Перейти к основному контенту

Как сочетать вино и еду:
документальный фильм

Гармония вина и еды

Виноделы Кубани

Шефы и их блюда

Путешествие по краю

«Аэрофлот» купит «Трансаэро»⁠,
0

Кредиторы «Трансаэро» предложили передать авиакомпанию под управление S7

ВТБ и ВЭБ предложили свой план спасения «Трансаэро». Перевозчик должен остаться самостоятельной авиакомпанией, управлять которой будет не «Аэрофлот», а S7
Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

​В четверг вечером совет директоров «Аэрофлота» принял оферту на покупку 75% плюс одна акция «Трансаэро» за 1 руб. Покупателем выступит сам «Аэрофлот» или его «дочка» «Аэрофлот-Финансы». Минэкономразвития, которое готовило директиву для перевозчика, сообщило, что сделка должна быть закрыта до конца сентября, а контроль над операционной деятельностью компании должен перейти «Аэрофлоту» до ближайшего понедельника, 7 сентября. Но, как стало известно РБК, не все банки-кредиторы «Трансаэро» поддерживают эту идею.

Два крупных кредитора и лизингодателя «Трансаэро» — ВТБ и «ВЭБ Лизинг» — считают, что не надо отдавать перевозчика «Аэрофлоту», добавил он. По его словам, госбанки должны сделать собственную компанию и передать ее под управление «Сибири», рассказал РБК один из кредиторов.

«Идея сохранения «Трансаэро» как самостоятельной компании под управлением (но не владением) другой компанией прорабатывается», — подтвердил РБК источник, близкий к синдикату кредиторов авиакомпании. Это позволило бы в большей степени гарантировать права кредиторов перевозчика, добавил он.

Об идее ВТБ и ВЭБа знает и источник, близкий к акционерам группы S7. О рассмотрении такого предложения на совещании в Минэкономразвития 2 сентября он узнал от сотрудника министерства. Но, по его информации, госбанки пока не обращались к акционерам S7 с конкретными предложениями. S7 передача в управление «Трансаэро» вряд ли была бы интересна, говорит собеседник РБК: разбираться с огромными долгами конкурирующей авиакомпании они категорически не хотят и возможной схемы перехода «Трансаэро» под их операционное управление не видят.

«Сибирь» не впервые становится потенциальной альтернативой «Аэрофлоту» в спасении крупного обанкротившегося авиаперевозчика. В конце 2009 года правительство приняло решение о передаче «Аэрофлоту» обремененных долгами авиационных активов «Ростехнологий» — ГТК «Россия», «Оренбургские авиалинии», «Владивосток Авиа» и бывшие компании альянса AiRUnion. На их основе госкорпорация планировала создать самую большую в России авиакомпанию «Росавиа». Пытаясь не допустить передачи активов «Аэрофлоту», «Ростехнологии» предложили альтернативный вариант — привлечение в проект «Росавиа» «Сибири» в качестве управляющего партнера. «Ростехнологии» остались бы контролирующим акционером, а возглавил бы объединенную компанию гендиректор и совладелец группы S7 Владислав Филев. Переговоры с ним об этом вел глава «Ростеха» Сергей Чемезов, но договоренностей достичь не удалось, и авиакомпании перешли к «Аэрофлоту».

Один из крупнейших лизингодателей «Трансаэро» — «ВЭБ Лизинг». По данным его консолидированной отчетности на 30 июня этого года, долг авиакомпании перед ним составлял примерно 40 млрд руб. В пятницу, 4 сентября, глава ВЭБа Владимир Дмитриев в интервью телеканалу «Вести 24» сказал, что «Трансаэро» должно по лизингу 55 млрд руб.

Общий долг «Трансаэро» оценивается примерно в 260 млрд руб. Глава Сбербанка Герман Греф называл цифру в 250 млрд руб. Из них 85 млрд руб. приходится на банковские кредиты, 20 млрд руб. — на задолженность перед поставщиками топлива, услуг и по зарплате, остальное — на лизинг.

По словам источника РБК в одном из госбанков, на эти деньги «Трансаэро» приобретало в основном самолеты Boeing 747. Другой источник РБК подтверждает это, добавляя, что кроме них есть также два Boeing 777, обязательства по ним составляют всего 5 млрд руб. «Эти самолеты не нужны «Аэрофлоту», он их вернет лизингодателю», — предполагает первый собеседник.

При нынешней экономической ситуации «Аэрофлоту» не нужно как минимум 2/3 парка «Трансаэро», считает заместитель гендиректора ИК «Регион» Анатолий Ходоровский. «Аэрофлот» уже имел подобный опыт, когда ​реструктурировал парк на «Оренбургских авиалиниях» и отказался от дальнемагистральных самолетов Boeing 777, которые сейчас неэффективны, напоминает он. По данным FlightRadar, у «Трансаэро» сейчас не летают как минимум 14 самолетов, а еще 10 летают нерегулярно. Поэтому при определенной оптимизации парка «Аэрофлота» хватит, чтобы обслужить маршруты «Трансаэро», заключает эксперт.

Премьер-министр Дмитрий Медведев в пятницу заявил, что как раз лизинг и закупка избыточного количества самолетов стали основной причиной проблем «Трансаэро». «Машин у них с избытком, они закупили лишь лишние, когда был пик, на этом, собственно, и просчитались. Надо было поменьше [приобретать самолетов]», — сказал он, добавив, что правительство приняло «все меры», чтобы поддержать компанию, у которой уже меняется собственник.

Как спасали «Трансаэро»

Если «Аэрофлот» вернет самолеты «ВЭБ Лизингу», под этот портфель придется создать резервы, а это 10% лизингового портфеля компании. «В данном случае списание части долга будет означать прямой убыток «ВЭБ Лизингу», соответственно, и Внешэкономбанку», — сказал в пятницу в интервью ТАСС Дмитриев.

Впрочем, аналитик рейтингового агентства Standard&Poor's Виктор Никольский говорит, что благодаря поддержке от ВЭБа это несильно повлияет на состояние компании. «Мы считаем, что вопрос о возможном ухудшении портфеля во многом политический. С точки зрения материнской компании возможные потери по портфелю «Трансаэро» не очень значимы на фоне убытка ВЭБа за прошлый год в 250 млрд руб.», — сказал он.

На российском рынке эти cамолеты, вероятнее всего, спроса не найдут, говорит гендиректор консалтинговой фирмы «Инфомост» Борис Рыбак. И в случае если «Аэрофлот» вернет их «ВЭБ Лизингу», компании придется реализовывать их на мировом рынке.

Ранее «Коммерсантъ» сообщал со ссылкой на свои источники, что ВТБ предлагал как можно скорее ввести в совет директоров «Трансаэро» банкиров и дать им право согласовать кандидатуру финансового директора компании. К тому же банк настаивал, чтобы в случае перехода компании под контроль «Аэрофлота» этот перевозчик отвечал по долгам «Трансаэро».

Минэкономразвития в четверг сообщило, что «Аэрофлот» возьмет на себя обслуживание кредитных обязательств «Трансаэро» только после согласования программы реструктуризации кредитного долга с банками, а вопросы реструктуризации парка «будут отдельно обсуждаться с лизингодателями».

В пятницу представител​и ВТБ, Сбербанка и ВЭБа отказались от комментариев.

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

Считаем дни
до Нового года

Реклама ООО “БОРК Импорт”

Лента новостей
Курс евро на 20 декабря
EUR ЦБ: 94,51 (+0,26)
Инвестиции, 19 дек, 17:50
Курс доллара на 20 декабря
USD ЦБ: 80,72 (+0,69)
Инвестиции, 19 дек, 17:50
Что такое экзосомы и какую роль они играют в косметологии РБК и КИТ МЕД, 19:46
Кремль показал официальный перевод слова «подсвинки» из речи Путина Политика, 19:33
Как устроен полный цикл производства шин РБК и Ikon Tyres, 19:20
81-летнего Мустафу переизбрали главой Международной федерации гандбола Спорт, 19:13
В «файлах Эпштейна» нашелся текст русской колыбельной «Баю-баюшки-баю» Политика, 19:01
Начните с малого: подборка акций до 1000₽ #всенабиржу!, 19:00
Фигурист Гуменник впервые выиграл чемпионат России Спорт, 18:47
Определите свой тип лидерства
Это займет всего 5 минут
Пройти тест
Кремль назвал задачи Дмитриева на переговорах в США Политика, 18:41
Как заправляться на 6 тысячах АЗС по одной карте РБК и Teboil PRO, 18:25
Пять стратегий инвестора в недвижимость: как устроены и какую выбрать РБК и ПИК, 18:12
США захватили супертанкер Bella 1 у берегов Венесуэлы Политика, 18:08
«Динамо» повторило антирекорд КХЛ и обыграло ЦСКА Спорт, 18:03
Умерла автор первого перевода Толкина на русский язык Наталия Рахманова Общество, 17:58
«Украинская правда» нашла Миндича в Израиле Политика, 17:49