Малоизвестный победитель
«К-Холдинг» — темная лошадка для участников рынка производства и переработки бордюрного камня. У компании нет сайта, о ней ничего не знают четверо опрошенных РБК участников рынка. По словам представителя компании «Гранит-Альянс» Михаила Садовничего, крупные игроки этого рынка — компании «Росгранит», «Русский гранит», Stonex Group, «Данила Мастер», ГК «Возрождение», Московский камнеобрабатывающий комбинат. «О компании «К-Холдинг» я никогда не слышал», — говорит Садовничий. Представитель «Росгранита» также не знает о существовании такого игрока. Начальник ООО «Южно-Султаевский гранитный карьер» (отсюда будет поставляться необходимый султаевский гранит) Юрий Качковский на вопрос РБК ответил, что не знает компанию «К-Холдинг», но отметил, что примерно месяц назад в его компанию пришел запрос на поставку большого объема гранита «от частного лица». На вопрос, знает ли он гендиректора «К-Холдинга» Сергея Кизилова, начальник Южно-Султаевского гранитного карьера ответил только, что его сотрудники «контактируют с этим человеком». «Запросы очень большие, — сказал Качковский. — Мы сейчас вовсю пилим гранит, обслуживаем только этот заказ. Первые поставки начнутся на следующей неделе».
Согласно базе данных «Коммерсант-Картотека», компания «К-Холдинг» была зарегистрирована в сентябре 2012 года. Выручка и прибыль компании в бухгалтерской отчетности в базе данных не указаны. До «бордюрных» заказов она получила только три госконтракта на общую сумму 23,3 млн руб. Согласно базе данных «Коммерсант-Картотека», 100-процентным владельцем «К-Холдинга» является Игорь Зимин. Ему также принадлежит 40% в компании «Роуд Групп», занимающейся сносом зданий, расчисткой строительных участков и строительством дорог и аэродромов. Еще 40% «Роуд Групп» принадлежит Антону Олещуку, 20% — Дмитрию Усольцеву. Согласно базе данных СПАРК, выручка компании «Роуд Групп» в 2014 году составила 844,9 млн руб., валовая прибыль — 36,6 млн руб.
Перспективы заказов
Хотя на Южно-Султаевском гранитном карьере уже вовсю «пилят гранит», поставить необходимый объем сырья для 58 км бордюра за 25 дней компания не сможет, утверждает Качковский. «Чтобы мы могли поставить такие объемы, надо было делать заказ еще в прошлом году, — поясняет он. — Разговоры о том, что такой тендер может состояться, шли еще в январе, однако серьезно к этому никто не отнесся, поэтому увеличивать объемы добычи мы тогда не стали».
Павел Корнев, коммерческий директор ОАО «Уральские камни», управляющего Мансуровским месторождением (оттуда должно быть поставлено сырье для 117 км бордюра), отказался от комментария, хотя до проведения торгов охотно общался с РБК. В июне он утверждал, что предприятие способно обеспечить поставщиков в нужном объеме. «Мы предвидели, что будет такой тендер, и еще с декабря увеличили добычу на 50% — с 3 тыс. кубов в месяц до 4,5 тыс.», — говорил он. Корнев также ранее предполагал, что победителем тендеров может стать девелоперская компания, которая привлечет производителей гранитных изделий на условиях субподряда. Он высказывал мнение, что условия конкурсов слишком жесткие, чтобы с заказом мог справиться один производитель. По условиям тендерной документации это возможно: победитель аукционов может привлекать подрядчиков для выполнения контракта.
В ГБУ Москвы «Автомобильные дороги» РБК заверили, что динамика поставки бордюрного камня по этим госконтрактам полностью соответствует установленным графикам и требованиям государственного контроля.
Ранее желание участвовать в тендере изъявляли компании «Русский гранит» и московский «Торговый дом Возрождение». Генеральный директор «Русского гранита» Андрей Гришин сейчас пояснил РБК, что его компания в итоге отказалась от участия в торгах, решив, что это для них экономически невыгодно. Раньше Гришин объяснял, что «Русский гранит» способен производить максимум 25–30 тыс. погонных метров в месяц (25–30 км бордюра), а победителю придется обеспечить поставку бордюров в объеме, в десять раз большем. Представитель «Торгового дома Возрождение» в четверг оказался недоступен для телефонного разговора, однако ранее директор по строительству «Торгового дома Возрождение» Дмитрий Мургин (компания входила в холдинг крупной петербургской ГК «Возрождение», принадлежащей Игорю Букато, но с ноября 2011 года стала самостоятельным предприятием) говорил РБК, что компания может произвести всего 17,5 км гранитного бордюра в месяц.
Несколько игроков рынка, например «Росгранит» и «Гранит-Альянс», говорили, что хотели бы принять участие в переоснащении столичных дорог новыми бордюрами на условиях субподряда.
Некоторые игроки рынка не смогли участвовать в аукционе по финансовым причинам: по условиям контрактов заказчик должен оплатить работы в течение 45 дней с даты подписания акта приемки-передачи товара. «Таким образом, победитель должен произвести этот объем бордюра за свой счет, — говорил представитель компании «Гранит-Альянс» Андрей Тищенко. — Далеко не все игроки рынка способны это сделать».
Как в Москве меняли асфальт на плитку
Миллион метров под замену
В марте 2011 года мэр Москвы Сергей Собянин подписал постановление, согласно которому 1,1 млн кв. м столичного асфальта предстояло в течение года заменить на плитку. Стоимость проекта оценивалась в 4 млрд руб. Завершить работы в границах Садового кольца первоначально собирались до конца лета 2011 года, затем срок перенесли на 25 октября, затем на 2013-й, а еще позднее — на 2016 год. В дальнейшем площадь пешеходных зон, покрытых плиткой, планировалось увеличить до 4 млн кв. м. При заключении госконтрактов стоимость 1 кв. м плиточного покрытия оценивалась в 3360,48 руб. на крупных улицах и в 3293,06 руб. в переулках.
Спорная экология
Начинание сразу же вызвало недовольство горожан: многие не понимали, чем вызвана необходимость такой замены. Осенью Собянин выступил в эфире программы «Познер» на «Первом канале» и объяснил, что плитка экологичнее асфальта. «В жаркую погоду асфальт разогревается больше, чем воздух, и начинает выделять целый букет вредных веществ», — заявил мэр. С критикой этой теории выступил журнал Forbes: журналисты отметили, что асфальт на проезжей части все равно останется, а значит, экосистема города сильно не изменится. Газета «Коммерсантъ» в свою очередь писала, что при несоблюдении технологий укладки плитка сильно обледеневает зимой и становится опасной для пешеходов.
Исполнители
В СМИ получила распространение версия, что укладывать плитку в Москве будут компании, подконтрольные жене Собянина. Мэр опроверг эту версию, заявив, что его жена работает в детском саду и не имеет отношения к бизнесу. По данным Forbes, аукционы на укладку плитки проводили два заказчика: ГБУ «Кольцевые магистрали» департамента ЖКХ и благоустройства Москвы (разыграно 19 лотов, победителями стали 12 компаний) и Генеральная дирекция по ремонту и эксплуатации дорог, благоустройству и озеленению территории ЦАО Москвы (разыграно 49 лотов, победили четыре компании). Кроме того, отдельно разыгрывались 11 лотов на разработку проектно-сметной документации. В семи из них победили компании, связанные тогда еще с будущими подрядчиками. Среди владельцев фирм, выигравших аукционы, Forbes обнаружил депутата Алтайского краевого законодательного собрания Армена Шагиняна и других представителей армянской диаспоры, департамент имущества города Москвы, немецкую фирму KKB Knape/Kirchner и бывшего главу ГУП «Гормост» Виктора Екимова.
Назад, к асфальту
В августе 2011 года Собянин заявил в интервью газете «Ведомости», что за год на плитку потратят 2 млрд руб. (вдвое меньше, чем планировалось). В начале 2012 года газете стало известно, что московские власти объявили 18 «плиточных» тендеров на сумму около 500 млн руб. В августе 2012 года РИА Новости со ссылкой на источник в мэрии сообщило, что власти якобы решили отказаться от плитки и в целях экономии вернуться к асфальту. Заммэра Петр Бирюков категорически опроверг эту информацию. В июле 2013 года во время предвыборной кампании оппозиционер Алексей Навальный потребовал от Собянина отчета об укладке плитки. Он подчеркнул, что во многих местах покрытие было уложено некачественно и вскоре потребовало замены. Официального ответа от мэрии не поступило, лишь на сайте sobyanin-news.ru (ныне срок регистрации домена истек) появилась небольшая заметка, в которой снова заявлялось об экологичности плитки и ее популярности в европейских городах.
Снова плитка
С 2013 года о плитке практически не вспоминали, но в начале июля 2015 года портал m24.ru сообщил о новом масштабном «плиточном» проекте. Как рассказали журналистам в мэрии, в рамках программы «Моя улица» тротуары будут мостить новой бетонной крупноразмерной плиткой. Только на Большой Ордынке, Большой Никитской улице и Варшавском шоссе уложат 63,95 тыс. кв. м плитки. В дальнейшем плитку уложат на большинстве из 43 улиц, участвующих в программе. Вскоре Мясницкую улицу и Большую Ордынку посетил лично Собянин, проконтролировавший ход работ. На тот момент, по словам мэра, в программе «Моя улица» участвовало уже 50 улиц.