Капитан Африка: как бизнесмен из Нигерии заработал $15,4 млрд на цементе
Крупнейший в Африке производитель цемента Dangote Cement Plc 1 марта отчитался о результатах за минувший год. Чистая прибыль основанного в 1992 году концерна выросла на 15%, до $929 млн, а выручка — на 26%, до $2,45 млрд. В тот же день Forbes обновил свой ежегодный рейтинг богатейших людей мира. Самый богатый африканец, основатель Dangote Group Алико Данготе, занял в нем 51-ю строчку с состоянием в $15,4 млрд.
Имя Данготе известно каждому жителю Нигерии. Dangote Group работает в самых разных отраслях — экспорт, импорт, производство продуктов питания и промышленных товаров, развитие нефтегазовой промышленности и телекоммуникаций, жилая недвижимость. В компании Данготе совмещает посты гендиректора и председателя совета директоров.
Бизнес в крови
Алико Данготе родился на севере Нигерии, в северном штате Кано в богатой мусульманской семье агалава — потомственных торговцев, занимавшихся караванными перевозками между городами-государствами племен хауса и по всей Западной Африке. Его прадед, легендарный нигерийский купец Хассан Дантата, на момент своей смерти в 1955 году слыл одним из богатейших людей региона. Отец Алико, Мохаммед Данготе, тоже занимался торговлей, участвовал и в политике. После его смерти маленького Алико взял на воспитание дед по матери, Сануси Дантата.
Бизнесом будущий миллиардер заинтересовался еще в детстве. «Помню, когда я учился в начальной школе, я покупал коробки конфет и продавал их просто для того, чтобы заработать. Меня так сильно интересовал бизнес — даже в те годы», — цитировал его слова портал All Africa. Окончив школу, Данготе уехал изучать предпринимательство в университете Аль-Аджар в Каире. Получив диплом, он вернулся в Кано и в 1978 году открыл свое дело. На тот момент ему был 21 год.
За стартовым капиталом Данготе обратился к своему дяде, который дал ему в долг 500 тыс. найр (на тот момент $3 тыс.). На эти деньги Алико стал закупать по оптовым ценам рис, сахар, просо, соль, хлопок, растительное масло, а также текстиль, за рубежом — еще и цемент — и перепродавать на местном рынке с существенной наценкой. Торговля пошла, Данготе расплатился по долгам и спустя четыре года основал две компании, которые впоследствии стали основой Dangote Group.
Успешным продвижением бизнесмен обязан высоким темпам роста экономики Нигерии в начале 1970-х годов, после того как в стране обнаружили залежи нефти. Сейчас это не мешает ему ностальгировать по временам, когда сельское хозяйство приносило стране большую часть доходов. «Сельское хозяйство было драйвером экономики. За счет пальмового производства формировалась большая часть выручки Восточного региона, за счет какао — Западного, арахис и хлопок приносили доход Северному. Но находка нефти в промышленных объемах превратила экономику в погоню за рентой, а сельское хозяйство перестало быть основным источником выручки и валютных доходов государства», — объяснял он на лекции в минувшем месяце в Университете им. Ахмаду Белло.
На фоне политического напряжения на Ближнем Востоке легкие деньги, заработанные на нефти, превратились в 1980-е в настоящий поток. «Страну захлестнул импорт, появился аппетит к краткосрочным инвестициям вместо долгосрочных вложений в сельское хозяйство, промышленное производство и перерабатывающие мощности. Бум на мировом нефтяном рынке перемежался с резкими падениями, которые потрясали нигерийскую экономику на протяжении последних пяти десятилетий», — вспоминал Данготе.
От импорта к производству
В делах Данготе сперва сознательно избегал инвестиций в нефтяную промышленность, а в конце 1990-х годов принял решение, которое спустя годы назовет лучшим в своей карьере. Его компания, до этого занимавшаяся исключительно торговлей, переходит к собственному производству. Страна, где подавляющее большинство потребительских товаров ввозилось из-за рубежа, страдала от недостатка собственной инфраструктуры, способной удовлетворить базовые нужды большинства населения, численность которого к тому же росла из года в год, в 1992 году перевалив за 100 млн человек (в 2014-м составила уже 178,5 млн).
Именно «обеспечение базовых нужд населения» Данготе сделал миссией своей компании. Dangote Group разработала масштабную программу роста производства. Сначала она охватывала пищевую отрасль — в стране планировалось построить четыре мукомольных комбината, сахарорафинадный завод и макаронную фабрику. Затем, в 2000 году, группа вышла на цементный рынок, приобретя приватизированный государственный завод в штате Бенуэ, а в 2003-м купив за $800 млн цементный завод Obajana, крупнейший в Центральной и Западной Африке. Через пять лет Данготе c $3,3 млрд личного состояния стал богатейшим чернокожим в мире.
Бизнес Алико Данготе в цифрах
До $929 млн выросла в 2015 году чистая прибыль компании Dangote Cement, главного актива Данготе
$2,45 млрд составила годовая выручка компании Dangote Cement
$14,2 млрд рыночная капитализация Dangote Cement на Нигерийской фондовой бирже в Лагосе (на 3 марта 2015 года)
9,9% составлял уровень безработицы в Нигерии в третьем квартале 2015 года
Сделку на $4,3 млрд заключил Данготе с китайской компанией Sinoma. Согласно ее условиям Sinoma построит семь цементных заводов в Африке и Непале
Источники: Национальное бюро статистики Нигерии, Bloomberg, Forbes
Сейчас Dangote Group — крупнейший в Западной Африке и один из крупнейших на континенте торгово-промышленный конгломерат, охватывающий самые различные сферы бизнеса: в том числе производство продуктов питания, развитие телекоммуникаций, нефтепереработка, производство текстиля и грузоперевозки. Самый крупный актив Данготе (он владеет более 90% акций через свой холдинг), Dangote Cement, — лидер по производству цемента в Африке. Четыре подконтрольных Данготе предприятия внутри страны производят в общей сложности 20 млн т цемента в год. Рыночная капитализация Dangote Cement на Нигерийской фондовой бирже в Лагосе по состоянию на 3 марта оценивалась в $14,23 млрд. Как писал Forbes, в августе 2015 года Данготе заключил сделку с китайской международной инжиниринговой компанией Sinoma (принадлежит государству) на $4,3 млрд строительство для Dangote Cement семи заводов в нескольких странах Африки, а также в Непале. До конца 2016 года компания должна провести IPO на Лондонской бирже, объявил год назад Данготе.
Другая компания, Dangote Sugar Refinery, — первое в Западной Африке и второе в мире предприятие по объему производству рафинированного сахара (по данным компании, оно составляет 1,44 млн т в год). Капитализация на бирже на 3 марта — $327,53 млн.
Борец с безработицей
Dangote Group — крупнейший в стране частный работодатель. Предприятия конгломерата расположены в 18 странах Африки, но основные мощности сконцентрированы в Нигерии. По состоянию на конец 2015 года число сотрудников группы только в Нигерии оценивалось в 12 тысяч, в течение следующих нескольких лет компания планирует по окончании текущих проектов нанять еще до 22 тысяч и обеспечить почти 10% ВВП Нигерии.
«Я хочу уделить особое внимание тому, что <…> никто не поможет Нигерии так, как нигерийцы, которые возвращают свои деньги. Если вы сегодня дадите мне $5 млрд, я не буду инвестировать их за рубеж — я вложу все в Нигерии. Давайте соберемся и будем работать», — приводил слова Данготе Nigerian Observer в конце 2014 года. За год до этого бизнесмен заявил о намерении вложить $9 млрд в строительство крупнейшего в Африке нефтехимического комплекса в Нигерии. Как отмечается на сайте компании, мощность входящего в состав комплекса нефтеперерабатывающего завода может составить 400 тыс. барр. сырой нефти в день, а нефтехимического завода — 600 млн т полипропилена в год. Такое решение, по словам Данготе, он принял «как инвестор, который верит в Нигерию, хорошо знает Нигерию и чье процветание было обеспечено в Нигерии».
Пика состояние Данготе достигло в 2014 году, когда он стал первым африканцем, вошедшим в топ-25 рейтинга Forbes с состоянием в $25 млрд (23-е место по состоянию на начало марта, когда был опубликован рейтинг). Но обвал национальной валюты найры и резкое падение спроса на цемент в течение 2014 года сократили его состояние почти вдвое — до $10,3, что отбросило его на 67-е место в рейтинге Forbes и сделало его самым большим неудачником списка.
Бизнес-джет на день рождения
В 2010 году Данготе купил за $45 млн пассажирский самолет Bombardier. Такой подарок он решил сделать себе на 53-летие. Модель Global Express XRS была доставлена в Лагос из Канады.
Это улучшенная и удлиненная версия популярного самолета Global 5000 (Global Express).
У самолета самый просторный салон среди всех самолетов, изначально проектировавшихся как бизнес-джеты. В нем может быть размещено от восьми до 19 пассажиров. В салоне есть центральный кабинет, где можно проводить совещания, кухня, три секции для размещения пассажиров, комната отдыха экипажа и два санузла. Каждая пара кресел, расположенных напротив, трансформируется в полноценное спальное место. В салоне установлены мультимедийная система и встроенные ЖК-мониторы.
Олигарх и меценат
Как его дед и прадед, Данготе поддерживает более чем близкие отношения с властями. В 2003 году он вложил примерно $2 млн в предвыборную кампанию тогдашнего президента Олусегуна Обасанджо, что помогло тому переизбраться на второй срок. Впоследствии бизнесмен жертвовал и президентской библиотеке, и созданному Обасанджо и его вице-президентом Абубакаром Атику фонду на восстановление Национальной мечети. Пять лет назад президент Гудлак Джонатан вручил ему одну из двух высших нигерийских государственных наград — Данготе стал первым не облеченным полномочиями лицом, кто получил титул Великого командора Ордена Нигера.
Футбольный клуб и самолет
На «Арсенал» не хватает
В июне прошлого года Данготе заявил о желании купить английский футбольный клуб «Арсенал». Как отмечала Би-би-си, 58-летний предприниматель признался, что болеет за этот ФК еще с 1980-х годов. В 2010 году он уже рассматривал возможность приобретения пакета в 15,9% акций компании Arsenal Holdings (материнская компания «Арсенала»), но в итоге отказался, а бумаги были проданы американскому предпринимателю Стэну Кронке.
Сейчас у Кронке контрольный пакет в 67,02%. Еще 30,04% акций у российского предпринимателя, миллиардера Алишера Усманова.
Сейчас Данготе занят строительством крупнейшего в Африке нефтехимического комплекса. «Когда мы запустим этот завод, у меня будет достаточно времени и средств, чтобы заплатить нужную сумму, — рассказал он телерадиокорпорации. — Клуб неплохо справляется, но ему требуется другое стратегическое направление. Им нужно быть более целеустремленными, чем сейчас, когда они просто пытаются выращивать игроков и продавать их».
Данготе также возглавляет созданный федеральным правительством Национальный комитет по созданию рабочих мест. При его помощи он рассчитывает стимулировать рост рабочих мест в малом и среднем бизнесе через создание производственных кластеров и облегчение доступа к финансам. В качестве примеров он привел автомобильный кластер в городе Нневи (известный на всю Западную Африку рынок автомобильных запчастей появился там еще в 1970-е) и компьютерный городок Отигба в штате Лагос.
«Я близок к людям во власти, поскольку я один из крупных бизнесменов в Нигерии. Если во власти стоят не те люди, то все деньги, которые у меня есть, бесполезны. Я не хочу, чтобы Нигерия стала еще одной Зимбабве, поэтому я озабочен направлением политики моей страны. — Цитировал его нигерийский журнал Citizen. — Если власть в Нигерии попадет в руки к плохим и неопытным политикам, мое богатство может превратиться в бедность, а я не готов становиться бедным человеком».