Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

Глава Ростуризма призвал прекратить продажу туров с перелетами «ВИМ-Авиа»

Глава Ростуризма заявил, что туроператорам лучше прекратить продажу туров, перелеты по которым осуществляет компания «ВИМ-Авиа». В Росавиации также предложили сократить программу перелетов в Китай
На борту самолета Boeing 757-200 компании «ВИМ-Авиа»
На борту самолета Boeing 757-200 компании «ВИМ-Авиа» (Фото: Юрий Смитюк / ТАСС)

«Китайская» программа под нож

В Ростуризме создан оперативный штаб для решения проблем, возникших в связи с сокращением чартерной программы «ВИМ-Авиа». В его состав вошли представители Ростуризма, Росавиации, общественных объединений туроператоров, а также аппарата правительства. Приказ о создании штаба подписал во вторник, 6 июня, заместитель руководителя Ростуризма Николай Королев.

А в среду, 7 июня, на совещании в Ростуризме руководитель ведомства Олег Сафонов призвал туроператоров прекратить продажу туров с этой авиакомпанией. «Лучше вообще не продавать, чем наращивать проблему», — заявил он. Но это лишь рекомендация, уточнил РБК советник Сафонова Дмитрий Горин. «Проблема ведь не только с текущими вылетами. Самый главный вопрос — куда перебронировать туристов, так как глубина продаж на июнь, июль, август составляет 40% (40% рейсов «ВИМ-Авиа» на лето. — РБК)», — добавил Горин.

Начальник управления регулирования перевозок Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) Андрей Круглов предложил принять менее радикальные меры — сократить лишь «китайскую» программу «ВИМ-Авиа» для решения проблем с чартерами. «Мы переговорили с российскими авиаперевозчиками, они готовы подставить плечо «ВИМ-Авиа» и забрать часть китайских пассажиров», — отметил он. По его словам, это позволит «ВИМ-Авиа» высвободить несколько самолетов для перевозки российских граждан, в первую очередь из регионов, Краснодарского края и Крыма. Но имена перевозчиков, которые подхватят рейсы «ВИМ-Авиа», он не назвал.

«ВИМ-Авиа» анонсировала программу полетов в Китай на весну—лето 2017 года в апреле. Компания предполагала проводить регулярные рейсы из Москвы и Санкт-Петербурга в Пекин, Шанхай и Гуанчжоу и между другими городами двух стран. Как следует из данных Росавиации от 24 апреля, «ВИМ-Авиа» запрашивала разрешение на выполнение регулярных рейсов из 14 российских городов в Китай с частотой полетов от одного до семи раз в неделю — всего более 100 маршрутов. Предполагалось, что в рамках второй части этой программы будут также запущены перелеты на китайские курорты, в рамках третьей — рейсы из Китая в Европу с пересадкой в Москве и Петербурге.

Сафонов из Ростуризма назвал вариант с сокращением «китайской» программы «ВИМ-Авиа» «не самым оптимальным предложением». «Возможно, все-таки подумать над разумным сокращением, но сделать это так, чтобы не ухудшить отношения с Китаем», — отметил он. Представитель «ВИМ-Авиа» не ответил на вопрос РБК, планирует ли компания полностью отказаться от перелетов в Китай.

В среду, 7 июня, вечером в Росавиации состоялось рабочее совещание по ситуации с «ВИМ-Авиа». Как уточнил РБК представитель перевозчика, на совещании обсуждались варианты, как найти дополнительные емкости среди других авиакомпаний. По словам собеседника РБК, в совещании принимали участие представители UTair, «Ямал», «Уральские авиалинии», «РусЛайн», «Якутия», Nordwind Airlines, Azur Air. «Авиакомпании озвучили сейчас, что они могут с точки зрения увеличения емкости в том или ином направлении и в каком объеме», — пояснил собеседник РБК. Однако окончательного решения в вопросе о том, кто, в каком объеме и на какой срок возьмет на себя обязательства по перевозке пассажиров «ВИМ-Авиа», пока нет, отметил он. Представитель Росавиации отказался от комментариев.

«ВИМ-Авиа» объявила об отмене нескольких рейсов на прошлой неделе, 2 июня, после того как на протяжении нескольких дней ее рейсы задерживались. Во вторник, 6 июня, компания отменила 26 рейсов, а в среду еще 11 чартеров, в том числе из Москвы, Сочи, Симферополя и Антальи. Как пояснил РБК накануне представитель Ространснадзора, отмена рейсов обусловлена задержками с ремонтом самолетов авиакомпании. До этого, 3 июня, туроператоры сообщили Ростуризму, что получили уведомление от авиакомпании о сокращении чартерных рейсов.

Прокуратура Татарстана, где зарегистрирована «ВИМ-Авиа», начала проверку компании после задержек рейсов. А у Домодедово, где базируется компания, нет претензий к перевозчику, сказал РБК представитель аэропорта.

Варианты решения проблемы

В случае сокращения чартерной программы «ВИМ-Авиа» и перевода туристов на рейсы других авиакомпаний важны коммерческие условия такой замены, отметил на совещании в Ростуризме гендиректор туроператора «НТК Интурист» Виктор Тополкараев. ​«Если [туристам будут предоставляться кресла на рейсах других авиакомпаний] это будет 100 тыс. руб., проще бизнес-классом лететь. Либо это должно предоставляться по себестоимости — 9–10 тыс. руб. за кресло, либо за какую-то вменяемую стоимость», — отметил он.​

По данным опроса Ассоциации туроператоров России (АТОР), сейчас на направлениях «ВИМ-Авиа» туроператоры в качестве альтернативных перевозчиков используют самолеты «Газпром авиа», «Саратовских авиалиний», Red Wings, «Ямал», NordStar, Royal Flight и Azur Air. Представитель Azur Air подтвердила РБК, что компания перевозила пассажиров «ВИМ-Авиа». «С 4 по 6 июня мы уже перевезли 1250 пассажиров «ВИМ-Авиа», программа будет продолжена ориентировочно до 10 июня», — сказала она. Представитель авиакомпании Royal Flight сообщил, что она выполнила уже десять рейсов с пассажирами этой авиакомпании и планирует продолжить их перевозку в дальнейшем.

В качестве одного из обсуждаемых вариантов решения проблемы с перевозкой пассажиров «ВИМ-Авиа» может стать привлечение на постоянной основе трех дополнительных бортов, рассказал РБК источник на туристическом рынке. По его словам, переговоры сейчас ведутся с авиакомпаниями «Аэрофлот», «Россия» и S7. «Пока окончательные договоренности не достигнуты. Решается вопрос и по тому, на какой срок будут привлечены три дополнительных борта», — отметил он. В пресс-службе авиакомпании «Россия» РБК сообщили, что сейчас такие переговоры не ведутся. В S7 также не поступало запросов о привлечении дополнительных бортов, сообщила ее пресс-секретарь Ирина Колесникова. Представитель «Аэрофлота» отказался от комментариев.

Министр транспорта Максим Соколов в кулуарах форума «Стратегическое партнерство 1520» в Сочи в среду сообщил журналистам, что ситуация с чартерными рейсами «ВИМ-Авиа» стабилизируется в течение двух недель. По его словам, Минтранс выступил с предложением повысить компенсации пассажирам.

Штрафы из Монреаля

Воздушным кодексом России предусматривается компенсация в размере 25% МРОТ (МРОТ — 7,5 тыс. руб.) за каждый час задержки, но в сумме не более 50% стоимости билета. Представитель «ВИМ-Авиа» в разговоре с РБК не смог назвать среднюю стоимость билетов на рейсы, уточнив, что она зависит от многих факторов (сезона, направления, времени покупки и т.д.). По Монреальской конвенции, к которой Россия присоединилась 4 апреля, каждому пассажиру положена компенсация до 4694 СПЗ (корзина из иены, евро, доллара и фунта стерлингов, курс на 6 июня — 78,5 руб.), или почти 380 тыс. руб. Как сообщил РБК представитель Минтранса, повышение компенсации произойдет только после завершения процедуры присоединения России к Монреальской конвенции, которое ожидается не раньше осени.

Миллионы потерь

​Несмотря на существенные задержки рейсов 28 и 29 мая и последующие за ними отмены рейсов с 2 по 15 июня, Минтранс принял решение не приостанавливать лицензию авиакомпании «ВИМ-Авиа», сообщил РБК председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов.

По словам Смирнова, в​ соответствии с законодательством на авиакомпанию будут наложены штрафы. Их размер в каждом случае будет зависеть от времени задержки, причин и других факторов. В результате этих задержек авиакомпания может понести «серьезные финансовые убытки», предупредил он, уточнив, что речь может идти о десятках миллионов рублей. Согласно расчетам гендиректора инвесткомпании «Форум» Романа Паршина, «ВИМ-Авиа» зарабатывает на перевозках около 13 млн руб. в день. 1 июня авиакомпания сообщила о сокращении 13% чартерных рейсов с 2 июня по 15 июня, такая отмена может стоить ей примерно 22 млн руб. прибыли, считает эксперт. С этой оценкой согласен аналитик компании «Финам» Алексей Калачев. Но из-за сезонности потери могут быть больше на 30%, уточнил он. Представитель «ВИМ-Авиа» не стал комментировать возможный ущерб от задержки и отмены рейсов.

Чартерные рейсы составляют большую долю в бизнесе «ВИМ-Авиа», а после такого скандала многие туристические фирмы будут искать более надежных перевозчиков, поэтому вернуть потерянную долю рынка будет непросто, добавляет Калачев.

По данным Росавиации, в 2016 году «ВИМ-Авиа» перевезла около 2 млн пассажиров, что на 30% выше показателей 2015 года. Доля компании на российском рынке составляет около 2,2%. Помимо чартерных направлений перевозчик выполняет регулярные рейсы по России, в Армению и Китай. В парк «ВИМ-Авиа» входят 24 воздушных судна Boeing и Airbus. Как сообщил РБК представитель перевозчика, большинство самолетов находятся в лизинге.

«ВИМ-Авиа» была основана в октябре 2002 года гендиректором фирмы «Аэрофрахт» Виктором Меркуловым. В 2003 году, как писал журнал Forbes, предприниматель Рашид Мурсекаев выкупил 75% авиакомпании у Меркулова. Сейчас основным владельцем компании является его жена Светлана Мурсекаева (99%), следует из данных «СПАРК-Интерфакса». За 2015 год выручка авиаперевозчика составила 12,4 млрд руб., чистая прибыль — 507, 8 млн руб. при общем объеме кредитов 3,5 млрд руб., данные за 2016 год компания пока не раскрывала.

Как писали «Ведомости», в 2014 году у «ВИМ-Авиа» возникли финансовые проблемы, когда ее кредиторы Сбербанк и ВТБ предъявили иски на 4,4 млрд руб. и $2,8 млн соответственно. В мае 2016 года банк «Компания розничного кредитования» списал авиакомпании 22 млн руб. долга и пролонгировал кредит еще на 285 млн руб. до сентября 2017 года. 30 января 2017 года Арбитражный суд Москвы постановил взыскать с авиакомпании 980,3 млн руб. по иску конкурсного управляющего Мосстройэкономбанка (М-банк, лишился лицензии в июле 2015 года). Представители Сбербанка и ВТБ сообщили, что сейчас у авиаперевозчика нет обязательств перед этими банками.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Авиация"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 17 апреля
EUR ЦБ: 99,93 (+0,14)
Инвестиции, 16:41
Курс доллара на 17 апреля
USD ЦБ: 94,07 (+0,49)
Инвестиции, 16:41
Кремль назвал главный праздник после отказа пригласить Путина в Нормандию Политика, 17:40
Летевший из Калининграда в Москву самолет аварийно сел в Петербурге Общество, 17:37
Якутский депутат обвинил русский язык в искажении местных топонимов Общество, 17:24
Депутат в Запорожской области выжил после покушения Политика, 17:19
Молдавский суд одобрил референдум о евроинтеграции страны Политика, 17:14
Морские поставки нефти из России выросли до максимума за 11 месяцев Инвестиции, 16:57
В Финляндии в конце апреля начнутся учения НАТО Политика, 16:57
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Конституционный суд Молдавии одобрил идею референдума о вступлении в ЕС Политика, 16:53
В Москве 12-летнего мальчика госпитализировали после посещения джакузи Общество, 16:53
МКБ запустил новый продукт «Простой кредит» Пресс-релиз, 16:51
Аналитики назвали причины возможного роста курса биткоина выше $100 тыс. Крипто, 16:48
Акции производителя ботинок Dr. Martens рухнули на 34% Инвестиции, 16:40
Гнев, зависть и ревность: о чем нам говорят эти чувства Pro, 16:39 
Гостевой брак: почему пары выбирают такой формат и что в нем отпугивает Pro, 16:37