Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
В Крыму полностью восстановили электроснабжение Общество, 19:28 Пожар на складе фейерверков в Москве. Прямая трансляция Общество, 19:20 Площадь пожара на складе пиротехники в Москве выросла до 500 кв. м Общество, 19:14 Россиянка впервые в карьере вышла в финал турнира WTA Спорт, 19:06 Что происходит на Евро. День девятый Спорт, 19:05 Где провести уютный вечер у камина РБК и «Галс», 19:04 Кузнецова предложила ввести «декретные выплаты» для бабушек и дедушек Общество, 19:00 Португалия — Германия. Онлайн матча Евро Спорт, 19:00 К тушению пожара на Лужнецкой набережной Москвы привлекли авиацию Общество, 18:55 Ферстаппен выиграл квалификацию Гран-при Франции Спорт, 18:40 СМИ сообщили о переговорах ЦСКА с португальским тренером Спорт, 18:38 Пожар на складе пиротехники в Москве. Видео Общество, 18:30 На время «Алых парусов» центр Петербурга закроют для торговли и пешеходов Общество, 18:28 Быстрое свидание с технологиями: как выбрать идеальный ноутбук РБК и ASUS, 18:15
Бизнес ,  
0 

Игорь Шувалов предложил узаконить Кодекс добросовестных практик

Закон о торговле могут усовершенствовать, включив в него практики саморегулирования торговли. Вице-премьер Игорь Шувалов считает, что добровольно соблюдаемые участниками рынка нормы должны стать обязательными для всех
Вице-премьер РФ Игорь Шувалов
Вице-премьер РФ Игорь Шувалов (Фото: ТАСС)

О том, что первый вице-премьер Игорь Шувалов предложил внести изменения в законодательство, которые бы сделали обязательными и для ретейлеров, и для поставщиков достигнутые в Кодексе добросовестных практик договоренности, РБК рассказали несколько участников встречи с зампредом правительства. Совещание у Шувалова, прошедшее во вторник, было посвящено состоянию российского продовольственного рынка и проходило в рамках заседания Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции.

Встречу посетили представитель Министерства сельского хозяйства, замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов, несколько губернаторов, главы крупнейших производственных и торговых компан​ий, к примеру, основатель сети  Сергей Галицкий и глава ГК «Дикси» Илья Якубсон. На встрече, длившейся около часа, участники обсуждали текущие проблемные для отрасли вопросы. ​

По словам исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Андрея Карпова, Игорь Шувалов считает, что часть решений, принятых в рамках реализации Кодекса добросовестных практик и реально работающих, уже могли бы быть внесены в законодательные акты. 

«Мы с вами должны поддерживать лучшие стандарты поведения на рынке», – цитирует заявление Шувалова пресс-служба вице-премьера по итогам совещания. Официальный представитель первого секретариата вице-премьера Игоря Шувалова уточнил, что представителям крупных и малых сетей, производителям продукции и оптовикам было предложено подготовить свои предложения по внесению отдельных положений Кодекса добросовестных практик в закон «О торговле» в течение недели.

С предложением внести в закон о торговле положения, предусмотренные кодексом, выступили поставщики, рассказал РБК руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. От лица поставщиков и Межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка (МЭС) на совещании это предложил глава Союзмолока Андрей Даниленко, уточняет Юшин. «Шувалов сказал, что это хорошая идея, и предложил МЭС в течение недели предоставить в правительство свои предложения о том, какие именно нормы Кодекса добровольных практик должны стать нормами закона», – уточняет глава национальной мясной ассоциации. По его словам, сейчас далеко не все сети и поставщики подписали этот кодекс, и выполняют его далеко не все, даже подписавшие, – и со стороны сетей, и со стороны поставщиков, признался Юшин. «Нужно оценить, какие именно нормы Кодекса действительно важны для поставщиков и ретейлеров и принудить обе стороны выполнять эти практики. А Кодекс может продолжать жить и дальше, пополняясь новыми правилами и нормами», – считает он.

«Мы активно участвовали и в создании Кодекса добросовестных практик, и было бы логично, чтобы то, о чем мы договорились с сетями, было закреплено законодательно», – сообщил председатель правления отраслевой ассоциации Союзмолоко Андрей Даниленко.  Карпов из АКОРТ также уверен, что решения, которые смогла сформировать отрасль и которые доказали свою эффективность вполне могут стать законодательным актом. «Еще на стадии проработки кодекса предполагалось, что когда-то в будущем он может стать частью законодательной практики», – объясняет Андрей Карпов. 

«Важно то, что Шувалов впервые озвучил возможность внесения изменений в закон «О торговле», раньше он их в целом не поддерживал», – отмечает один из участников совещания. 

Джентльменское соглашение 

О подготовке документа под названием «Кодекс добросовестных практик» стало известно в ноябре 2011 года. Кодекс разрабатывался на базе Межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка, в его подготовке участвовали Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ, объединяет федеральные торговые сети), Национальная мясная ассоциация, Ассоциация производителей и поставщиков продовольственных товаров Руспродсоюз, Национальный союз производителей молока Союзмолоко, «РусБренд», а также объединения малого и среднего бизнеса. По словам инициаторов создания документа, кодекс был призван «снять самые острые противоречия, возникающие между ретейлерами и поставщиками в рамках соблюдения закона «О торговле» (вступил в силу в феврале 2010 года).

Спустя почти год, в октябре 2012 года документ прошел согласование в ФАС. Положения кодекса, подписанного крупнейшими ретейлерами и большинством отраслевых ассоциаций поставщиков, предусматривают применение процедур, не прописанных в федеральном законе. Например, в кодексе прописан срок согласования изменения цены, который не должен превышать 45 дней, а также дается двухнедельный срок, чтобы выразить свое несогласие с обоснованием изменения цены. В документе прописаны сроки уведомления о выводе продукции из ассортиментной матрицы, закреплено положение о том, что до момента официальной даты вывода продукции стороны должны выполнить все взаимные обязательства.

В отношении маркетинговых акций кодекс предусматривает согласование их проведения и предоставление исчерпывающей отчетности со стороны сети о подобных мероприятиях, для недопущения принуждения со стороны сетей поставщиков к участию в подобных акциях. В перечне добросовестных практик указано, что сети должны сами удовлетворять жалобы потребителей на качество продукции, без требования возмещения затрат с поставщиков, если сеть не сможет доказать, что товар был некачественным еще до его передачи в магазин.
Также была создана комиссия по применению кодекса, чьей задачей является разрешение споров между сторонами.

Что стоит внести в закон о торговле

Опрошенные участники отрасли в основном называют сразу несколько положений Кодекса, которые, по их мнению, заслуживают быть прописанными в  законе «О торговле». Важными отмечаются такие положения, как ограничение суммы штрафов за недопоставку товара в размере не более 15% от недопоставки. В случае недопоставки 5% штраф вообще не накладывается. Раньше штрафные санкции у всех сетей были разными, напоминает Андрей Карпов.  Директор по развитию ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров Руспродсоюз Дмитрий Востриков  среди эффективных положений также называет привязку ретробонуса к реальному объему продаж, предсказуемость процедуры вывода товара из ассортиментной матрицы сети, признание недобросовестной практики фиктивных договоров по продвижению товаров и  ограничение сроков принятия цен.

Председатель МЭС и председатель комитета ТПП по развитию потребрынка Александр Борисов пока не комментирует то, какие части практик Кодекса будут внесены на рассмотрение правительства. Однако говорит, что компромисс между торговыми сетями и поставщиками в рамках Совета найден не по всем нормам Кодекса, и может быть найден только в ходе обсуждения. «В ближайшее время мы будем обсуждать все возможные варианты, чтобы понять, какие именно нормы мы можем предложить», – говорит он.  По мнению Борисова, вряд ли сети согласятся принять те формулировки, которые есть в законопроекте об изменениях в закон о торговле, предложенных Ириной Яровой, – например ограничение бонусов и маркетинговых акций, считает он. «Сейчас, независимо от точки зрения сторон, на рынке сложилась некая стабильность, которая позволяет принимать решения в том числе по заморозке цен, но если предлагаемые поправки вступят в силу, и баланс интересов пошатнется, пострадают все», – уверен он.