Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Сербия и Черногория выслали послов друг друга Политика, 02:37 На что Валерий Меладзе тратит больше всего денег РБК и ВТБ Привилегия, 02:29 СБУ заявила о сокрытии властями СССР миллионов смертей в 30-х годах Общество, 01:56 Захарова заявила о невозможности Германии говорить с позиции силы Политика, 01:52 Турция попросила не разжигать конфликт из-за убийства иранского ядерщика Политика, 01:25 СМИ узнали о возможном объявлении Трампа об участии в выборах 2024 года Политика, 01:16 Какие возможности для игр открывает новая консоль PlayStation 5 РБК и PlayStation, 00:51 Врач назвала условие для лечения COVID-19 на дому Общество, 00:43 Британские истребители перехватили российские Ту-142 над Северным морем Общество, 00:18 Родители назвали самый важный фактор при перепродаже детских вещей Общество, 00:00 В Петербурге бронетранспортер насмерть сбил человека Общество, 28 ноя, 23:37 В Москве за сутки умерли 72 человека с коронавирусом Общество, 28 ноя, 23:23 На протестах во Франции пострадали 37 полицейских Общество, 28 ноя, 23:09 Косачев допустил боевые действия США из-за убийства иранского ученого Политика, 28 ноя, 22:23
Следите за курсами на сайте или в приложении РБК
Бизнес ,  
0 

Более 80% россиян согласились покупать контрафакт

Большинство граждан России готовы покупать подделки оригинальных товаров, особенно одежды и обуви. Тех, кто готов делать такие подарки другим, чуть меньше — около 75%
Фото: Артем Коротаев / ТАСС
Фото: Артем Коротаев / ТАСС

Около 86% россиян лояльны к покупкам контрафактных товаров, а 75% готовы приобретать их в подарок. Москвичи более избирательны: 20% жителей столицы готовы покупать исключительно оригинальные товары. Об этом говорится в исследовании юридической компании BrandMonitor, которое есть в распоряжении РБК. В онлайн-опросе, подготовленном BrandMonitor, участвовали 10 тыс. человек в возрасте от 18 до 55 лет.

Больше всего лояльны к неоригинальным товарам на Дальнем Востоке и Северном Кавказе. Жители этих регионов больше других готовы дарить подделки. Если в среднем 25% россиян отказались покупать неоригинальный товар в подарок, то в этих регионах эта доля в два раза меньше (8 п.п. и 9 п.п. соответственно). 

Дарить подделки россияне отказываются потому, что считают это «неприемлемым с моральной точки зрения», так считают почти 40% из тех, кто отказывается от таких подарков. Опрошенные считают это обманом, поясняется в исследовании. Только 13% респондентов из числа отказавшихся не стали бы делать такой подарок из-за беспокойства о здоровье получателя.

Больше всего опрошенные готовы покупать неоригинальные одежду, обувь и аксессуары. Причем это не зависит от канала продаж: россияне готовы покупать их и онлайн, и в розничных магазинах. В конце 2017 года Роспотребнадзор проверял ввозимую в Россию одежду. Почти половина проверенного не соответствовала требованиям — около 33 тыс. партий. Почти все нарушения касались несоблюдения требований к маркировке или документам, рассказал РБК представитель ведомства Анна Брычева.

Еще около 32% россиян готовы покупать неоригинальную электронику, говорится в исследовании. На рынке бытовой техники проблема не стоит остро, рассказывает представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов. По его словам, подделки крупной техники практически не существует, так как делать это не имеет экономического смысла. Однако в сегменте мобильных устройств, аксессуаров и картриджей проблема более заметна, замечает он.

Откуда в России контрафакт

Всего доля незаконного оборота товаров в разных отраслях в России составляет от 20 до 50%, оценивал глава Министерства промышленности и торговли Денис Мантуров. Это соответствует более 2 трлн руб., заявлял он. В России, по различным оценкам, в разным секторах экономики контрафакт составляет от 5 до 30%, рассказывает представитель Роскачества Мария-Марта Галичева. На рынке потребительских товаров эта доля составляет около 9% от оборота розничной торговли, приводит она данные экспертов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Основной поток контрафактной продукции в Россию идет из Китая и стран Юго-Восточной Азии, хотя некоторые производства сосредоточены на территории России и республиках вокруг, говорит генеральный директор BrandMonitor Юрий Вопилов. Больше половины незаконно ввезенных товаров из Китая — это игрушки, почти треть — одежда, 5% — еда, рассказывает Брычева о результатах проверки китайских товаров в 2016–2017 годах.

Контрафактом считается не только подделка, но и продукция, на которую товарный знак нанесен нелегально или который используется без разрешения правообладателя, рассказывает Гуськов. Фактически ввоз таких товаров сейчас запрещен, но их может стать больше после решения Конституционного суда, рассказывает он. В феврале 2017 года Конституционный суд разрешил освобождать от ответственности импортеров оригинальных товаров, у которых нет права на товарный знак. Правообладатель может ограничивать ввоз на внутренний российский рынок или завышать цены, считает суд. «Особую опасность такие действия могут приобретать в связи с применением каким-либо государством санкций против Российской Федерации», — говорится в материалах суда.