IKEA согласовала с мэрией Москвы строительство трех гипермаркетов
«Маленькие» IKEA
«Икеа Мос», российская «дочка» шведской IKEA, крупнейший в России продавец товаров для дома, подписала соглашение о сотрудничестве с правительством Москвы. Это подтвердили представители самой компании и заместителя мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Натальи Сергуниной.
Соглашение предполагает, что IKEA откроет в столице не меньше трех гипермаркетов, а также проинвестирует строительство дорожной и социальной инфраструктуры для них. Общая сумма вложений составит 50 млрд руб. При этом предполагаемый объем инвестиций на российском рынке, который шведы запланировали до 2020 года, составляет $2,3 млрд, или около 130 млрд руб.
Сегодня сеть насчитывает 14 гипермаркетов IKEA — все они являются арендаторами такого же количества торговых центров «Мега», также принадлежащих шведской компании. Три из 14 центров «Мега» расположены в Подмосковье.
Формат во многом будет определяться участком, который удастся подобрать, отметил представитель IKEA: по каждому из трех объектов решение будет приниматься отдельно. Он не исключает, что размер гипермаркетов будет отличаться от обычного: в среднем, по данным компании, общая площадь ее магазинов составляет 20–32 тыс. кв. м.
Свой самый маленький формат ретейлер начал тестировать в 2015 году в британском Норидже, в 160 км от Лондона. Площадь магазинов-студий IKEA составляет всего 1765 кв. м, что примерно в десять раз меньше стандартного гипермаркета. Похожие магазины компания открыла в норвежском Тромсе и испанской Памплоне.
Долгожданная Москва
«Столица России является одним из самых перспективных регионов для развития бизнеса с точки зрения условий для ведения бизнеса и инвестиционных возможностей», — приводятся в сообщении IKEA слова председателя совета директоров IKEA Centres Russia Альфреда Цопфа.
Зайти в Москву ретейлер стремился почти с самого начала работы в России: спустя год после открытия первого магазина в Химках в 2000 году IKEA сообщила о планах по строительству гипермаркета на Кутузовском проспекте (на пересечении с улицей Кульнева), но позднее свернула этот проект.
Первый гендиректор IKEA в России Леннарт Дальгрен в своей книге описал непростую историю взаимоотношений с правительством Москвы. Вышло так, что главным противником выхода IKEA в столицу был бывший вице-мэр Иосиф Орджоникидзе. «Город выставил нам астрономическую цену и не соглашался ее понизить до хоть сколько-нибудь разумного уровня. Переговоры буксовали на месте. У нас появилось ощущение, что правительство совсем не горит желанием видеть магазины IKEA в Москве. Когда стало ясно, что надежды снизить цену нет, мы отказались от дальнейших переговоров. Купив землю на этих условиях, мы не смогли бы поддерживать низкий уровень цен на товары IKEA», — рассказывал Дальгрен в своей книге.
Менеджеры нескольких девелоперских компаний рассказали РБК, что IKEA возобновила поиск участков в Москве несколько лет назад. «К сожалению, шведы хотят получить землю за бесценок, а мы не готовы расставаться с ней по столь низкой цене, даже несмотря на то, что пока строить здесь не планируем», — говорит один из собеседников РБК.
Город подыщет площадки
Сергунина уже поручила проработать вопрос со статусом земли, которую выберет IKEA: «Чтобы не было пересечений с градостроительным планом или угрозы объектам культурного наследия».
IKEA, в частности, рассматривала участок площадью 12 га, принадлежащий компании «Дон-Строй Инвест» и находящийся на пересечении Звенигородского шоссе и МКАД. Также ее заинтересовала площадка в 20 га, где уже несколько лет безуспешно пытается начать строительство своего торгового центра компания «Пересвет-Инвест», рассказали менеджеры в трех компаниях-консультантах.
Цена земли внутри МКАД начинается от $1,5 млн за 1 га, а стоимость строительства торгового центра колеблется в пределах $1,2–1,5 тыс. за 1 кв. м, подсчитала директор департамента оценки Knight Frank Ольга Кочетова.
По данным JLL, в 2015 году в Москве может быть построено около 500 тыс. кв. м новых торговых центров. С учетом прошлого года, когда были введены рекордные 600 тыс. кв. м, доля пустующих помещений может вырасти. По итогам первого полугодия, по данным Colliers International, вакантность площадей в столичных ТЦ выросла до 7%, а к концу года может составить 8%.
«Но залогом хороших продаж станет не недостаток в Москве мебельных гипермаркетов и магазинов, торгующих товарами для дома, а привычка москвичей к самому формату IKEA, который пока не представлен внутри МКАД», — считает региональный директор по развитию бизнеса Colliers International Владимир Сергунин.