Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

Fitch понизило рейтинг «Аэрофлота» после сделки с «Трансаэро»

Fitch понизило долгосрочный рейтинг «Аэрофлота» с BB- до B+ с негативным прогнозом. В понедельник компания получила операционный контроль над своим конкурентом «Трансаэро», долг которого составляет около 260 млрд руб.
Фото: REUTERS 2015
Фото: REUTERS 2015

Долги и девальвация

В четверг, 3 сентября, совет директоров «Аэрофлота» принял к рассмотрению оферту на приобретение 75% плюс 1 акция «Трансаэро» за 1 рубль. В понедельник компания получила операционный контроль над своим конкурентом.

Это приобретение — негативный фактор в краткосрочной перспективе, говорится в сообщении Fitch, так как «Трансаэро» «испытывает финансовые трудности» и имеет более низкую доходность, чем «Аэрофлот». Консолидация долга «Трансаэро», который равнялся 107 млрд руб. в конце 2014 года (без учета задолженности по лизингу), увеличит соотношение общей задолженности к сумме денежных средств от операционной деятельности (FFO) на 0,75–1, считают аналитики рейтингового агентства. По итогам 2014 года соотношение долга к FFO «Аэрофлота» увеличилось с 5 до 7,5.

Понижение рейтинга «Аэрофлота» также отражает ожидаемое агентством ослабление показателей кредитоспособности компании в 2015–2017 годах, прежде всего из-за девальвации рубля и снижения доходов перевозчика.

На публичные долговые инструменты «Аэрофлота» факт снижения кредитного рейтинга не окажет влияния, говорит аналитик Газпромбанка Алексей Демкин. У компании в обращении находится всего лишь один короткий выпуск рублевых облигаций на 5 млрд руб. с погашением в марте 2016 года, ковенант, связанных с уровнем рейтинга, в нем нет, добавляет эксперт.

Общий долг «Трансаэро» оценивается примерно в 260 млрд руб., рассказывал РБК один из кредиторов. Пр​езидент Сбербанка Герман Греф назвал цифру в 250 млрд руб. на 1 июня. Из них 85 млрд руб. приходится на банковские кредиты, 20 млрд руб. — на задолженность перед поставщиками топлива, услуг и по зарплате, остальное — на лизинг. Основные кредиторы компании — ВЭБ и ВТБ. В понедельник президент ВТБ Андрей Костин сообщил, что банк готов пойти на списание части долга авиакомпании «на определенных условиях». «Мы готовы идти на списание части долга, но хотели бы, чтобы все кредиты, в том числе лизинговые, тоже учитывались, — сказал Костин. — В принципе «Аэрофлот» понимает это, поэтому будем вести переговоры. Часть [обязательств] должен взять на себя «Аэрофлот», часть — банки, а часть — правительство». Фетисов отказался комментировать переговоры с кредиторами.​

Долг «Трансаэро» перед ВТБ — 12,7 млрд руб. (без учета лизинговых платежей), говорится в отчетности авиакомпании. У банка в залоге находится 25% плюс 1 акция «Трансаэро», сказал РБК представитель банка. Но он отказался уточнить, при каких условиях этот залог будет снят.

Отказ Fitch от «негативного» прогноза по долгосрочным рейтингам «Аэрофлота» будет зависеть от действий компании по долгу «Трансаэро» (например, будет ли долг в рамках приобретения реструктурирован или полностью консолидирован «Аэрофлотом»), а также от планов операционной реорганизации «Трансаэро». Это может включать отмену совпадающих или убыточных маршрутов, продолжение работы «Трансаэро» как самостоятельной дочерней компании в рамках группы «Аэрофлот» или полную интеграцию ее в бизнес «Аэрофлота», включая бренд «Тр​​ансаэро». Хотя у «Аэрофлота» есть некоторый опыт успешной интеграции приобретенных активов, риск реализации планов по этой сделке является высоким из-за относительно большого размера «Трансаэро» и высокого уровня долга у компании, предупреждают эксперты Fitch. Приобретение «Трансаэро» увеличит рыночную долю «Аэрофлота» до 43% на основе данных за 2014 год по пассажиропотоку, однако дополнительные преимущества и эффект синергии являются неясными.

Минэкономразвития сообщало, что «Аэрофлот» обеспечит выполнение обязательств по перевозке пассажиров «Трансаэро», оплате услуг аэропортов и ТЗК, выплате заработной платы персоналу. А обслуживание кредитных обязательств «Трансаэро» «Аэрофлот» возьмет на себя только после согласования программы реструктуризации кредитного долга с банками.

Что контролирует «Аэрофлот»

В понедельник «Трансаэро» перешла под операционное управление своего основного конкурента — «Аэрофлота». Руководить ею поставлен заместитель гендиректора «Аэрофлота» Дмитрий Сапрыкин. Об этом РБК рассказал пресс-секретарь «Аэрофлота» Максим Фетисов. Он не сказал, когда компания полностью перейдет под контроль перевозчика.

Все рейсы «Трансаэро» будут выполняться, как и раньше, самолеты останутся в центре управления «Трансаэро», но принятие решений по операционным вопросам будет за новым гендиректором Сапрыкиным и другими менеджерами из «Аэрофлота», пояснил Фетисов. «А​эрофлот» не будет проводить массовых увольнений в «Трансаэро», добавил на встрече с журналистами замминистра экономического развития Евгений Елин. Он также считает, что нет смысла сохранять бренд «Трансаэро» в будущем. В отчете авиаперевозчика стоимость бренда и нематериальных активов оценивается в 63 млрд руб.

Сапрыкин — профессиональный юрист, он закончил Московскую государственную юридическую академию и Cornell Law School. Начинал карьеру в МТС директором департамента по слияниям, поглощениям и рынкам капитала, а затем был назначен заместителем руководителя комплекса по правовым вопросам и директором департамента сопровождения сделок в АФК «Система» (контролирует МТС). В «Аэрофлот» Сапрыкин пришел в 2009 году вслед за Виталием Савельевым, возглавившим авиакомпанию. До последнего времени Сапрыкин был заместителем генерального директора «Аэрофлота» по продажам и имущественным вопросам. Он курировал работу «дочек» «Аэрофлота», возглавляя советы директоров «Донавиа», «Авроры» и «Оренбургских авиалиний». Он также входит в совет директоров лоукостера «Победа» (его совет возглавляет сам Савельев) и до конца июля возглавлял совет директоров авиакомпании «Россия».

Долги, суды и демпинг: какие проблемы «Аэрофлот» получил с «Трансаэро»

Слишком много самолетов

По словам замминистра экономического развития Евгения Елина, парк авиакомпании «Трансаэро» может быть сокращен примерно на 70%, до 30 самолетов. Авиапарк компании, который насчитывает 106 самолетов, почти полностью (за исключением двух Airbus A321, трех Ту-214 и двух Ту-204) состоит из машин Boeing, в том числе 20 дальнемагистральных Boeing 747. Средний возраст самолетов «Трансаэро» — 16,4 года (у «Аэрофлота» — 4,2 года). Самому старому самолету «Трансаэро» 28 лет. При нынешней экономической ситуации «Аэрофлоту» не нужно как минимум 2/3 парка «Трансаэро», считает заместитель гендиректора ИК «Регион» Анатолий Ходоровский.

Ценовая конкуренция

Генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев еще в июне обвинил «Трансаэро» в демпинге за счет кредита на 9 млрд руб., полученного в ВТБ под госгарантии в декабре 2014 года. В начале августа «Трансаэро» разместила на своем сайте новые «выгодные ценовые предложения» на рейсы по 58 направлениям (больше трети расписания компании). Цены на большинство из них были на 10% ниже, чем у конкурентов.

260 млрд рублей долга

Общий долг «Трансаэро», по словам источника РБК в одном из банков-кредиторов, примерно 260 млрд руб., из них 85 млрд руб. приходится на банковские кредиты, 20 млрд руб. — на задолженность перед поставщиками топлива, по зарплате и услугам, остальное (около 150 млрд руб.) — на лизинг. Глава Сбербанка Герман Греф назвал на Владивостокском экономическом форуме цифру 250 млрд руб.

Дорогой лизинг

Возможное списание части долга авиакомпании «Трансаэро» перед кредиторами и лизинговыми компаниями, включая «ВЭБ Лизинг», представляет угрозу нарушения долговых ковенант группы ВЭБ. По данным руководителя ВЭБа Владимира Дмитриева, задолженность «Трансаэро» перед «ВЭБ Лизингом» по лизинговым платежам составляет 55 млрд руб.

Долги поставщикам топлива

В начале августа у «Трансаэро» возникли проблемы с поставщиками топлива. 11 августа международный аэропорт Владивостока уведомил Дальневосточное территориальное управление Росавиации о возможности возникновения проблем с заправкой самолетов «Трансаэро». Через неделю банк «Финансовая корпорация «Открытие» подал иск к «Трансаэро», требуя взыскания просроченной задолженности в размере 1,29 млрд руб.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 27 апреля
EUR ЦБ: 98,72 (+0,01)
Инвестиции, 26 апр, 16:31
Курс доллара на 27 апреля
USD ЦБ: 92,01 (-0,12)
Инвестиции, 26 апр, 16:31
Экс-госминистра Грузии задержали на акции протеста в Тбилиси Политика, 01:16
Лидер «Коррозии металла» сообщил о коме у барабанщика после задержания Общество, 01:10
Адама Кадырова назначили куратором Российского университета спецназа Политика, 00:41
Главный тренер «Пари НН» ушел в отставку после шестого поражения подряд Спорт, 00:16
Рогов сообщил о серии взрывов в Запорожье Политика, 00:10
От «Детройта» до банды Овечкина. Самые русские команды в истории НХЛ Спорт, 00:00
В Петербурге голая девушка прыгнула с 19-метрового моста Общество, 28 апр, 23:55
Онлайн-курс Digiital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
ЦСКА не смог прервать трехматчевую серию без побед в РПЛ Спорт, 28 апр, 23:45
На Украине мужчину осудили на год за неявку в военкомат из-за похмелья Общество, 28 апр, 23:22
Силовики применили слезоточивый газ против протестующих в Тбилиси Политика, 28 апр, 23:06
Основатель клуба «Москва» — о сквоше, бизнесе и складном смартфоне РБК и Honor, 28 апр, 23:03
В Польше эвакуировали людей из-за бомбы возле строящейся АЗС Общество, 28 апр, 22:57
Алиев рассказал Блинкену о начале процесса демаркации границы Политика, 28 апр, 22:37
ВСУ за день обстреляли пять районов Курской области Политика, 28 апр, 22:35