Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Тревел-политики: как контролировать затраты на деловые поездки РБК и Smartway, 17:16
Энтони Хопкинс выпустит NFT-коллекцию по мотивам своих ролей Крипто, 17:16
Работникам «Мосводоканала» выплатили зарплату в ЛНР после жалобы Путину Политика, 17:12
Военная операция на Украине. Главное Политика, 17:09
Старение можно побороть: какие научные достижения помогут продлить жизнь Pro, 17:08
Воробьев попросил жителей Подмосковья не разводить костры в лесах Общество, 17:05
Оцените цифровую зрелость вашего бизнеса РБК и S+Консалтинг, 17:04
Водителям в Запорожье начали выдавать российские удостоверения и номера Политика, 17:00
Новости, которые вас точно касаются
Самое актуальное о ценах, штрафах и кредитах — в одном письме каждый будний день.
Подписаться за 99 ₽ в месяц
МВД заявило об ударе российских военных по ИT-преступности на Украине Политика, 16:55
Зеленский обсудил с Гутеррешем ситуацию вокруг ЗАЭС и «зерновую сделку» Политика, 16:54
Олимпийскую чемпионку Щербакову прооперировали в Германии Спорт, 16:53
«Макдоналдс», Paulig, Starbucks: как теперь называются знакомые бренды Общество, 16:51 
Студент заработал $110 млн на торговле мемными акциями «IKEA из США» Инвестиции, 16:47
Куйвашев назвал «охотой на ведьм» изъятие из школ книги «Полынная елка» Политика, 16:42
Бизнес ,  
0 

Холдинг Тарико продал крупнейшего производителя водки в Польше за $1 млрд

Сам Roust намерен сфокусироваться на росте российского рынка
Покупателем алкогольной компании CEDC, которой принадлежит известный водочный бренд Żubrówka, станет производитель сока «Теди». За компанию, которая продает почти половину всей водки в Польше, покупатель готов заплатить $1 млрд.
Фото: Варвара Гертье / РИА Новости
Фото: Варвара Гертье / РИА Новости

Алкогольный холдинг Roust Рустама Тарико договорился о продаже производителя водки Żubrówka — своей дочерней компании в Польше CEDC International Sp. z o.o. (CEDC). Покупателем станет крупный производитель продуктов польская группа Maspex. О том, что стороны подписали соглашение о продаже, говорится в сообщениях Roust и Maspex.

Предмет сделки

CEDC (Central European Distribution Corporation), который приобретает Maspex — крупнейший производитель и импортер водки в Польше. Компания производит водку под брендами Absolwent, Żubrówka, Bols, Royal, Soplica, а также является поставщиком и дистрибьютором в Польше ликера Jägermeister, вин Carlo Rossi, игристых вин Gancia, коньяков Remy Martin, а также алкогольных брендов Metaxa, Grant’s, Campari и Aperol.

На долю CEDC приходится 47% продаж этого алкоголя на польском рынке, указано в сообщении Roust. Польские заводы CEDC в Оборниках и Белостоке производят более 780 млн бутылок водки в год, компании также принадлежит три лицензированных склада. Годовые объемы продаж CEDC превышают 19 млн 9-литровых коробов — на ее долю приходилось больше половины объемов продаж Roust (всего 35 млн 9-литровых коробов в 2020 году), около 10% продаж приходится на зарубежные рынки, а продукция компании продается почти в 100 странах мира. В 2020 году CEDC получила выручку от продаж в размере 5,7 млрд злотых (около 102,5 млрд руб.), указано в сообщении Maspex.

CEDC основал в 1990 году американец Уильям Керри и его партнеры: изначально предприятие, которое тогда называлось Carey Agri, занималось дистрибуцией пива и алкоголя в Польше. В 1998 года CEDC провела первичное размещение на NASDAQ. В 2000-х CEDC решила расширить бизнес и начала покупать производственные площадки в Европе. В России в 2008 году польская компания приобрела производителя водки Parliament — компанию «Урожай», а затем производителя водки «Зеленая марка» — компанию «Русский алкоголь» и дистрибьютора элитного алкоголя Whitehall. За российские активы CEDC заплатила около $1,3 млрд, заняв средства на открытом рынке через размещение трех выпусков кредитных нот.

Компания была лидером на российском водочном рынке, но затем с 2010 года продажи CEDC начали падать, а в 2011 году она получила чистый убыток в $1,3 млрд. CEDC находилась на грани банкротства, и владелец Roust (тогда он назывался холдинг «Русский стандарт») Рустам Тарико, который в декабре 2011 года купил 9,9% акций CEDC, предложил план спасения компании, согласно которому держатели облигаций компании должны были получить $172 млн наличными и еще $650 млн в виде новых облигаций CEDC. Cовет директоров CEDC и большинство кредиторов план поддержали, был проведен делистинг с биржи. После того, как план был одобрен американским судом по банкротству, 100% CEDC отошли Roust Inc, дочерней структуре «Русского стандарта». Приобретение обошлось Тарико в $440 млн, а объединенная компания должна была выплатить долги кредиторам.

Суть сделки

Pro
Почему в Европе нет таких ярких логотипов, как Сoca-Cola
Pro
Главное — не дойти до Abibas: каким должен быть импортозамещающий бренд
Pro
Фото: Justin Sullivan / Getty Images Как вернуть деньги или товар, которые застряли в Европе
Pro
Фото: Scott Barbour / Getty Images Как россиянам теперь сдавать TOEFL и IELTS и как к этому подготовиться
Pro
Фото: Cameron Spencer / Getty Images Мыслями на море, телом в офисе: как вернуться в строй после отпуска
Pro
Фото: Francisco Seco / AP Как правильно отдыхать, чтобы успеть восстановить силы за выходные
Pro
Фото: Владислав Шатило / РБК Что ждет рубль в ближайший месяц и стоит ли покупать юань
Pro
Фото: Shutterstock Подсчет калорий не помогает удержать вес. Что делать вместо этого

После того, как Roust стал единственным акционером CEDC в 2013 году, были сделаны «значительные успехи по увеличению капитализации бизнеса CEDC», указано в сообщении структуры Тарико. В 2013 году на долю CEDC приходилось 22,7% объемов продаж на польском рынке водки. Из сообщения Maspex следует, что предложение по покупке CEDC исходило именно от продуктовой группы: Roust «приняла предложение о продаже CEDC стратегическому инвестору». Сделка соответствует стратегии Roust, которая, как указано в ее сообщении, намерена сфокусироваться на дальнейшем росте российского рынка и международной экспансии своих глобальных брендов.

Cделка касается только польских брендов и активов, все российские активы, которые были у CEDC (включая водочные бренды «Зеленая марка», «Талка», «Журавли», «Парламент») остаются у группы Roust, уточнил РБК представитель компании. По условиям сделки, Roust останется дистрибьютором алкогольных брендов CEDC на ключевых международных рынках, а CEDC продолжит продавать бренды «Русский стандарт» и Gancia в Польше.

Чем известен продавец

Холдинг Roust — второй крупнейший в мире производитель водки (после британской Diageo) и крупный дистрибьютор премиального алкоголя в России. Сейчас Roust владеет марками водки «Русский стандарт», «Зеленая марка», «Талка», «Парламент», «Журавли», «Маруся», «Топаз», «Урожай», а также занимается дистрибьюцией известных международных брендов — среди них итальянское игристое вино Gancia, коньяк Remy Martin, ликер Jägermeister, виски Glenfiddich и Grant's.

Холдинг основал бизнесмен Рустам Тарико, которому принадлежит одноименный банк «Русский стандарт». В1992 году Тарико создал компанию Roust Inc, занимавшуюся импортом и дистрибьюцией премиального алкоголя. Затем Тарико занялся собственным производством водки: в 1998 году был представлен бренд «Русский стандарт», который позиционировался как премиальный.

Вскоре после покупки CEDC Roust столкнулась с проблемами из-за доставшихся ей в наследство облигаций. В 2015 году компания потеряла лидерство на российском рынке водки, а в 2016 году компания допустила дефолт, так как не смогла погасить трехлетние облигации, выпущенные в марте 2013 года и назначенные к погашению 31 мая 2016 года, и не выплатила держателям бондов $37 млн. Компания накануне предупреждала инвесторов, что может попросить о реструктуризации долгов. В ноябре 2016 года Roust договорилась с 90% держателей двух выпусков еврооблигаций о докапитализации и реструктуризации своего долга. В конце 2017 года Roust начала возвращать позиции на российском водочном рынке, и в 2018 году вновь стала лидером (по итогам 2018 года алкогольные заводы Roust произвели 10,29 млн дал водки).

Последняя доступная отчетность Roust датируется 2018 годом. Согласно описанному в ней плану реструктуризации, держатели обеспеченных бондов получили новые 6-летние облигации на $385 млн с купоном 10%, денежную выплату в размере $20 млн и около 14% новых акций класса B. Также сообщалось, что Roust намерен провести IPO — первоначально оно планировалось в 2019 году, но затем несколько раз переносилось, очередная дата была намечена на ноября 2021 года.

Выручка Roust за 2018 составила $2,3 млрд, что на 13% больше, чем в 2017 году ($1,9 млрд), чистая прибыль выросла на 15% — до $788 млн (в 2017 году $683,3 млн). Выручка АО «Руст Россия» за 2020 год составила 31,6 млрд руб. (на 15,6% меньше чем в 2019 году), чистый убыток вырос до 3,8 млрд руб. (по сравнению с 919,9 млн в 2019 году).

Чем известен покупатель

Maspex — крупнейшая в Польше частная компания в сфере пищевой промышленности и одна из крупнейших в этом сегменте в Центральной и Восточной Европе, указано в сообщении компании. Maspex была основана в 1990 году как дистрибьютор кофе и какао, после 1995 компания занялась производством соков, нектаров и напитков, с 2003 года — производством макарон, также компания занимается производством овощных и фруктовых консервов, кетчупов и соусов и быстрорастворимых продуктов (капучино, какао, сухих сливок для кофе, растворимого чая). Компания производит около 1,8 млрд л соков, нектаров и напитков и называет себя лидером на рынке соков, нектаров и напитков в Польше, Чехии, Словакии, Румынии. Более 30% от общего оборота компании ей приносят продажи за рубежом. В 2018 году консолидированная выручка от продаж компании Maspex составила 4,76 млрд злотых (85,5 млрд руб.), указано на ее сайте.

В России Maspex работает с 2002 года, в частности, занимается производством соков «Теди», а также продажей энергетических напитков Tiger.

Сумма сделки

Стоимость компании CEDC стороны оценили в 3,89 млрд польских злотых (около $1 млрд или 69,9 млрд руб.), говорится в сообщении Roust. Сделка должна получить одобрение польского управления по конкуренции и защите прав потребителей. Ожидается, что сделка будет закрыта до конца 2021 года, уточнил РБК представитель Roust.

Значение сделки

Для Maspex алкогольный бизнес станет новым направлением деятельности. В результате покупки CEDC будет создана крупнейшая польская компания в сегменте продуктов питания с оборотом более 11 млрд злотых (около 197,8 млрд руб. по текущему курсу ЦБ), указано в сообщении Maspex. Компания расширяет свой портфель знаковыми польскими брендами, в том числе Żubrówka — легендарной польской водкой, известной во всем мире, и это приобретение станет прекрасным результатом 30-летней истории Maspex, отметил совладелец и гендиректор группы Кшиштоф Павински. Алкогольный рынок Польши в 2020 году оценивался в 39 млрд злотых (более 701 млрд руб.), из них 34% приходилось на долю водки.

Водочные бренды, которые купила Maspex, ежегодно входили в рейтинг крупнейших мировых алкогольных брендов от отраслевого эксперта Drinks International. По итогам 2020 года бренд Żubrówka занимал третье место в рейтинге водочных «брендов-миллионеров», реализовавших свыше одного миллиона 9-литровых коробов, а бренд Soplica — восьмое место (их продажи составили 10 и 4,3 млн 9-литровых коробов соответственно). Для сравнения самая популярная водка холдинга Roust «Русский стандарт» занимает в этом рейтинге 10-е место с продажами 3,7 млн 9-литровых коробов.

Тарико продал «самый ценный алкогольный актив, который у него был», считает основатель брендингового агентства Kaufman Станислав Кауфман. Бренды CEDC известны в Европе и популярны в Польше — стране, где потребление водки исторически высокое. По версии Кауфмана, причиной продажи могли стать либо то, что владельцу Roust поступило такое хорошее предложение, от которого он не смог отказаться, либо общая ситуация в бизнесе Тарико, связанная не только с алкогольным бизнесом. После продажи CEDC у Тарико останется в России «мощная алкогольная компания», но Кауфман сомневается, что компания, заточенная на внутренний рынок, сможет компенсировать продажу польской компании.

Бренд «Русский стандарт» сложно сравнивать с Żubrówka или Soplica, поскольку они продаются в разных ценовых категориях, отмечает президент Союза производителей алкогольной продукции Игорь Косарев: объемы продажи у польских брендов могут быть выше, но капитализация бренда и маржа у премиального «Русского стандарта» выше.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Водка"