Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 
Эксклюзив

Цена авиаперелетов экономом за год выросла самым быстрым темпом с 2012-го

По прогнозу экспертов, стоимость билетов в 2022 году может увеличиться на 15–20%
Росстат: в 2021 году темп роста цен на авиаперелеты в России стал максимальным с 2012 года
Темп роста средней стоимости авиаперелетов экономклассом в 2021 году на фоне удорожания керосина достиг максимума за десять лет. Но до абсолютного максимума цены билета еще далеко — она была зафиксирована в 2010 году
«Аэрофлот» AFLT ₽55,7 -2,62% Купить
Фото:  Сергей Коньков / ТАСС
Фото: Сергей Коньков / ТАСС

Годовой темп роста стоимости авиабилетов в денежном выражении на перелеты по России в течение 2021 года достиг максимума как минимум за последние десять лет (2012–2021 годы), следует из данных Росстата.

В декабре 2021 года средняя цена полета в салоне экономического класса самолета составила 5482,21 руб. в расчете на 1 тыс. км пути, что на 15% (или 709,54 руб.) больше, чем в январе прошлого года. Предыдущий максимальный рост стоимости билетов (на 674,53 руб., или 13,18% за год) наблюдался в допандемийном 2019-м: если в январе средняя цена полета составляла 5115,87 руб., то в декабре — 5790,40 руб.

Цена авиаперелетов экономом за год выросла самым быстрым темпом с 2012-го

Но до абсолютного максимума стоимости билета (при анализе с 2000 года) еще далеко — она была зафиксирована в августе 2010 года на уровне 6892,51 руб.

С целью повышения доступности авиаперевозок для населения реализуются три программы субсидирования, заявила РБК cоветник руководителя Росавиации Елена Михеева. В 2022 году субсидируются перевозки по 171 маршруту на сумму 12,3 млрд руб. К тому же по программе развития региональных перевозок будут субсидироваться 415 маршрутов на сумму 9,3 млрд руб., а единая дальневосточная авиакомпания «Аврора» будет выполнять перевозки по 36 социально значимым маршрутам, на эти цели выделено еще 5,9 млрд руб.

Снижение средней стоимости билетов связано с падением платежеспособного спроса и ростом парка самолетов российских перевозчиков, объясняет директор по исследованиям и разработкам Infomost Consulting Алексей Синицкий. «За десять лет авиакомпании обновили парк и сами научились работать эффективнее. Поэтому средний тариф снижается, хотя на востребованных направлениях растет», — добавил эксперт.

Совладелец Внуково заявил о неизбежном росте цен на авиабилеты
Бизнес
Виталий Ванцев

Стоимость авиабилета складывается из затрат на лизинг и техническое обслуживание авиатехники, услуги аэропортов, зарплату персонала, аэронавигацию и др. Но самая значительная часть — на нее приходится около 40% — затраты на керосин, напоминает директор группы корпоративных рейтингов агентства «Национальные кредитные рейтинги» (НКР) Александр Диванов. По данным Refinitiv, в январе 2021 года его средняя стоимость в российских аэропортах составляла 49,550 тыс. руб. за тонну. К декабрю она выросла почти в полтора раза, до 73,187 тыс. руб. Поэтому подорожание топлива, как указывает Диванов, неизбежно приводит к росту стоимости билета, так как у авиакомпаний практически нет запаса маржинальности для сдерживания цен.

В 2021 году из-за этого «Аэрофлот» повысил топливный сбор дважды: на внутрироссийских направлениях он увеличился до 2200 руб. Рост стоимости керосина обошелся компании в 14,5 млрд руб. дополнительных расходов, следует из ее отчетности. Дополнительные расходы крупнейшей частной авиакомпании S7 оказались еще выше — 20 млрд руб., отмечала совладелица и гендиректор S7 Group Татьяна Филева.

Рост цен на керосин может спровоцировать увеличение стоимости билетов за счет топливных сборов и в 2022 году, отмечала пресс-секретарь «Уральских авиалиний» Вера Гасникова. О том, что цены на билеты «пойдут вверх» в 2022 году, предупреждал и совладелец аэропорта Внуково Виталий Ванцев. «Это очевидные вещи, есть законы экономики, с ними спорить абсолютно бессмысленно — либо нужно закрываться, либо повышать тарифы», — отмечал бизнесмен. По прогнозу НКР, стоимость авиабилетов в 2022 году может вырасти на 15–20%.

В S7 и «Уральских авиалиниях» отказались от комментариев. РБК направил запросы в пресс-службу группы «Аэрофлот» и Utair.

Как Росстат оценивает стоимость авиабилетов

Показатель «Полет в салоне экономического класса самолета, в расчете на 1 тыс. км пути» используется специалистами Росстата для расчета индекса потребительских цен. Этот индекс рассчитывается на основе данных из 282 российских городов, а стоимость билетов — только по населенным пунктам с аэропортами. По оценкам ведомства, 2/3 рейсов и билетов, которые попадают в мониторинг цен Росстата, — это перелеты в Москву. «В случае если нет рейсов в Москву, регистраторы фиксируют цены на прямые авиаперелеты в крупные российские города на регулярных рейсах», — пояснили РБК в пресс-службе Росстата.

Специалисты Росстата наблюдают за динамикой стоимости билетов как через интернет, так и приезжая в билетные кассы в аэропортах вылета, чтобы ознакомиться с реальными ценами. Средняя цена на авиабилеты рассчитывается по сложному алгоритму — регистраторы «покупают» билеты, которые рассчитаны на вылет через 15 дней, через 10 дней и через три дня (таким образом можно учесть ценовые изменения, связанные со сроком вылета). Мониторятся цены минимум на три-пять рейсов (все зависит от частоты вылетов из аэропорта в Москву или другие крупные города России). Учитывается стоимость билетов на рейсы, пользующиеся наибольшей популярностью у пассажиров, и тарифы, по которым покупается большинство билетов. Как правило, это билеты средней ценовой категории. При расчетах не учитываются билеты комфорт-класса или бизнес-класса, а также билеты, которые продаются с индивидуальными скидками.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Авиабилеты"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Развожаев сообщил об уничтожении воздушной цели у Севастополя Политика, 05:55
Авиабилеты в экономклассе за год подорожали на 25% Общество, 05:39
Шмыгаль назвал сроки получения оружия после одобрения пакета помощи США Политика, 04:57
Израиль нанес ракетный удар по Ирану Политика, 04:52
Арабские дипломаты покинули Совбез ООН во время выступления Израиля Политика, 04:46
Пьяный житель ЕАО ранил полицейских огнем из ружья Общество, 04:25
ФБР увидела риск «сокрушительного удара» от хакеров «Вольт Тайфун» Политика, 03:57
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Вильфанд спрогнозировал снежинки и мокрый снег в Подмосковье Город, 03:52
«Москвич» оценил риск банкротства из-за иска гонконгской компании о долге Бизнес, 03:39
«Башнефть» установила ограждения от дронов на нефтезаводах Бизнес, 03:33
Россияне разделились в вопросе представления партиями их интересов Политика, 02:58
В Павлограде прогремели взрывы Политика, 02:50
Краснов назвал очевидным украинский след в теракте в «Крокусе» Политика, 02:15
Киев объяснил идею отправлять на передовую осужденных за убийство Политика, 02:12