает Кибкало. Компания начала думать, какие ошибки совершила, и главной из них была признана экспансия в регионы.

В Челябинск, Уфу, Нижний Новгород, Екатеринбург шли без опыта и знаний, думая, что выручка там будет сопоставима с московской, говорит он. Ставили столичные цены, предлагали высокие зарплаты и не экономили на аренде. Когда выяснилось, что люди в регионах не готовы тратить на игры столько же, сколько в Москве, почти все местные магазины первой волны пришлось закрыть. Региональная экспансия стала самым дорогим экспериментом компании, признается Кибкало: только на открытие магазинов потратили 12 млн руб., не считая трат на попытки вывести их в плюс.

Однако выход в регионы позволил «Мосигре» расширить бизнес и дал важный опыт для работы с франчайзи. Франшиза у компании появилась в 2009 году — через «Яндекс» партнеров нашли киевские предприниматели, которые хотели открыть магазин игр и предложили «Мосигре» стать их поставщиком. Взамен Кибкало и Борисов предложили сделать сайт и открыть магазин под вывеской «Мосигры».

Франчайзи не платили ни вступительный взнос, ни роялти, но обязались работать с единственным поставщиком игр — «Мосигрой», которая брала комиссию в размере 15%. «Это был понятийный франчайзинг, на коленке, — объясняет Кибкало. — Он был нужен, чтобы захватить рынок в тех городах, в которые мы сами тогда не дотянулись бы». В 2012 году осознали, что схема не работает: франчайзи не только работали с другими поставщиками, но часто и продавали другой товар под вывеской «Мосигры».

Владельцы компании пересмотрели правила, введя фиксированные роялти — 15 тыс. руб. с точки в месяц (в среднем около 5% выручки в регионах). Несколько франчайзи не согласились с условиями и ушли открывать свои магазины, но пара из них позже вернулась, рассказывает Кибкало: «Выяснилось, что вывеска «Мосигры» дает им примерно половину продаж». У популярности были и минусы, вспоминает он: «К нам начали приходить за франшизой много людей, которые думали, что это легкие деньги и что все само полетит. Потом у них были к нам претензии, что у них не было таких же феерических цифр». Пришлось делать отбор франчайзи строже: до 2014 года по франшизе в год открывалось по 10–15 магазинов, после — всего по пять.

Энтузиасты

В своей основе «Мосигра» — почти семейная компания. Часть сотрудников — бывшие однокурсники Кибкало по мехмату МГУ, часть — партнеры по футбольной команде. Многие из тех, кто занимает руководящие должности в компании, начинали с курьеров и обычных продавцов. «У нас небольшая текучка, — рассказывает Кибкало. — Если характерами сходимся, мы очень держимся за людей».

«Мосигра» в цифрах

7 млрд руб. в год — объем российского рынка настольных игр, по оценке «Мосигры»

730 млн руб. — выручка «Мосигры» от продажи и производства игр в 2015 году

1 млн коробок с играми в год продает компания, до 50% — в декабре—феврале

1500 активных позиций в ассортименте компании

68 магазинов у «Мосигры» по всей стране, 41 из них — франшиза

300–500 игр помещается в средний магазин

250 человек работает в компании, из них 80 — на производстве

25–35 лет — возраст типичного покупателя «Мосигры»

Многое основано на энтузиазме: каждый человек готов выполнять любую работу, в высокий сезон сотрудников могут попросить выйти помочь и в магазин, и на склад. Неформальность отношений иногда приводит к проколам: так, 25-летний директор по производству «Мосигры», никого не предупредив, поменял юридический адрес компании за неделю до сдачи налоговой декларации. Бухгалтерия сдала отчетность по старому адресу, на новый пришел штраф: пришлось еще раз платить новой налоговой, а потом полгода вытаскивать деньги из старой, вспоминает Кибкало. На неформальном подходе построены и отношения с покупателями. «Мы пытаемся сделать так, чтобы человеку было удобно. Если он говорит, что игра не подошла, мы ее примем обратно, — говорит Кибкало, — дотошный человек через суд все равно добьется своего, так зачем ему портить настроение? Зато он вернется потом довольный».

Новые идеи тоже часто рождаются не из бизнес-планов. На какой-то конференции Кибкало услышал о принципе нефтяной компании ЛУКОЙЛ: «От скважины до бензоколонки». «Я тогда подумал: крутаны, всю маржу себе оставляют», — вспоминает он. Поэтому «Мосигра» начала активно развивать то, с чего начинала, — производство игр.

Часть производства — издание игр по лицензии. Как правило, это игры, уже ставшие успешными на Западе, поэтому продажи гарантированы. Но в лицензии есть и свои минусы, объясняет Кибкало: продавец платит комиссию (5–10% от объема продаж в оптовых ценах) и может продавать их только в России. Собственные игры имеют неограниченный рынок сбыта, в том числе и за рубежом. Сейчас «Мосигра» лицензирует две игры на Западе — «Данетки» и «Нефариус» — через издательства, у которых сама покупает игры. Но в рамках стратегии ЛУКОЙЛа мечтает о том, чтобы поставлять туда уже готовый продукт. План максимум — продавать игры конечному покупателю через Amazon или eBay.

Сейчас компания производит около 80 наименований игр (из 1500 в ассортименте), но выручка от продажи собственных игр в 2015 году достигла половины от консолидированной выручки «Мосигры». «Мы не делаем игры по принципу «навеяло», — говорит Кибкало. — Большая часть наших игр становятся хитами, потому что мы знаем, на что есть спрос: игры для вечеринок, связанные с отгадыванием слов, семейные стратегии, карточные игры». Простые правила: игра должна быть рассчитана больше чем на двух игроков, не должна длиться дольше полутора часов, а цена компонентов не должна превышать 1 тыс. руб.

Дмитрий Кибкало за месяц осваивает несколько десятков новых настольных игр
Дмитрий Кибкало за месяц осваивает несколько десятков новых настольных игр

«Тьма идей»

«Мосигра» — далеко не крупнейший участник российского рынка настольных игр, считает Наталья Супрунюк, директор по маркетингу издательства настольных игр «Мир хобби». Но у «Мосигры» сильные позиции в ретейле, в первую очередь из-за франшизы, отмечает эксперт. У самого «Мира хобби» 10 магазинов в Москве и других городах России, у «Игроведа», другой крупной сети, всего четыре магазина в Москве и три в Санкт-Петербурге. При этом, как утверждает Супрунюк, и «Мир хобби», и «Игровед» обходят «Мосигру» по объему производства и продаж. В «Мире хобби» говорят, что не считают «Мосигру» своим прямым конкурентом, однако некоторым их примерам следуют. Так, в 2016 году компания объявила об открытии собственной франшизы — также без роялти и вступительных взносов.

В кризисный 2015 год «Мосигра» входила с противоречивыми ожиданиями. С одной стороны, прошлый кризис был для нее успешным, с другой — этот казался куда тяжелее. Компания смогла сохранить закупочные цены на прежнем уровне и перешла с импортного сырья на отечественное — например, о поставке качественной бумаги договорилась с «Гознаком».

Сейчас в «Мосигре» создают инженерный отдел для сборки собственных станков, которые будут печатать игры. Производство таких станков обойдется примерно в 20 раз дешевле, чем импорт, считает Кибкало.

В итоге в 2015-м выручка «Мосигры» от производства и продажи игр составила 730 млн руб., увеличившись на 30% по сравнению с 2014 годом (до этого выручка росла на 8–10% в год). Из них 130 млн руб. было заработано на производстве игр для сторонних заказчиков, в том числе корпоративных клиентов вроде «МегаФона» и Toyota, еще 150 млн руб. — на продажах игр в другие магазины («Республика», «Детский мир» и др.).

Однако сегодня рынок настольных игр перенасыщен: игр много, продвигать их стало сложнее, открывать новые магазины становится все менее выгодно. В 2016 году «Мосигра» планирует открыть семь-девять магазинов. Основатели компании думают о диверсификации бизнеса — в своем обычном стиле, который выглядит немного наивным и сумбурным. У компании уже есть магазин электротоваров, а в 2015 году появился и собственный фастфуд — «Паста Брава». Первую и пока единственную точку открыли неподалеку от офиса «Мосигры», в ТЦ «Метрополис». За пару месяцев работы уже пришлось переделать меню и сократить команду. Но, как только заведение выйдет на рентабельность, Кибкало хочет начать его «тиражировать».

«Да и потом не все же играми заниматься, у нас еще тьма идей, — говорит Кибкало. — Мы вон даже летающий мотоцикл пробовали делать, но пока заглохло, потому что очень дорого и сложно. Может, потом снова попробуем».

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 22:03
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 22:03
Власти Гонконга предостерегли СМИ от публикации ложных данных о пожаре Общество, 22:12
Истина в стекле: как выбрать винные бокалы РБК и СберПервый, 22:05
Это на новый год: куда ездят отдыхать россияне РБК и Ozon Travel, 21:46
От идеи до практики: как запустить GenAI-трансформацию в IT-компании Тренды, 21:43
Три истории из 2027 года: чем удивит многозадачный курорт на берегу реки РБК и Dream Riva, 21:40
Аэропорт Вильнюса на полтора часа остановил работу из-за воздушных шаров Политика, 21:33
«Зенит» обыграл клуб Дзюбы и вышел в лидеры РПЛ Спорт, 21:32
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Сверхсекретная база времен холодной войны: что посетить в Крыму РБК и ВТБ, 21:23
Защита Лурье отказалась отзывать жалобу из Верховного суда Общество, 21:08
Атакованный дронами танкер Kairos сел на мель у берегов Болгарии. Видео Политика, 20:52
Как понять реальную доходность инвестиций с учетом инфляции РБК и ПСБ, 20:51
Как внутренний аудит снижает бизнес-риски Отрасли, 20:47
Kyiv Post узнал, что США пообещали Украине больше оружия к Рождеству Политика, 20:41
Абстракционизм: как искусство «отщепенцев» изменило понимание красоты РБК и ГАЛС, 20:36