Группа «Сумма» задумалась о продаже двух инжиниринговых компаний
Группа «Сумма», владеющая активами в портовой логистике, инжиниринге, строительстве, телекоммуникационном и нефтегазовом секторах, рассматривает продажу двух своих инжиниринговых компаний — «ГлобалЭлектроСервис» и «Стройновация», рассказал РБК источник, близкий к «Сумме», и консультант компании. Продажа — один из вариантов оптимизации строительного бизнеса, уточняет один из них. Представитель «Суммы», принадлежащей Зиявудину Магомедову (63-е место в российском рейтинге Forbes 2017 года), подтвердил, что группа намерена провести реорганизацию инжинирингового блока компании, но раскрыть детали отказался. При этом у «Суммы» останутся другие строительные компании с собственными мощностями — ООО «Контакт-С», ООО «Мостоотряд-99», ОАО «АК ЭлектроСевкавмонтаж».
При этом «Сумма» не оставляет попыток выкупить у РЖД компанию «Трансконтейнер» — оператора железнодорожных контейнерных перевозок, сообщил «Коммерсантъ». По информации издания, Зиявудин Магомедов направил письмо Владимиру Путину с просьбой поддержать проект создания национального контейнерного оператора на базе активов группы с контрольным пакетом «Трансконтейнера» (сейчас группе принадлежит 25,07%, еще 50% плюс две акции у ОАО «РЖД»). Как утверждалось в письме, интеграция «Трансконтейнера» с логистическими активами «Суммы» создаст для экономики мультипликативный эффект в 560 млрд руб.
«ГлобалЭлектроСервис» и «Стройновация» выполняют проекты под ключ: первая строит ЛЭП и электростанции, вторая — нефтепроводы и инфраструктурные объекты. Выручка «ГлобалЭлектроСервиса» за 2016 год составила 7,5 млрд руб., убыток — 1,8 млрд руб. Выручка «Стройновации» за 2015 год — 12,4 млрд руб., прибыль — 324 млн руб., данных за 2016 год нет. Общий объем портфеля у двух компаний — более 130 млрд руб., говорит их представитель.
В 2016 году «Стройновация» не выиграла ни одного тендера, в 2017 году заключила контракт с РЖД на развитие БАМ и Транссиба в 2014–2017 годах на 5,9 млрд руб. «ГлобалЭлектроСервис» в 2016 году заключил контракты с «Ленэнерго» и ФСК («дочки» государственных «Россетей») на 1,1 млрд руб, в 2017 году новых контрактов не получал, следует из данных СПАРК.
Исходя из отчетности по РСБУ, «ГлобалЭлектроСервис» с учетом долга в 8 млрд руб. и невысокой рентабельности бизнеса может стоить символический один рубль, говорит аналитик ФК «Открытие» Алексей Павлов. «Стройновация», исходя из рыночных мультипликаторов, может стоить 1,2–1,9 млрд руб., оценивает он. Но оценка может сильно измениться, если консолидированные финансовые результаты сильно отличаются от РСБУ, отмечает аналитик.
У обеих компаний проблемы с текущими проектами. «ГлобалЭлектроСервис» недавно потеряла часть работ по крупному контракту на строительство ТЭЦ в г. Советская Гавань для «Русгидро». Компания выиграла тендер на 13,2 млрд руб. и стала генподрядчиком строительства ТЭЦ в 2014 году. Электростанция в Советской Гавани — одна из четырех на Дальнем Востоке, на строительство которых «Русгидро» еще в 2012 году получила 50 млрд руб. из федерального бюджета. Генподрядчик выполнил контракт более чем на 50%, но не может обеспечить необходимые темпы работ, сказал РБК представитель «Русгидро». Подрядчик находится в сложном финансовом положении, объясняла «Русгидро» ранее. Чтобы ускорить строительство, часть контракта компания передала свой «дочке» — «Усть-СреднеканГЭСстрой».
«Стройновация» также лишилась контракта на 3,1 млрд руб. на реконструкцию аэропорта Храброво в Калининградской области, это произошло осенью 2016 года. Реконструкция проводилась к чемпионату мира по футболу 2018 года, заказчик (Росавиация) рассчитывал, что строительство завершится к концу 2016 года. Но подрядчик отстает от графика больше чем на девять месяцев, выполнил менее трети работ и «не обеспечил строительными работами» 700 млн руб. аванса, говорил глава Росавиации Александр Нерадько. «Стройновация» оспаривает расторжение контракта в суде.
«ГлобалЭлектроСервис» получила убыток в 2016 году из-за просроченной задолженности контрагентов, сказал РБК представитель компании. В портфеле заказов есть контракты, которые реализуются на безавансовой основе, компания в значительной степени кредитует стройку за счет собственных средств, добавляет он.
При текущей рыночной конъюнктуре продать такие компании будет непросто, считает аналитик УК «БК-Сбережения» Сергей Суверов. После всплеска банкротств инжиниринговых компаний в 2015 году банки признали этот бизнес высокорисковым и пересмотрели условия выдачи кредитов и банковских гарантий для отрасли. «До кризиса плата за предоставление банковской гарантии составляла 0,7–1% годовых, сегодня — 3–6% годовых с денежным обеспечением (вексель, депозит) не менее 40%. При этом контракты зачастую реализуются на безавансовой основе», — пояснил Суверов.
В настоящее время в процессе банкротства находятся такие крупнейшие подрядчики, как НПО «Мостовик», ОАО «ВО «Технопромэкспорт», корпорация «Трансстрой», ПАО «Волгомост», ЗАО «ИСК «Союз-Сети» и ОАО «Группа Е4», перечисляет он. Условия по банковским гарантиям и кредитам изменились, подрядчики стали испытывать дефицит оборотных средств, подтверждает источник в «Сумме».
Интерес к таким рискованным активам может быть у инвестиционных фондов, считает аналитик. Суверов отмечает, что при оценке таких компаний инвестор в первую очередь смотрит на портфель заказов и технологичность бизнеса. В целом, по его словам, рентабельность инжинирингового бизнеса сейчас находится на уровне 9–12%. Представитель Российского фонда прямых инвестиций отказался комментировать эту тему, представитель одной из крупнейших российских инвестиционных компаний — UCP, специализирующейся на прямых инвестициях, не ответил на вопрос РБК.
«ГлобалЭлектроСервис» и «Стройновация» не единственные структуры «Суммы», которые испытывают финансовые трудности. Транспортная группа FESCO (у «Суммы» 32,5% ее головной компании — «Дальневосточного морского пароходства», ДВМП) в мае уже в третий раз не смогла выплатить купон по двум выпускам евробондов — на $550 млн (8% годовых) и на $325 млн (8,7% годовых). ДВМП не обслуживает и рублевые долги: в октябре 2016-го компания допустила дефолт по выплате третьего купона облигаций БО-01 и не выплатила четвертый купон по бумагам в апреле 2017 года. Выплату обоих купонов ДМВП предложила перенести на октябрь 2017 года.
Вряд ли «Сумма» продает компании, чтобы погасить долги или найти деньги на «Трансконтейнер» — их стоимость слишком мала, считает глава «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. Скорее всего, «Сумма» хочет оптимизировать структуру инжинирингового бизнеса и вырученные деньги направить на развитие оставшихся компаний, говорит эксперт.