Перейти к основному контенту
Военная операция на Украине ,  
0 
Эксклюзив

В Минтрансе обсудили вариант национализации самолетов Boeing и Airbus

Минтранс и авиакомпании обсудили варианты сохранения самолетов Boeing и Airbus в России на фоне западных санкций. В частности, рассматривалась возможность их национализации. Такой подход не решит проблему, говорят эксперты
«Аэрофлот» AFLT ₽51,67 -0,56% Купить
Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС
Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

На совещании в Минтрансе с участием крупнейших российских авиакомпаний обсуждался вопрос о том, как оставить в России самолеты иностранного производства в условиях запрета Евросоюза на поставку новых лайнеров и аннулирования действующих лизинговых договоров (до 28 марта 2022 года). Об этом рассказали РБК два источника, знакомых с ходом совещания, которое прошло в понедельник, 28 февраля. По их словам, в качестве одного из вариантов решения проблемы затрагивался вариант национализации таких воздушных судов.

Минтранс склоняется к этой мысли (о национализации самолетов), добавил источник в крупной лизинговой компании. Но власти еще не приняли окончательного решения о том, что делать с самолетами Airbus и Boeing, которые могут быть отозваны лизингодателями, отмечают собеседники РБК. Они ожидают, что конкретный сценарий развития событий может появиться до конца недели.

«Вопрос в стадии оценки», — сказал РБК представитель Росавиации, отвечая на вопросы про варианты сохранения иностранных самолетов в России и возможность их национализации. Подробностей он не привел. РБК направил запрос в пресс-службу Минтранса.

С представителями отрасли встречался замминистра транспорта Игорь Чалик. Во встрече приняли участие топ-менеджеры группы «Аэрофлот» (включает одноименную авиакомпанию, «Победу», «Россию»), S7 Group, «Уральских авиалиний» и Utair. По данным Росавиации на середину февраля 2022 года, эти компании эксплуатировали 491 самолет производства Airbus, Boeing и Embraer. По итогам 2021 года они перевезли 80 млн человек, или 72% от всего пассажиропотока российских авиакомпаний. Парк импортных самолетов «Аэрофлота», S7, «Победы», «России», «Уральских авиалиний» и Utair стоит $10-12 млрд, говорит профессор авиационных финансов Embry-Riddle Aeronautial University Виталий Гужва. РБК направил запросы в их пресс-службы.

На чем российские авиакомпании будут летать после запрета поставок Airbus
Бизнес
Фото:Андрей Любимов / РБК

«Национализация флота — самый реальный сценарий, других вариантов [сохранения работоспособности] прямо сейчас нет», — говорит один из источников РБК. По его словам, это должно быть решение государства, потому что сами компании не имеют законных оснований задерживать самолеты, если есть требование лизинговых компаний их вернуть. Если будет принято решение о выкупе самолетов, государству придется обсуждать такую возможность с США и ЕС, отмечает другой собеседник. Как технически может происходить «национализация» иностранных самолетов, источники не говорят.

Государство будет помогать в первую очередь группе «Аэрофлот» (на нее приходится 41% рынка авиаперевозок), указывают источники РБК. В «Аэрофлоте» государству принадлежит 57,3% акций, акционеры же S7 и «Уральских авиалиний» — физические лица. Группа S7 принадлежит семье Владислава Филева, компания «Уральские авиалинии» — ее гендиректору Сергею Скуратову.

В случае национализации иностранных самолетов на них можно будет летать не больше полугода, поскольку западные санкции распространяются и на поставки запчастей, говорит директор научного центра экономического мониторинга, анализа и прогнозирования Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации Александр Фридлянд. «Затем начнется дефицит запчастей, самолеты будут каннибализировать (разбирать на запчасти)», — отмечает он. Национализация самолетов — это не спасение ситуации, соглашается источник РБК в российской авиакомпании из топ-5, парк надо еще ремонтировать и менять запчасти, «будет каннибализм флота».

Более эффективной временной мерой Фридлянд считает вложение средств в восстановление советской и российской авиатехники — Ан-24/26, Ту-134/154, Як-40/42 и Ил-96.

26 февраля из-за военных действий на Украине ЕС ввел санкции против российского транспортного сектора, которые включают запрет на продажу России воздушных судов и запчастей к ним. После этого российские перевозчики столкнулись с отказом в сотрудничестве со стороны Airbus и Boeing, производителей моторов и комплектующих. Одна из крупнейших авиализинговых компаний в мире AerCap объявила о прекращении сотрудничества с российскими авиакомпаниями. Вылетев за пределы страны, не смогли выполнить обратные рейсы два самолета «Победы» и Nordwind Airlines: воздушные суда были задержаны по требованию лизингодателей.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Авиация"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 27 апреля
EUR ЦБ: 98,72 (+0,01)
Инвестиции, 26 апр, 16:31
Курс доллара на 27 апреля
USD ЦБ: 92,01 (-0,12)
Инвестиции, 26 апр, 16:31
Правительство освободило льготников от комиссий при оплате ЖКУ Общество, 12:38
Курс евро превысил ₽100 Инвестиции, 12:22
Двое жителей пострадали при обстреле курского села Козино Политика, 12:22
Аутсайдер КХЛ расстался с главным тренером Спорт, 12:14
В Москве задержали мужчину, напавшего с ножом на бывшую жену Общество, 12:14
«Динамо» объявило об уходе капитана и рекордсмена клуба по числу матчей Спорт, 11:56
В Тюменской области сдвинулись пики паводка Общество, 11:52
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
WSJ сообщила об оценке НАТО вероятности нападения России на соседей Политика, 11:48
Юристы призвали Байдена прекратить помощь Израилю Политика, 11:37
Дюков назвал неправильным пропуск Федуном заседаний исполкома РФС Спорт, 11:36
Роналдо продал свой первый клуб за $117 млн Спорт, 11:14
США сбили беспилотник хуситов в Красном море Политика, 11:04
Глава HSBC решил уйти после «пяти напряженных лет» Финансы, 11:02
Как Гейтс и Далио: зачем успешные лидеры медитируют — Fast Company Pro, 11:02